Аналитика

Информация о текущем состоянии отрасли
машиностроения и металлообработки в
Республике Казахстан в 2024 году (за
январь-июль 2024 года)

Выбрать категорию:
Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-июль 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-июле 2024 года объем производства в машиностроении достиг отметки в  2 332,9 млрд. тенге и увеличился в стоимостном выражении 5% к январю-июлю 2023 года (2 221,8 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 104,7% к аналогичному периоду 2023 года.

В металлообработке[1] объемы производства за отчетный период составили 300,9 млрд. тенге, что в стоимостном выражении на 28,3% превышает уровень за январь-июль предыдущего года (234,6 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 129,8% к аналогичному периоду 2023 года (Рис. 1).

Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 18,9 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года (17,7 млрд. тенге) отмечается рост в стоимостном выражении на 7%, а в реальном выражении –на 2,8% из-за увеличения литья чугуна (на 13,6%) и стали (на 6,5%).

Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке
Источник: БНС АСПиР РК

В январе-июле 2024 года выросли все виды деятельности в отрасли машиностроения, кроме производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки – снижение на 10,1% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – снижение на 14,9% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

По мнению отраслевой организации «Қазақстанның Автокөлік Одағы», уменьшение производства автомобилей в Казахстане происходит в результате серого импорта, что приводит к прогнозируемой корректировке заказов на производство в ближайшие месяцы.

Положительная динамика в целом по отрасли обеспечена за счет увеличения физического объема ремонта и установки машин и оборудования на 2,3% (при доле в отрасли 24,6%), производства прочих транспортных средств в 1,9 раза при доле 14,8%, а также производства электрического оборудования на 16,4% при доле в 8,4%. (Табл. 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по видам деятельности машиностроения в стоимостном выражении, млн. тг.
Виды деятельности
Январь-июль,
2023 год
Январь-июль,
2024 год
ИФО, %
Январь-июль 2023
Январь-июль 2024
1. Производство компьютеров, электронной и оптической продукции
24 596 30 342
253,2
2. Производство электрического оборудования  160 000 196 059 116,4
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории
315 940 272 223 89,9
4. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
1 016 676 915 335 85,1
5. Производство прочих транспортных средств
201 186
345 579
193,0
6. Ремонт и установка машин и оборудования
503 403
573 325
102,3
Источник: БНС АСПиР РК
В разрезе ключевых секторов машиностроения

за январь-июль 2024 года в автомобилестроении произведено 63 370 легковых пассажирских автомобилей (-19,3%), 4 571 грузовых автомобилей (-15%), 1 310 автобусов (-11,1%), 704 прицепа и полуприцепа, контейнеров (-14,5%) и 260 единиц специальных и специализированных автомобилей (+6,1%), также выпущено автомобильных частей и принадлежностей на 195,1 млн. тенге (-35,8%). Одной из основных причин снижения производства являются изменения на рынке, а именно неконтролируемый импорт старых и новых автомобилей «серыми» дилерами, которые не соответствуют Техническому регламенту ЕАЭС. 

  • В сельхозмашиностроении увеличилось только производство частей машин для сельского и лесного хозяйства и услуг в области производства машин для сельского и лесного хозяйства на 18,1% и составили 1,9 млрд. тенге, сократилось производство тракторов на 5% (с 3 479 до 3 303 штук), комбайнов – на 40% (с 797 до 478 штук), жаток – на 25,9% с 652 до 483 штук. Причиной снижения выпуска сельхозтехники является снижение конкурентоспособности тракторов и сельхоз машин отечественного производства из-за низкой локализации, зависимости от поставок машинокомплектов и увеличения себестоимости техники.
  • В нефтегазовом машиностроении объемы производства нефтепромыслового оборудования увеличились на 4,5% и составили 21,5 млрд. тенге. Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования сократилось в 3 раза и составило 56,4 млн. тенге. Выпуск насосов также сократился на 5,2% и составил 7 562 штук.
  • В железнодорожном машиностроении в январе-июле т.г. было выпущено 536 штук грузовых вагонов, что в 13,4 раза больше объема производства за аналогичный период прошлого года (40 штук). Кроме того, увеличилось производство локомотивов – на 17,1% (с 41 до 48 штук), пассажирских вагонов – в 8,3 раза (с 6 до 50 штук), а также подшипников – на 45,4% (с 11,2 тыс. тонн до 16,3 тыс. тонн).
  • В электротехническом машиностроении увеличился выпуск проводов и кабелей электронных и электрических прочих (на 33,3%) и составил 925,4 тыс. км, светильников и устройств осветительных (на 4,6%) и составил 410,6 тыс. штук, аккумуляторов (на 9,2%) и составил 1,3 млн. штук. Сократилось производство электрических трансформаторов (-0,4%) и составило 20,1 тыс. штук, электрических конденсаторов (-12,8%) и составило 5,2 тыс. штук, высоковольтной аппаратуры (-6,8%) и составил 4,9 тыс. штук и волоконно-оптических кабелей (-50,8%) и составило 2,6 млрд. тенге.
  • В горнорудном машиностроении на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 33,7%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 33,9%, радиаторов для центрального отопления – на 7,5%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 0,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 46,9%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 18,6%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 3,8%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 30,3%, а также раковин и моек из черных металлов – на 42,7% (Табл. 2)производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов сократилось на 7,3% и составило 15,6 млрд. тенге.
  • В металлообработке на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 38,2%,  цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 60,3%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 1,8%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 40,8%, радиаторов для центрального отопления – на 13,8%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 15%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 6,1%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 32,7%, а также раковин и моек из черных металлов – на 39,2% (Табл. 2на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 33,7%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 33,9%, радиаторов для центрального отопления – на 7,5%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 0,6%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 46,9%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 18,6%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 3,8%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 30,3%, а также раковин и моек из черных металлов – на 42,7% (Табл. 2).
Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении
Виды деятельности
Январь-июль,
2023 год
Январь-июль,
2024 год
ИФО, %
Январь-июль 2023
Январь-июль 2024
1. Металлоконструкции строительные сборные, тонн
24 596 30 342
253,2
2. Радиаторы для центрального отопления, без нагрева эл-кого, из металлов черных, тонн
160 000 196 059 116,4
3. Котлы центрального отопления для производства горячей воды или пара с низким давлением, штук
315 940 272 223 89,9
4. Цистерны, резервуары и контейнеры металлические прочие, штук из них: резервуары для нефти и нефтепродуктов, штук
1 016 676 915 335 85,1
5. Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и емкости аналогичные для веществ любых (кроме газов) из металлов черных вместимостью 50-300 л, не снабженные оборудованием механическим или тепловым, штук
201 186
345 579
193,0
6. Пробки корончатые и заглушки, колпачки и крышки из металлов неблагородных (недрагоценных), тыс. штук
503 403
573 325 573 325
7. Раковины и мойки из металлов черных, тыс. штук 503 403 573 325 573 325
8. Шары перемалывающие и изделия аналогичные для мельниц, литые, тонн 503 403 573 325 573 325
Источник: БНС АСПиР РК

В целом для сохранения устойчивой положительной динамики отраслей в 2024 году предприятиям продолжает оказываться поддержка со стороны государства. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».

В машиностроительной отрасли планируется дальнейшее развитие железнодорожного кластера с освоением на действующих производствах практически всей линейки продукции для ж/д транспорта и магистральных путей: от мелких изделий до грузовых полувагонов. Реализация данных проектов позволит повысить уровень локализации в железнодорожном машиностроении до 50% к 2030 году.

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Необходимы дополнительные меры по: развитию производств конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана, повышению внутристрановой ценности; содействию выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок; совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение доступным сырьем, техническое регулирование, подготовка кадров); внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.