Аналитика

Информация о текущем состоянии отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Казахстан в 2024 году (за январь-июль 2024 года)

1. Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-июль 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-июле 2024 года объем производства в машиностроении достиг отметки в  2 332,9 млрд. тенге и увеличился в стоимостном выражении 5% к январю-июлю 2023 года (2 221,8 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 104,7% к аналогичному периоду 2023 года.

В металлообработке[1] объемы производства за отчетный период составили 300,9 млрд. тенге, что в стоимостном выражении на 28,3% превышает уровень за январь-июль предыдущего года (234,6 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 129,8% к аналогичному периоду 2023 года (Рис. 1).

Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 18,9 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года (17,7 млрд. тенге) отмечается рост в стоимостном выражении на 7%, а в реальном выражении –на 2,8% из-за увеличения литья чугуна (на 13,6%) и стали (на 6,5%).

Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке

Источник: БНС АСПиР РК

В январе-июле 2024 года выросли все виды деятельности в отрасли машиностроения, кроме производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки – снижение на 10,1% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – снижение на 14,9% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. По мнению отраслевой организации «Қазақстанның Автокөлік Одағы», уменьшение производства автомобилей в Казахстане происходит в результате серого импорта, что приводит к прогнозируемой корректировке заказов на производство в ближайшие месяцы.

Положительная динамика в целом по отрасли обеспечена за счет увеличения физического объема ремонта и установки машин и оборудования на 2,3% (при доле в отрасли 24,6%), производства прочих транспортных средств в 1,9 раза при доле 14,8%, а также производства электрического оборудования на 16,4% при доле в 8,4%. (Табл. 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по видам деятельности машиностроения в стоимостном выражении, млн. тенге.

Виды деятельности Январь-июль 2023 Январь-июль 2024 ИФО, %

янв-июль 2023/

янв-июль 2024

1.   Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции 24 596 30 342 253,2
2.   Пр-во электрического оборудования 160 000 196 059 116,4
3.   Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории 315 940 272 223 89,9
4.   Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов 1 016 676 915 335 85,1
5.   Пр-во прочих транспортных средств 201 186 345 579 193,0
6.   Ремонт и установка машин и оборудования 503 403 573 325 102,3

Источник: БНС АСПиР РК

В разрезе ключевых секторов машиностроения за январь-июль 2024 года в автомобилестроении произведено 63 370 легковых пассажирских автомобилей (-19,3%), 4 571 грузовых автомобилей (-15%), 1 310 автобусов (-11,1%), 704 прицепа и полуприцепа, контейнеров (-14,5%) и 260 единиц специальных и специализированных автомобилей (+6,1%), также выпущено автомобильных частей и принадлежностей на 195,1 млн. тенге (-35,8%). Одной из основных причин снижения производства являются изменения на рынке, а именно неконтролируемый импорт старых и новых автомобилей «серыми» дилерами, которые не соответствуют Техническому регламенту ЕАЭС.

В сельхозмашиностроении увеличилось только производство частей машин для сельского и лесного хозяйства и услуг в области производства машин для сельского и лесного хозяйства на 18,1% и составили 1,9 млрд. тенге, сократилось производство тракторов на 5% (с 3 479 до 3 303 штук), комбайнов – на 40% (с 797 до 478 штук), жаток – на 25,9% с 652 до 483 штук. Причиной снижения выпуска сельхозтехники является снижение конкурентоспособности тракторов и сельхоз машин отечественного производства из-за низкой локализации, зависимости от поставок машинокомплектов и увеличения себестоимости техники.

В нефтегазовом машиностроении объемы производства нефтепромыслового оборудования увеличились на 4,5% и составили 21,5 млрд. тенге. Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования сократилось в 3 раза и составило 56,4 млн. тенге. Выпуск насосов также сократился на 5,2% и составил 7 562 штук.

В железнодорожном машиностроении в январе-июле т.г. было выпущено 536 штук грузовых вагонов, что в 13,4 раза больше объема производства за аналогичный период прошлого года (40 штук). Кроме того, увеличилось производство локомотивов – на 17,1% (с 41 до 48 штук), пассажирских вагонов – в 8,3 раза (с 6 до 50 штук), а также подшипников – на 45,4% (с 11,2 тыс. тонн до 16,3 тыс. тонн).

В электротехническом машиностроении увеличился выпуск проводов и кабелей электронных и электрических прочих (на 33,3%) и составил 925,4 тыс. км, светильников и устройств осветительных (на 4,6%) и составил 410,6 тыс. штук, аккумуляторов (на 9,2%) и составил 1,3 млн. штук. Сократилось производство электрических трансформаторов (-0,4%) и составило 20,1 тыс. штук, электрических конденсаторов (-12,8%) и составило 5,2 тыс. штук, высоковольтной аппаратуры (-6,8%) и составил 4,9 тыс. штук и волоконно-оптических кабелей (-50,8%) и составило 2,6 млрд. тенге.

В горнорудном машиностроении на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 33,7%,  цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 33,9%, радиаторов для центрального отопления – на 7,5%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 0,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 46,9%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 18,6%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 3,8%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 30,3%, а также раковин и моек из черных металлов – на 42,7% (Табл. 2)производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов сократилось на 7,3% и составило 15,6 млрд. тенге.

В металлообработке на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 38,2%,  цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 60,3%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 1,8%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 40,8%, радиаторов для центрального отопления – на 13,8%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 15%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 6,1%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 32,7%, а также раковин и моек из черных металлов – на 39,2% (Табл. 2на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 33,7%,  цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 33,9%, радиаторов для центрального отопления – на 7,5%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 0,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 46,9%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 18,6%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 3,8%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 30,3%, а также раковин и моек из черных металлов – на 42,7% (Табл. 2).

Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении

Виды деятельности Январь-июль 2023 Январь-июнль 2024 ИФО, %

янв-июль 2023/

янв-июль 2024

1.   Металлоконструкции строительные сборные, тонн 33 871 45 289   133,7
2.   Радиаторы для центрального отопления, без нагрева электрического, из металлов черных, тонн   1 170 1 259   107,5
3.   Котлы центрального отопления для  производства горячей воды или пара с низким давлением, штук 19 848 10 547   53,1
4.   Цистерны, резервуары и контейнеры металлические прочие, штук 1 237 1 656   133,9
из них: резервуары для нефти и нефтепродуктов, штук  610   496   81.4
5.   Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и емкости аналогичные для веществ любых (кроме газов) из металлов черных вместимостью 50-300 л, не снабженные оборудованием механическим или тепловым, штук  239 078 229 912    96,2
6.   Пробки корончатые и заглушки, колпачки и крышки из металлов неблагородных (недрагоценных), тыс. штук 1 261 633,6 1 268 709,0   100,6
7.   Раковины и мойки из металлов черных, тыс. штук   17,1  9,8   57,3
8.   Шары перемалывающие и изделия аналогичные для мельниц, литые, тонн 26 872   18 731   69,7

Источник: БНС АСПиР РК

В целом для сохранения устойчивой положительной динамики отраслей в 2024 году предприятиям продолжает оказываться поддержка со стороны государства. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».

В машиностроительной отрасли планируется дальнейшее развитие железнодорожного кластера с освоением на действующих производствах практически всей линейки продукции для ж/д транспорта и магистральных путей: от мелких изделий до грузовых полувагонов. Реализация данных проектов позволит повысить уровень локализации в железнодорожном машиностроении до 50% к 2030 году.

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Необходимы дополнительные меры по: развитию производств конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана, повышению внутристрановой ценности; содействию выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок; совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение доступным сырьем, техническое регулирование, подготовка кадров); внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.

2. Динамика инвестиций в основной капитал машиностроения и металлообработки за январь-июль 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года

2024 года объем инвестиций в основной капитал машиностроения составил 85,6 млрд. тенге, что в 3,1 раза больше в стоимостном выражении за аналогичный период предыдущего года (27,7 млрд. тенге).

В металлообработке объем инвестиций в основной капитал составил 14,1 млрд. тенге и сократился на 17,5% по сравнению с январем-июлем 2023 года (17,1 млрд. тенге) (Рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал в машиностроение и металлообработку

Источник: БНС АСПиР РК

В машиностроении рост объема инвестиций произошел в таких секторах как производство электрического оборудования (рост в 2,9 раза), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (рост в 3,7 раза), производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (рост в 13,3 раза), а также производство прочих транспортных средств (рост в 1,3 раза). Увеличение объема вложений в данные сектора обусловлено началом строительства в Алматы автомобильного локализационного парка Hyundai по производству сидений, систем мультимедиа и пластиковых деталей, строительство нового завода Kia в Костанае мощностью 70 тыс. автомобилей в год, а также запуском производства бытовой техники на заводе Silk Road Electronics в индустриальной зоне г. Сарани Карагандинской области. Кроме того, в городе Атырау начал работу завод по производству платформ для перевозки грузовых открытых и закрытых вагонов, цистерн, вагонов-хопперов и контейнеров.

 Сокращение отмечается в таких подотраслях как производство компьютеров, электронного и оптического оборудования (-83,1%) и ремонт и установка машин и оборудования (-9,6%).

В структуре инвестиций в основной капитал машиностроения наибольшую долю занимают такие сектора как производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 54,4%, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки – 19% и производство прочих транспортных средств – 12,3%

Таблица 3 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал по видам деятельности в машиностроении, тыс. тенге.

Виды деятельности Январь-июль 2023 Январь-июль 2024 ИФО, %

янв-июль 2023/

янв-июль 2024

1.   Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции 3 188 234 538 128 16,9
2.   Пр-во электрического оборудования 2 080 357 5 983 005  287,6
3.   Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории 4 387 207 16 273 538 370,9
4.   Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов 3 504 522 46 597 892 1 329,7
5.   Пр-во прочих транспортных средств 8 209 469 10 490 053 127,8
6.   Ремонт и установка машин и оборудования 6 302 563 5 697 956 90,4

Источник: БНС АСПиР РК

3. Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке за II квартал 2024 года в сравнении со II кварталом 2023 года.

Во втором квартале 2024 года фактическая численность занятых в отрасли машиностроения по сравнению со вторым кварталом 2023 года сократилась на 940 человек и составила 65 753 человек, из них 30,9 тыс. чел. или 47% занято в ремонте и установке машин и оборудования (Рис. 3).

В металлообработке, включая производство прочих стальных изделий путем первичной обработки и литье металлов, фактическая численность работников в отчетном периоде составила 10 001 человек, что на 2 чел. меньше, чем во втором квартале 2023 года (10 003 чел.).

Рисунок 3 – Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке

Источник: БНС АСПиР РК

В машиностроении сокращение фактической численности работников произошел в основном из-за снижения числа работников в ремонте и установке машин и оборудования (-1 998 чел.), производстве машин и оборудования, не включенных в другие категории (- 290 чел.), производстве электрического оборудования (-165 чел.). Рост количества работников отмечается в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (+740 чел.), а также в производстве прочих транспортных средств (+773 чел.).

В металлообработке на сокращение показателя повлияло снижение количества фактически занятых работников в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (-146 чел.), несмотря на рост работников в отрасли литья металлов (на 132 чел.), а также в производстве прочих стальных изделий путем первичной обработки (+12 чел.) (Табл. 4).

Таблица 4- Фактическая численность работников в разрезе видов деятельности машиностроения и металлообработки за II  кв. 2024 г. по сравнению с II  кв. 2023 г.

Виды деятельности I кв. 2023,

чел.

I кв. 2024,

чел.

Машиностроение

1.  Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции    472    462
2.  Пр-во электрического оборудования   6 623   6 435
3.  Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории   17 014   16 743
4.  Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов   5 360   6 353
5.  Пр-во прочих транспортных средств   3 964   4 689
6.  Ремонт и установка машин и оборудования   33 387   31 926
Итого:   66 820     66 608

Металлообработка

1.  Пр-во прочих стальных изделий путем первичной обработки    744    745
2.  Литье металлов   1 291   1 463
3.  Пр-во готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования   7 804   7 849
Итого:   9 839   10 057

Источник: БНС АСПиР РК

4. Динамика производительности труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года

За январь-декабрь 2023 года производительность труда в машиностроении составила 39,7 тыс. долларов США/чел. или 18 098,3 тыс. тенге/чел., что в реальном выражении в 1,9 раза выше уровня за аналогичный период 2022 года. Увеличение обусловлено опережающим ростом валовой добавленной стоимости (в 2 раза) над ростом фактической численности занятых в отрасли (на 5,6%).

В металлообработке за отчетный период производительность труда составила 26,4 тыс. долларов США/чел. или 12 038 тыс. тенге/чел., что в реальном выражении на 5,6% выше уровня соответствующего периода 2022 года.

Рисунок 4 – Производительность труда в машиностроении и металлообработке  за январь-декабрь 2023/2022 года

5. Динамика количества действующих предприятий в машиностроении и металлообработке по состоянию на 1 августа 2024 года

По состоянию на 1 августа 2024 года в машиностроении насчитывается   4 054 действующих предприятий, из них малых – 3 884, средних – 104, крупных – 66. По сравнению с ситуацией на 1 августа 2023 года общее количество действующих предприятий в отрасли увеличилось на 180 единиц, произошло это за счет роста количества малых (+175 ед.), средних (+2 ед.) и крупных (+3 ед.) предприятий.

По всем видам деятельности машиностроения отмечается увеличение количества действующих предприятий, кроме производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – число предприятий осталось неизменным. Наибольший рост в ремонте и установке машин и оборудования (+ 58 ед.) (Табл. 5).

Таблица 5- Количество действующих предприятий в разрезе видов деятельности машиностроения, ед.

Виды деятельности на 1 июля 2023, ед. на 1 июля 2024, ед. Изменение, ед.

(+ ; — )

Машиностроение  3 863   4 038  175
Малые  3 697   3 869  172
Средние  102    103  1
Крупные  64    66  2
1.    Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции  232    240  8
Малые  229    237  8
Средние  3    3  0
Крупные 0 0  0
2.    Пр-во электрического

оборудования

 382    431  49
Малые  360    407  47
Средние  13    15  2
Крупные  9    9  0
3.     Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории  557    601  44
Малые  520    565  45
Средние  25    23  -2
Крупные  12    13  1
4.     Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов  105    101  -4
Малые  95    92  -3
Средние  5    4 -1
Крупные  5    5  0
5.     Пр-во прочих транспортных средств  96    104  21
Малые  82    100  18
Средние  7    7  0
Крупные  6    8  2
6.     Ремонт и установка машин и оборудования  2 491   2 546  55
Малые  2 410   2 464  54
Средние  49    51  2
Крупные  32    31 -1

Источник: БНС АСПиР РК 

В металлообработке количество действующих предприятий составило 1 767 единиц, что на 69 единиц больше показателя предыдущего года (1 698 ед.). Увеличилось количество малых предприятий (+68 ед.) и средних предприятий (+3 ед.) (Табл. 6).

Таблица 6- Количество действующих предприятий в металлообработке, ед.

Виды деятельности на 1 июля 2023, ед. на 1 июля 2024,  ед. Изменение, ед.

(+ ; — )

Металлообработка 1 698 1 767 69
Малые 1 656 1 724 68
Средние 29 32 3
Крупные 13 11 -2

Источник: БНС АСПиР РК

6. Динамика показателей объемов экспорта и импорта в машиностроении и металлообработке в денежном выражении за январь-июнь 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

За январь-июнь 2024 года объем экспорта машиностроительной продукции Казахстана составил 1 801,7 млн. долл. США, и сократился в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,3% (январь-июнь 2023 года – 2 007,9 млн. долл. США).

Экспорт продукции металлообработки в январе-июне 2024 года составил 2 255,7 млн. долл. США и сократился на 6,6% по сравнению с соответствующим периодом 2023 года (2 414,6 млн. долл. США) (Рис. 5).

Рисунок 5 – Экспорт в машиностроении и металлообработке

Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК

В машиностроении среди ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп за январь-июнь 2024 г. в стоимостном выражении к аналогичному периоду 2023 года больше всего вырос экспорт следующих товаров:

  • Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием– в 22,9 раза;
  • Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг – в 19,4 раза;
  • Тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные – в 2,7 раза..

В металлообработке в ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп больше всего увеличился экспорт по следующим позициям:

  • Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки толщиной более 10 мм– на 17,1%;
  • Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, оцинкованный иным способом– на 15,4%;
  • Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки– на 13,6% (Табл. 7).

Таблица 7– Перечень наиболее экспортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-май 2024-2023 годов (Топ-10 товаров)

№ п/п ТНВЭД-6 Наименование ТНВЭД-6 2023 2024
тонн тыс.$ тонн тыс.$

Машиностроение

1. 880240 Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг 41  21 200  382  385 700
2. 840130 Тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные  45  51 639  51  69 587
3. 860719 Прочие тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса, включая части 23 628 43 772 42 564 55 703
4. 850220 Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием 163 1 414 1 641 49 172
5. 848250 Подшипники с цилиндрическими роликами прочие 8 321 37 087 10 899 42 492
6. 850710 Свинцовые, используемые для запуска поршневых двигателей 13 252 31 493 14 233 26 544
7. 854449 Прочие проводники электрические на напряжение не более 80 в 1 130 10 477 1 845 19 874
8. 845011 Машины стиральные, бытовые или для прачечных, емкостью не более 10 кг сухого белья, полностью автоматические 4 473 27 416 4 165 19 135
9. 870324 Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 507 25 705 359 16 630
10. 850421 Трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью не более 650ква 2 937 9 862 5 506 16 113

Металлообработка

1. 720241 Феррохром, содержащий более 4 мас.% углерода  509 610 789 802 591 608 763 278
2. 721049 Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, оцинкованный иным способом 142 851 119 773 141 564 131 735
3. 720836 Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки толщиной более 10 мм 212 273 126 293 220 438 130 100
4. 720915 Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, холоднокатаный, неплакированный, без гальванического или другого покрытия, без дальнейшей обработки, в рулонах толщиной 3 мм 135 397 91 839 124 158 87 210
5. 721420 Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки 114 869 69 278 130 062 78 594
6. 720221 Ферросилиций, содержащий более 55 мас.% кремния 66 950 105 787 52 832 67 845
7. 720249 Прочий феррохром 15 645 78 483 19 644 63 689
8. 720854 Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, неплакированный, не в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки, толщиной менее3 мм 104 638 68 670 98 310 60 852
9. 720230 Ферросиликомарганец 59 739 55 930 59 230 51 496
10. 720711 Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины 97 153 49 603 89 488 43 708

Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК

За январь-июнь 2024 года объем импорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 10 887,5 млн. долл. США и сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,1% (12 244,4 млн. долл. США в январе-июне 2023 г.).

В металлообработке импорт продукции за отчетный период составил               2 024,9 млн. долл. США, что на 6,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 года (2 159,2 млн. долл. США) (Рис. 6).

Рисунок 6– Импорт продукции машиностроения и металлообработки

Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК

В машиностроении среди ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп за январь-июнь 2024 г. в стоимостном выражении к аналогичному периоду 2023 года больше всего вырос импорт следующих видов товаров:

  • Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг – в 2,9 раза;
  • Блоки вычислительных машин, блоки обработки данных, отличные от описанных в субпозиции 8471 41 или 8471 49, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств: запоминающее, ввода, вывода– в 1,4 раза;
  • Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3 – в 1,3 раза.

В металлообработке из ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп значительно увеличился импорт по следующим позициям:

  • Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие 0,25 масс.% или более углерода – в 2,1 раза;
  • Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки – в 1,4 раза;
  • Прочие металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части – в 1,3 раза (Табл. 8).

Таблица 8 – Перечень наиболее импортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-июнь 2024-2023 годов (Топ-10 товаров)

№ п/п ТНВЭД-6 Наименование ТНВЭД-6 2023 2024
тонн тыс.$ тонн тыс.$

Машиностроение

1. 880240 Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг  216  256 325  525  612 038
2. 870323 Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с раб. объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3  49 977  600 221  47 802  450 113
3. 870710 Кузова для моторных транспортных средств товарной позиции 8703  49 483  598 188  33 515  422 427
4. 840734 Двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, применяемые на транспортных средствах группы 87, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3  31 872  269 255  25 935  211 621
5. 870322 Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3  14 262  139 412  23 771  200 700
6. 870324 Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3  16 317  329 782  9 213  196 160
7. 851762 Машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы  981  148 633  1 025  148 853
8. 847130 Машины вычислительные цифровые портативные массой не более10 кг, содержащие, по крайней мере, из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея  592  162 197  589  129 621
9. 848180 Арматура прочая для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей  9 677  128 033  8 922  118 116
10. 841112 Двигатели турбореактивные тягой более 25 кн  19  38 699  20  102 382
Металлообработка
1. 720720 Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие 0,25 мас.% или более углерода  56 842  40 480  157 332  118 427
2. 721420 Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки  147 200  78 273  206 906  114 799
3. 732690 Прочие изделия из черных металлов  18 429  116 775  21 417  112 197
4. 730890 Прочие металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части  26 371  66 433  44 322  93 231
5. 720711 Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины  190 511  94 526  191 777  86 560
6. 730429 Прочие трубы обсадные, насосно-компрессорные и бурильные для бурения нефтяных или газовых скважин, из черных металлов (кроме чугунного литья)  64 426  85 839  59 681  70 337
7. 732611 Шары перемалывающие и аналогичные изделия для мельниц из черных металлов кованые или штампованные, но без дальнейшей обработки  41 201  48 142  51 383  58 683
8. 721070 Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, окрашенный, лакированный или покрытый пластмассой  58 093  44 439  70 758  56 654
9. 721499 Прочие прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования  82 687  47 385  79 186  49 660
10. 730661 Квадратного или прямоугольного поперечного сечения  54 520  45 401  52 943  41 079

Более полные данные экспорта и импорта по товарным позициям кодов ТНВЭД 72, 73, 84-90 приведены в приложении к настоящей информации.

[1] ОКЭД 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2019 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–сентябрь 2020 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2020 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–апрель 2021 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–май 2021 года