По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-июле 2024 года объем производства в машиностроении достиг отметки в 2 332,9 млрд. тенге и увеличился в стоимостном выражении 5% к январю-июлю 2023 года (2 221,8 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 104,7% к аналогичному периоду 2023 года.
В металлообработке[1] объемы производства за отчетный период составили 300,9 млрд. тенге, что в стоимостном выражении на 28,3% превышает уровень за январь-июль предыдущего года (234,6 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 129,8% к аналогичному периоду 2023 года (Рис. 1).
Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 18,9 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года (17,7 млрд. тенге) отмечается рост в стоимостном выражении на 7%, а в реальном выражении –на 2,8% из-за увеличения литья чугуна (на 13,6%) и стали (на 6,5%).
В январе-июле 2024 года выросли все виды деятельности в отрасли машиностроения, кроме производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки – снижение на 10,1% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – снижение на 14,9% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
По мнению отраслевой организации «Қазақстанның Автокөлік Одағы», уменьшение производства автомобилей в Казахстане происходит в результате серого импорта, что приводит к прогнозируемой корректировке заказов на производство в ближайшие месяцы.
Положительная динамика в целом по отрасли обеспечена за счет увеличения физического объема ремонта и установки машин и оборудования на 2,3% (при доле в отрасли 24,6%), производства прочих транспортных средств в 1,9 раза при доле 14,8%, а также производства электрического оборудования на 16,4% при доле в 8,4%. (Табл. 1).
Виды деятельности
|
Январь-июль,
2023 год |
Январь-июль,
2024 год |
ИФО, %
Январь-июль 2023 Январь-июль 2024 |
1. Производство компьютеров, электронной и оптической продукции
|
24 596 | 30 342
|
253,2 |
2. Производство электрического оборудования | 160 000 | 196 059 | 116,4 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории
|
315 940 | 272 223 | 89,9 |
4. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
|
1 016 676 | 915 335 | 85,1 |
5. Производство прочих транспортных средств
|
201 186
|
345 579
|
193,0
|
6. Ремонт и установка машин и оборудования
|
503 403
|
573 325
|
102,3
|
за январь-июль 2024 года в автомобилестроении произведено 63 370 легковых пассажирских автомобилей (-19,3%), 4 571 грузовых автомобилей (-15%), 1 310 автобусов (-11,1%), 704 прицепа и полуприцепа, контейнеров (-14,5%) и 260 единиц специальных и специализированных автомобилей (+6,1%), также выпущено автомобильных частей и принадлежностей на 195,1 млн. тенге (-35,8%). Одной из основных причин снижения производства являются изменения на рынке, а именно неконтролируемый импорт старых и новых автомобилей «серыми» дилерами, которые не соответствуют Техническому регламенту ЕАЭС.
Виды деятельности
|
Январь-июль,
2023 год |
Январь-июль,
2024 год |
ИФО, %
Январь-июль 2023 Январь-июль 2024 |
1. Металлоконструкции строительные сборные, тонн
|
24 596 | 30 342
|
253,2 |
2. Радиаторы для центрального отопления, без нагрева эл-кого, из металлов черных, тонн
|
160 000 | 196 059 | 116,4 |
3. Котлы центрального отопления для производства горячей воды или пара с низким давлением, штук
|
315 940 | 272 223 | 89,9 |
4. Цистерны, резервуары и контейнеры металлические прочие, штук из них: резервуары для нефти и нефтепродуктов, штук
|
1 016 676 | 915 335 | 85,1 |
5. Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и емкости аналогичные для веществ любых (кроме газов) из металлов черных вместимостью 50-300 л, не снабженные оборудованием механическим или тепловым, штук
|
201 186
|
345 579
|
193,0
|
6. Пробки корончатые и заглушки, колпачки и крышки из металлов неблагородных (недрагоценных), тыс. штук
|
503 403
|
573 325 | 573 325 |
7. Раковины и мойки из металлов черных, тыс. штук | 503 403 | 573 325 | 573 325 |
8. Шары перемалывающие и изделия аналогичные для мельниц, литые, тонн | 503 403 | 573 325 | 573 325 |
В целом для сохранения устойчивой положительной динамики отраслей в 2024 году предприятиям продолжает оказываться поддержка со стороны государства. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».
В машиностроительной отрасли планируется дальнейшее развитие железнодорожного кластера с освоением на действующих производствах практически всей линейки продукции для ж/д транспорта и магистральных путей: от мелких изделий до грузовых полувагонов. Реализация данных проектов позволит повысить уровень локализации в железнодорожном машиностроении до 50% к 2030 году.
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Необходимы дополнительные меры по: развитию производств конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана, повышению внутристрановой ценности; содействию выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок; совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение доступным сырьем, техническое регулирование, подготовка кадров); внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.