Информация о текущем состоянии отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Казахстан в 2024 году (за январь-июль 2024 года)
1. Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-июль 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-июле 2024 года объем производства в машиностроении достиг отметки в 2 332,9 млрд. тенге и увеличился в стоимостном выражении 5% к январю-июлю 2023 года (2 221,8 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 104,7% к аналогичному периоду 2023 года.
В металлообработке[1] объемы производства за отчетный период составили 300,9 млрд. тенге, что в стоимостном выражении на 28,3% превышает уровень за январь-июль предыдущего года (234,6 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 129,8% к аналогичному периоду 2023 года (Рис. 1).
Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 18,9 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года (17,7 млрд. тенге) отмечается рост в стоимостном выражении на 7%, а в реальном выражении –на 2,8% из-за увеличения литья чугуна (на 13,6%) и стали (на 6,5%).
Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке
Источник: БНС АСПиР РК
В январе-июле 2024 года выросли все виды деятельности в отрасли машиностроения, кроме производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки – снижение на 10,1% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – снижение на 14,9% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. По мнению отраслевой организации «Қазақстанның Автокөлік Одағы», уменьшение производства автомобилей в Казахстане происходит в результате серого импорта, что приводит к прогнозируемой корректировке заказов на производство в ближайшие месяцы.
Положительная динамика в целом по отрасли обеспечена за счет увеличения физического объема ремонта и установки машин и оборудования на 2,3% (при доле в отрасли 24,6%), производства прочих транспортных средств в 1,9 раза при доле 14,8%, а также производства электрического оборудования на 16,4% при доле в 8,4%. (Табл. 1).
Таблица 1 – Динамика объемов производства по видам деятельности машиностроения в стоимостном выражении, млн. тенге.
Виды деятельности | Январь-июль 2023 | Январь-июль 2024 | ИФО, %
янв-июль 2023/ янв-июль 2024 |
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 24 596 | 30 342 | 253,2 |
2. Пр-во электрического оборудования | 160 000 | 196 059 | 116,4 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 315 940 | 272 223 | 89,9 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 1 016 676 | 915 335 | 85,1 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 201 186 | 345 579 | 193,0 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 503 403 | 573 325 | 102,3 |
Источник: БНС АСПиР РК
В разрезе ключевых секторов машиностроения за январь-июль 2024 года в автомобилестроении произведено 63 370 легковых пассажирских автомобилей (-19,3%), 4 571 грузовых автомобилей (-15%), 1 310 автобусов (-11,1%), 704 прицепа и полуприцепа, контейнеров (-14,5%) и 260 единиц специальных и специализированных автомобилей (+6,1%), также выпущено автомобильных частей и принадлежностей на 195,1 млн. тенге (-35,8%). Одной из основных причин снижения производства являются изменения на рынке, а именно неконтролируемый импорт старых и новых автомобилей «серыми» дилерами, которые не соответствуют Техническому регламенту ЕАЭС.
В сельхозмашиностроении увеличилось только производство частей машин для сельского и лесного хозяйства и услуг в области производства машин для сельского и лесного хозяйства на 18,1% и составили 1,9 млрд. тенге, сократилось производство тракторов на 5% (с 3 479 до 3 303 штук), комбайнов – на 40% (с 797 до 478 штук), жаток – на 25,9% с 652 до 483 штук. Причиной снижения выпуска сельхозтехники является снижение конкурентоспособности тракторов и сельхоз машин отечественного производства из-за низкой локализации, зависимости от поставок машинокомплектов и увеличения себестоимости техники.
В нефтегазовом машиностроении объемы производства нефтепромыслового оборудования увеличились на 4,5% и составили 21,5 млрд. тенге. Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования сократилось в 3 раза и составило 56,4 млн. тенге. Выпуск насосов также сократился на 5,2% и составил 7 562 штук.
В железнодорожном машиностроении в январе-июле т.г. было выпущено 536 штук грузовых вагонов, что в 13,4 раза больше объема производства за аналогичный период прошлого года (40 штук). Кроме того, увеличилось производство локомотивов – на 17,1% (с 41 до 48 штук), пассажирских вагонов – в 8,3 раза (с 6 до 50 штук), а также подшипников – на 45,4% (с 11,2 тыс. тонн до 16,3 тыс. тонн).
В электротехническом машиностроении увеличился выпуск проводов и кабелей электронных и электрических прочих (на 33,3%) и составил 925,4 тыс. км, светильников и устройств осветительных (на 4,6%) и составил 410,6 тыс. штук, аккумуляторов (на 9,2%) и составил 1,3 млн. штук. Сократилось производство электрических трансформаторов (-0,4%) и составило 20,1 тыс. штук, электрических конденсаторов (-12,8%) и составило 5,2 тыс. штук, высоковольтной аппаратуры (-6,8%) и составил 4,9 тыс. штук и волоконно-оптических кабелей (-50,8%) и составило 2,6 млрд. тенге.
В горнорудном машиностроении на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 33,7%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 33,9%, радиаторов для центрального отопления – на 7,5%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 0,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 46,9%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 18,6%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 3,8%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 30,3%, а также раковин и моек из черных металлов – на 42,7% (Табл. 2)производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов сократилось на 7,3% и составило 15,6 млрд. тенге.
В металлообработке на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 38,2%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 60,3%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 1,8%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 40,8%, радиаторов для центрального отопления – на 13,8%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 15%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 6,1%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 32,7%, а также раковин и моек из черных металлов – на 39,2% (Табл. 2на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 33,7%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 33,9%, радиаторов для центрального отопления – на 7,5%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 0,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 46,9%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 18,6%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 3,8%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 30,3%, а также раковин и моек из черных металлов – на 42,7% (Табл. 2).
Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении
Виды деятельности | Январь-июль 2023 | Январь-июнль 2024 | ИФО, %
янв-июль 2023/ янв-июль 2024 |
1. Металлоконструкции строительные сборные, тонн | 33 871 | 45 289 | 133,7 |
2. Радиаторы для центрального отопления, без нагрева электрического, из металлов черных, тонн | 1 170 | 1 259 | 107,5 |
3. Котлы центрального отопления для производства горячей воды или пара с низким давлением, штук | 19 848 | 10 547 | 53,1 |
4. Цистерны, резервуары и контейнеры металлические прочие, штук | 1 237 | 1 656 | 133,9 |
из них: резервуары для нефти и нефтепродуктов, штук | 610 | 496 | 81.4 |
5. Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и емкости аналогичные для веществ любых (кроме газов) из металлов черных вместимостью 50-300 л, не снабженные оборудованием механическим или тепловым, штук | 239 078 | 229 912 | 96,2 |
6. Пробки корончатые и заглушки, колпачки и крышки из металлов неблагородных (недрагоценных), тыс. штук | 1 261 633,6 | 1 268 709,0 | 100,6 |
7. Раковины и мойки из металлов черных, тыс. штук | 17,1 | 9,8 | 57,3 |
8. Шары перемалывающие и изделия аналогичные для мельниц, литые, тонн | 26 872 | 18 731 | 69,7 |
Источник: БНС АСПиР РК
В целом для сохранения устойчивой положительной динамики отраслей в 2024 году предприятиям продолжает оказываться поддержка со стороны государства. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».
В машиностроительной отрасли планируется дальнейшее развитие железнодорожного кластера с освоением на действующих производствах практически всей линейки продукции для ж/д транспорта и магистральных путей: от мелких изделий до грузовых полувагонов. Реализация данных проектов позволит повысить уровень локализации в железнодорожном машиностроении до 50% к 2030 году.
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Необходимы дополнительные меры по: развитию производств конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана, повышению внутристрановой ценности; содействию выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок; совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение доступным сырьем, техническое регулирование, подготовка кадров); внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.
2. Динамика инвестиций в основной капитал машиностроения и металлообработки за январь-июль 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года
2024 года объем инвестиций в основной капитал машиностроения составил 85,6 млрд. тенге, что в 3,1 раза больше в стоимостном выражении за аналогичный период предыдущего года (27,7 млрд. тенге).
В металлообработке объем инвестиций в основной капитал составил 14,1 млрд. тенге и сократился на 17,5% по сравнению с январем-июлем 2023 года (17,1 млрд. тенге) (Рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал в машиностроение и металлообработку
Источник: БНС АСПиР РК
В машиностроении рост объема инвестиций произошел в таких секторах как производство электрического оборудования (рост в 2,9 раза), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (рост в 3,7 раза), производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (рост в 13,3 раза), а также производство прочих транспортных средств (рост в 1,3 раза). Увеличение объема вложений в данные сектора обусловлено началом строительства в Алматы автомобильного локализационного парка Hyundai по производству сидений, систем мультимедиа и пластиковых деталей, строительство нового завода Kia в Костанае мощностью 70 тыс. автомобилей в год, а также запуском производства бытовой техники на заводе Silk Road Electronics в индустриальной зоне г. Сарани Карагандинской области. Кроме того, в городе Атырау начал работу завод по производству платформ для перевозки грузовых открытых и закрытых вагонов, цистерн, вагонов-хопперов и контейнеров.
Сокращение отмечается в таких подотраслях как производство компьютеров, электронного и оптического оборудования (-83,1%) и ремонт и установка машин и оборудования (-9,6%).
В структуре инвестиций в основной капитал машиностроения наибольшую долю занимают такие сектора как производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 54,4%, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки – 19% и производство прочих транспортных средств – 12,3%
Таблица 3 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал по видам деятельности в машиностроении, тыс. тенге.
Виды деятельности | Январь-июль 2023 | Январь-июль 2024 | ИФО, %
янв-июль 2023/ янв-июль 2024 |
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 3 188 234 | 538 128 | 16,9 |
2. Пр-во электрического оборудования | 2 080 357 | 5 983 005 | 287,6 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 4 387 207 | 16 273 538 | 370,9 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 3 504 522 | 46 597 892 | 1 329,7 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 8 209 469 | 10 490 053 | 127,8 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 6 302 563 | 5 697 956 | 90,4 |
Источник: БНС АСПиР РК
3. Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке за II квартал 2024 года в сравнении со II кварталом 2023 года.
Во втором квартале 2024 года фактическая численность занятых в отрасли машиностроения по сравнению со вторым кварталом 2023 года сократилась на 940 человек и составила 65 753 человек, из них 30,9 тыс. чел. или 47% занято в ремонте и установке машин и оборудования (Рис. 3).
В металлообработке, включая производство прочих стальных изделий путем первичной обработки и литье металлов, фактическая численность работников в отчетном периоде составила 10 001 человек, что на 2 чел. меньше, чем во втором квартале 2023 года (10 003 чел.).
Рисунок 3 – Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке
Источник: БНС АСПиР РК
В машиностроении сокращение фактической численности работников произошел в основном из-за снижения числа работников в ремонте и установке машин и оборудования (-1 998 чел.), производстве машин и оборудования, не включенных в другие категории (- 290 чел.), производстве электрического оборудования (-165 чел.). Рост количества работников отмечается в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (+740 чел.), а также в производстве прочих транспортных средств (+773 чел.).
В металлообработке на сокращение показателя повлияло снижение количества фактически занятых работников в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (-146 чел.), несмотря на рост работников в отрасли литья металлов (на 132 чел.), а также в производстве прочих стальных изделий путем первичной обработки (+12 чел.) (Табл. 4).
Таблица 4- Фактическая численность работников в разрезе видов деятельности машиностроения и металлообработки за II кв. 2024 г. по сравнению с II кв. 2023 г.
Виды деятельности | I кв. 2023,
чел. |
I кв. 2024,
чел. |
Машиностроение |
||
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 472 | 462 |
2. Пр-во электрического оборудования | 6 623 | 6 435 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 17 014 | 16 743 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 5 360 | 6 353 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 3 964 | 4 689 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 33 387 | 31 926 |
Итого: | 66 820 | 66 608 |
Металлообработка |
||
1. Пр-во прочих стальных изделий путем первичной обработки | 744 | 745 |
2. Литье металлов | 1 291 | 1 463 |
3. Пр-во готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 7 804 | 7 849 |
Итого: | 9 839 | 10 057 |
Источник: БНС АСПиР РК
4. Динамика производительности труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года
За январь-декабрь 2023 года производительность труда в машиностроении составила 39,7 тыс. долларов США/чел. или 18 098,3 тыс. тенге/чел., что в реальном выражении в 1,9 раза выше уровня за аналогичный период 2022 года. Увеличение обусловлено опережающим ростом валовой добавленной стоимости (в 2 раза) над ростом фактической численности занятых в отрасли (на 5,6%).
В металлообработке за отчетный период производительность труда составила 26,4 тыс. долларов США/чел. или 12 038 тыс. тенге/чел., что в реальном выражении на 5,6% выше уровня соответствующего периода 2022 года.
Рисунок 4 – Производительность труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2023/2022 года
5. Динамика количества действующих предприятий в машиностроении и металлообработке по состоянию на 1 августа 2024 года
По состоянию на 1 августа 2024 года в машиностроении насчитывается 4 054 действующих предприятий, из них малых – 3 884, средних – 104, крупных – 66. По сравнению с ситуацией на 1 августа 2023 года общее количество действующих предприятий в отрасли увеличилось на 180 единиц, произошло это за счет роста количества малых (+175 ед.), средних (+2 ед.) и крупных (+3 ед.) предприятий.
По всем видам деятельности машиностроения отмечается увеличение количества действующих предприятий, кроме производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – число предприятий осталось неизменным. Наибольший рост в ремонте и установке машин и оборудования (+ 58 ед.) (Табл. 5).
Таблица 5- Количество действующих предприятий в разрезе видов деятельности машиностроения, ед.
Виды деятельности | на 1 июля 2023, ед. | на 1 июля 2024, ед. | Изменение, ед.
(+ ; — ) |
Машиностроение | 3 863 | 4 038 | 175 |
Малые | 3 697 | 3 869 | 172 |
Средние | 102 | 103 | 1 |
Крупные | 64 | 66 | 2 |
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 232 | 240 | 8 |
Малые | 229 | 237 | 8 |
Средние | 3 | 3 | 0 |
Крупные | 0 | 0 | 0 |
2. Пр-во электрического
оборудования |
382 | 431 | 49 |
Малые | 360 | 407 | 47 |
Средние | 13 | 15 | 2 |
Крупные | 9 | 9 | 0 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 557 | 601 | 44 |
Малые | 520 | 565 | 45 |
Средние | 25 | 23 | -2 |
Крупные | 12 | 13 | 1 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 105 | 101 | -4 |
Малые | 95 | 92 | -3 |
Средние | 5 | 4 | -1 |
Крупные | 5 | 5 | 0 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 96 | 104 | 21 |
Малые | 82 | 100 | 18 |
Средние | 7 | 7 | 0 |
Крупные | 6 | 8 | 2 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 2 491 | 2 546 | 55 |
Малые | 2 410 | 2 464 | 54 |
Средние | 49 | 51 | 2 |
Крупные | 32 | 31 | -1 |
Источник: БНС АСПиР РК
В металлообработке количество действующих предприятий составило 1 767 единиц, что на 69 единиц больше показателя предыдущего года (1 698 ед.). Увеличилось количество малых предприятий (+68 ед.) и средних предприятий (+3 ед.) (Табл. 6).
Таблица 6- Количество действующих предприятий в металлообработке, ед.
Виды деятельности | на 1 июля 2023, ед. | на 1 июля 2024, ед. | Изменение, ед.
(+ ; — ) |
Металлообработка | 1 698 | 1 767 | 69 |
Малые | 1 656 | 1 724 | 68 |
Средние | 29 | 32 | 3 |
Крупные | 13 | 11 | -2 |
Источник: БНС АСПиР РК
6. Динамика показателей объемов экспорта и импорта в машиностроении и металлообработке в денежном выражении за январь-июнь 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
За январь-июнь 2024 года объем экспорта машиностроительной продукции Казахстана составил 1 801,7 млн. долл. США, и сократился в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,3% (январь-июнь 2023 года – 2 007,9 млн. долл. США).
Экспорт продукции металлообработки в январе-июне 2024 года составил 2 255,7 млн. долл. США и сократился на 6,6% по сравнению с соответствующим периодом 2023 года (2 414,6 млн. долл. США) (Рис. 5).
Рисунок 5 – Экспорт в машиностроении и металлообработке
Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК
В машиностроении среди ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп за январь-июнь 2024 г. в стоимостном выражении к аналогичному периоду 2023 года больше всего вырос экспорт следующих товаров:
- Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием– в 22,9 раза;
- Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг – в 19,4 раза;
- Тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные – в 2,7 раза..
В металлообработке в ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп больше всего увеличился экспорт по следующим позициям:
- Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки толщиной более 10 мм– на 17,1%;
- Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, оцинкованный иным способом– на 15,4%;
- Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки– на 13,6% (Табл. 7).
Таблица 7– Перечень наиболее экспортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-май 2024-2023 годов (Топ-10 товаров)
№ п/п | ТНВЭД-6 | Наименование ТНВЭД-6 | 2023 | 2024 | ||
тонн | тыс.$ | тонн | тыс.$ | |||
Машиностроение |
||||||
1. | 880240 | Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг | 41 | 21 200 | 382 | 385 700 |
2. | 840130 | Тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные | 45 | 51 639 | 51 | 69 587 |
3. | 860719 | Прочие тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса, включая части | 23 628 | 43 772 | 42 564 | 55 703 |
4. | 850220 | Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием | 163 | 1 414 | 1 641 | 49 172 |
5. | 848250 | Подшипники с цилиндрическими роликами прочие | 8 321 | 37 087 | 10 899 | 42 492 |
6. | 850710 | Свинцовые, используемые для запуска поршневых двигателей | 13 252 | 31 493 | 14 233 | 26 544 |
7. | 854449 | Прочие проводники электрические на напряжение не более 80 в | 1 130 | 10 477 | 1 845 | 19 874 |
8. | 845011 | Машины стиральные, бытовые или для прачечных, емкостью не более 10 кг сухого белья, полностью автоматические | 4 473 | 27 416 | 4 165 | 19 135 |
9. | 870324 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 | 507 | 25 705 | 359 | 16 630 |
10. | 850421 | Трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью не более 650ква | 2 937 | 9 862 | 5 506 | 16 113 |
Металлообработка |
||||||
1. | 720241 | Феррохром, содержащий более 4 мас.% углерода | 509 610 | 789 802 | 591 608 | 763 278 |
2. | 721049 | Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, оцинкованный иным способом | 142 851 | 119 773 | 141 564 | 131 735 |
3. | 720836 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки толщиной более 10 мм | 212 273 | 126 293 | 220 438 | 130 100 |
4. | 720915 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, холоднокатаный, неплакированный, без гальванического или другого покрытия, без дальнейшей обработки, в рулонах толщиной 3 мм | 135 397 | 91 839 | 124 158 | 87 210 |
5. | 721420 | Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки | 114 869 | 69 278 | 130 062 | 78 594 |
6. | 720221 | Ферросилиций, содержащий более 55 мас.% кремния | 66 950 | 105 787 | 52 832 | 67 845 |
7. | 720249 | Прочий феррохром | 15 645 | 78 483 | 19 644 | 63 689 |
8. | 720854 | Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, неплакированный, не в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки, толщиной менее3 мм | 104 638 | 68 670 | 98 310 | 60 852 |
9. | 720230 | Ферросиликомарганец | 59 739 | 55 930 | 59 230 | 51 496 |
10. | 720711 | Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины | 97 153 | 49 603 | 89 488 | 43 708 |
Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК
За январь-июнь 2024 года объем импорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 10 887,5 млн. долл. США и сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,1% (12 244,4 млн. долл. США в январе-июне 2023 г.).
В металлообработке импорт продукции за отчетный период составил 2 024,9 млн. долл. США, что на 6,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 года (2 159,2 млн. долл. США) (Рис. 6).
Рисунок 6– Импорт продукции машиностроения и металлообработки
Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК
В машиностроении среди ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп за январь-июнь 2024 г. в стоимостном выражении к аналогичному периоду 2023 года больше всего вырос импорт следующих видов товаров:
- Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг – в 2,9 раза;
- Блоки вычислительных машин, блоки обработки данных, отличные от описанных в субпозиции 8471 41 или 8471 49, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств: запоминающее, ввода, вывода– в 1,4 раза;
- Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3 – в 1,3 раза.
В металлообработке из ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп значительно увеличился импорт по следующим позициям:
- Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие 0,25 масс.% или более углерода – в 2,1 раза;
- Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки – в 1,4 раза;
- Прочие металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части – в 1,3 раза (Табл. 8).
Таблица 8 – Перечень наиболее импортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-июнь 2024-2023 годов (Топ-10 товаров)
№ п/п | ТНВЭД-6 | Наименование ТНВЭД-6 | 2023 | 2024 | ||
тонн | тыс.$ | тонн | тыс.$ | |||
Машиностроение |
||||||
1. | 880240 | Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг | 216 | 256 325 | 525 | 612 038 |
2. | 870323 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с раб. объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3 | 49 977 | 600 221 | 47 802 | 450 113 |
3. | 870710 | Кузова для моторных транспортных средств товарной позиции 8703 | 49 483 | 598 188 | 33 515 | 422 427 |
4. | 840734 | Двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, применяемые на транспортных средствах группы 87, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3 | 31 872 | 269 255 | 25 935 | 211 621 |
5. | 870322 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3 | 14 262 | 139 412 | 23 771 | 200 700 |
6. | 870324 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 | 16 317 | 329 782 | 9 213 | 196 160 |
7. | 851762 | Машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы | 981 | 148 633 | 1 025 | 148 853 |
8. | 847130 | Машины вычислительные цифровые портативные массой не более10 кг, содержащие, по крайней мере, из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея | 592 | 162 197 | 589 | 129 621 |
9. | 848180 | Арматура прочая для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей | 9 677 | 128 033 | 8 922 | 118 116 |
10. | 841112 | Двигатели турбореактивные тягой более 25 кн | 19 | 38 699 | 20 | 102 382 |
Металлообработка | ||||||
1. | 720720 | Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие 0,25 мас.% или более углерода | 56 842 | 40 480 | 157 332 | 118 427 |
2. | 721420 | Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки | 147 200 | 78 273 | 206 906 | 114 799 |
3. | 732690 | Прочие изделия из черных металлов | 18 429 | 116 775 | 21 417 | 112 197 |
4. | 730890 | Прочие металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части | 26 371 | 66 433 | 44 322 | 93 231 |
5. | 720711 | Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины | 190 511 | 94 526 | 191 777 | 86 560 |
6. | 730429 | Прочие трубы обсадные, насосно-компрессорные и бурильные для бурения нефтяных или газовых скважин, из черных металлов (кроме чугунного литья) | 64 426 | 85 839 | 59 681 | 70 337 |
7. | 732611 | Шары перемалывающие и аналогичные изделия для мельниц из черных металлов кованые или штампованные, но без дальнейшей обработки | 41 201 | 48 142 | 51 383 | 58 683 |
8. | 721070 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, окрашенный, лакированный или покрытый пластмассой | 58 093 | 44 439 | 70 758 | 56 654 |
9. | 721499 | Прочие прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования | 82 687 | 47 385 | 79 186 | 49 660 |
10. | 730661 | Квадратного или прямоугольного поперечного сечения | 54 520 | 45 401 | 52 943 | 41 079 |
Более полные данные экспорта и импорта по товарным позициям кодов ТНВЭД 72, 73, 84-90 приведены в приложении к настоящей информации.
[1] ОКЭД 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2019 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–сентябрь 2020 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2020 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–апрель 2021 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–май 2021 года