Аналитика

Информация о текущем состоянии отрасли
машиностроения и металлообработки в
Республике Казахстан в 2024 году (за
январь-июль 2024 года)

Выбрать категорию:
Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-июль 2025 года в сравнении с аналогичным периодом 2024 года

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-июле 2025 года объем производства в машиностроении достиг отметки в 2 854,2 млрд. тенге и увеличился в стоимостном выражении на 22,3% к январю-июлю 2024 года (2 332,9 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 114% к аналогичному периоду 2024 года.

В металлообработке[1] объемы производства за отчетный период составили 343,2 млрд тенге, что в стоимостном выражении на 14% превышает уровень за январь-июль предыдущего года (300,9 млрд тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 114% к аналогичному периоду 2024 года (Рис. 1).

Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 18,8 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года (18,9 млрд. тенге) отмечается снижение в стоимостном выражении на 0,4%, а в реальном выражении сокращение на 8,9% из-за снижения литья чугуна (в 2,6 раза) и прочих цветных металлов и их сплавов (на 8,2%).


[1] ОКЭД 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке
Источник: БНС АСПиР РК

В январе-июле 2025 года выросли все виды деятельности в отрасли машиностроения.

Положительная динамика в целом по отрасли обеспечена за счет увеличения физического объема производства автомобилей, прицепов и полуприцепов на 18,6% (при доле в отрасли 40,7%), машин и оборудования, не включенных в другие группировки на 6,4% (при доле в отрасли в 12,5%), прочих транспортных средств на 6% (при доле в отрасли 11,9%), электрического оборудования на 18,4% (при доле в отрасли в 8,4%), компьютеров, электронного и оптического оборудования в 1,6 раза (при доле в отрасли 1,9%), а также ремонта и установки машин и оборудования на 10,3% (при доле в отрасли в 24,6%). (Табл. 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по видам деятельности машиностроения в стоимостном выражении, млн тенге.

Виды деятельности

Январь-июль 2024

Январь-июль 2025

ИФО, %

Янв-июль2024/

Янв-июль 2025

Производство компьютеров, электронной и оптической продукции

30 342

53 660

157,7

Производство электрического оборудования

196 059

240 007

118,4

Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории

272 223

357 647

106,4

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов

915 335

1 161 812

118,6

Производство прочих транспортных средств

345 579

340 275

106,0

Ремонт и установка машин и оборудования

573 325

700 783

110,3

 

Источник: БНС АСПиР РК

В разрезе ключевых секторов машиностроения за январь-июль 2025 года в автомобилестроении произведено 75 406 легковых пассажирских автомобилей (+19%), 4 091 грузовых автомобилей (-10,5%), 1 361 автобусов (+5,5%), 1 948 прицепа и полуприцепа, контейнеров (+2,8%) и 453 единиц специальных и специализированных автомобилей (+84,1%), также выпущено автомобильных частей и принадлежностей на 264,5 млн. тенге (+29,4%).

В сельхозмашиностроении увеличилось производство тракторов для сельского и лесного хозяйства на 38,1% и составило 4 546 штук, зерноуборочных комбайнов на 29,3% и составило 618 штук, жаток на 21,5% и составило 587 штук, а также частей машин для сельского и лесного хозяйства и услуг в области производства машин для сельского и лесного хозяйства на 58,8% и составили 3 421,5 млн. тенге.

В нефтегазовом машиностроении объемы производства нефтепромыслового оборудования увеличились на 26% и составили 27,1 млрд. тенге. Выпуск насосов сократился на 8,5% и составил 6 382 штук.

В железнодорожном машиностроении в январе-июле 2025 года было выпущено 1 916 штук грузовых вагонов, что в 3,4 раза больше объема производства за аналогичный период 2024 года (559 штук). Также увеличилось производство пассажирских вагонов на 12% и составило 56 штук. Сократился выпуск локомотивов на 12,5% и составил 42 штуки, а также подшипников на 37,4% (с 16 251 тонн до 10 173 тонн).

В электротехническом машиностроении увеличился выпуск аккумуляторов (на 2,9%) и составил 1 331,3 тыс. штук и волоконно-оптических кабелей (в 2,2 раза) и составил 6,8 млрд. тенге. Сократилось производство электрических трансформаторов (на 22,2%) и составил 15,6 тыс. штук, высоковольтной аппаратуры (-16,6%) и составило 4 481 штук, проводов и кабелей электронных и электрических прочих (-10,8%) и составило 836,3 тыс. км, электрических конденсаторов (-16%) и составило 4 388 штук, а также светильников и устройств осветительных (-35,3%) и составило 304 тыс. штук.

В горнорудном машиностроении производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов увеличилось на 25,5% и составило 20 млрд. тенге.

В металлообработке на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 5%, радиаторов для центрального отопления – в 1,7 раза, пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 27,2%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 26,9%, а также раковин и моек из черных металлов – на 65,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 26,4%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 12,2%, в том числе резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 44,4%, а также цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 44,8%. (Табл. 2).

Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении

Виды деятельности

Январь-июль 2024

Январь-июль 2025

ИФО, %

Янв-июль2024/

Янв-июль 2025

Металлоконструкции строительные сборные, тонн

47 131

49 475

105,0

Радиаторы для центрального отопления, без нагрева электрического, из металлов черных, тонн

1 243

2 168

174,4

Котлы центрального отопления для производства горячей воды или пара с низким давлением, штук

11 436

8 420

73,6

Цистерны, резервуары и контейнеры металлические прочие, штук

2 172

1 906

87,8

из них: резервуары для нефти и нефтепродуктов, штук

938

521

55,6

Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и емкости аналогичные для веществ любых (кроме газов) из металлов черных вместимостью 50-300 л, не снабженные оборудованием механическим или тепловым, штук

211 472,0

116 753,0

55,2

Пробки корончатые и заглушки, колпачки и крышки из металлов неблагородных (недрагоценных), тыс. штук

1 560 089,7

1 983 894,0

127,2

Раковины и мойки из металлов черных, тыс. штук

9

16

165,6

Шары перемалывающие и изделия аналогичные для мельниц, литые, тонн

19 181

24 347

126,9

 

Источник: БНС АСПиР РК

В целом для сохранения устойчивой положительной динамики отраслей предприятиям продолжает оказываться поддержка со стороны государства. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».

В машиностроительной отрасли планируется дальнейшее развитие железнодорожного кластера с освоением на действующих производствах практически всей линейки продукции для ж/д транспорта и магистральных путей: от мелких изделий до грузовых полувагонов. Реализация данных проектов позволит повысить уровень локализации в железнодорожном машиностроении до 50% к 2030 году. Кроме того, в рамках дополнительного соглашения к инвестиционному контракту продлено освобождение от налоговых и таможенных пошлин для проекта по производству и сервисному обслуживанию железнодорожных локомотивов и подвижного состава. Этот шаг способствует развитию индустрии и укреплению ее конкурентоспособности. В 2025 году в Атырауской области по проекту «ТексолТранс» построят завод по производству грузовых вагонов. В случае реализации проекта будет создано 180 рабочих мест.

В нефтегазовом машиностроении налажено производство частей для насосов и компрессоров, кранов, клапанов, вентилей, арматуры для трубопроводов, баков и цистерн. В скором времени будет запущено производство запорной арматуры, насосного, компрессорного и гидроциклонного оборудования, винтовых насосных систем и расширение производства нефтегазового оборудования.

В автомобилестроении ведется поэтапный переход на более сложный уровень сборки транспортных средств. Автопроизводителями выполняются обязательства по поэтапному доведению доли мелкоузловой сборки (CKD) до 50% от общего объема производства к 2027 году. В рамках развития автокомпонентной базы в малых промышленных зонах городов Костанай и Алматы реализуются проекты по производству сидений, пластиковых деталей и мультимедийных систем.

Продолжается работа по наращиванию производства бытовой техники за счет привлечения новых инвесторов, таких как китайская компания HKC Corporation и южнокорейская Samsung Electronics на базе действующего предприятия ТОО «Silk Road Electronics» в городе Сарань. Одним из новых проектов в сфере производства бытовой техники Казахстана является «ALMATY TURMYSTYQ TEHNIKA ZAVODY». В Алматинской области будет построен завод по производству бытовой техники, годовой объем производства которого составит 750 000 единиц. Данный проект также создаст 1 200 новых рабочих мест и увеличит долю производства бытовой техники в Казахстане. Увеличение производственных мощностей позволит обеспечить внутренний рынок страны и увеличить возможности экспорта.

Постановлением Правительства трансформаторы и электрические подстанции исключены из Национального режима государственных закупок, при этом список расширен почти до 1,6 тыс. машиностроительных товаров. Эти шаги направлены на стимулирование внутреннего производства и поддержку отечественных производителей.

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Необходимы дополнительные меры по: развитию производств конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана, повышению внутристрановой ценности; содействию выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок; совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение доступным сырьем, техническое регулирование, подготовка кадров); внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.