Выйти на новый уровень

В Казахстане утверждена новая «Дорожная карта», которая поможет развитию машиностроения. Документ был подписан 26 июня текущего года Премьер-министром Аскаром Маминым. Главная цель — повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала.

«Дорожная карта» поможет решению большей части проблем, которые образовались у промышленников, считает региональный представитель Союза машиностроителей Карагандинской области Геннадий Копьяк.
— В регионе работает более 700 заводов, выпускающих запасные части, опоры, трубы, изделия из металлоконструкций и нестандартное оборудование для заказчиков, которыми являются АО «АрселорМиттал Темиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс». Также машиностроители оказывают частные услуги. Но работа на подряде у двух крупных магнатов не решает наши вопросы. Нам необходима поддержка государства. И ее мы получили, — отмечает он.

Программу казахстанские машиностроители создавали в течение года. По словам Г. Копьяка, каждый регион вносил свои предложения и непосредственно участвовал в ее разработке. Свои идеи производственники озвучили на съезде республиканского Союза машиностроителей, после чего резолюцию направили на рассмотрение в Правительство.
Стратегический документ рассчитан на среднесрочную перспективу. В нем предусмотрен комплексный пакет мер поддержки — это обеспечение сырьем, повышение доли местного содержания, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

В первую очередь машиностроители добились принятия Закона «О промышленной политике». По мнению заместителя председателя правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Ерканата Маканова, законодательство систематизирует, а главное, упростит процесс и условия оказания государственной поддержки производственным предприятиям.
— С его принятием бизнес получит определенную уверенность и сигналы к действию, повысится деловая активность. Аналогичные законы есть в Италии, Великобритании, США. Все они направлены на защиту и стимулирование внутреннего производителя, — подчеркнул он.В республике появится и фонд развития промышленности, который будет действовать при МИИР РК. Он создается по аналогии зарубежных стран.
Как сказал Е. Маканов, такие фонды успешно работают в России, Беларуси и других странах. Они предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, на проекты лизинга процентная ставка составляет 1%.

 

— Казахстанская модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня показывает свою неэффективность. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО «НУХ «Байтерек» из более чем 2 трлн тенге в 2017 году направил на проекты в обрабатывающей промышленности лишь 6,6%, — сообщил Е. Маканов.

Финансироваться фонд будет предположительно за счет распределения неосвоенных средств республиканского бюджета.Региональный представитель карагандинского Союза машиностроителей Геннадий Копьяк приветствует создание фонда развития промышленности, так как он облегчит работу предприятий. Сегодня, по его словам, банки второго уровня кредитуют производственников под 14-20%, что стало неподъемным бременем для них в условиях отсутствия госзаказа.

Еще один вопрос, волновавший руководителей заводов, — налогообложение. Согласно «Дорожной карте» предполагается применение нулевой ставки НДС к обороту по реализации машиностроительной продукции, произведенной в Казахстане.
Такая беспрецедентная мера поддержки позволит привлечь новых инвесторов, модернизировать технологии, пополнить оборотный капитал, обеспечить дополнительный рост объемов производства на 80-100 млрд тенге ежегодно. И, что немаловажно, уравняет отечественных и иностранных машиностроителей в поставках для нефтегазовых компаний.
Еще одним новшеством станет запуск литейного производства в ключевых для отрасли регионах.
Сегодня ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья — 200 тыс. Казахстанские машиностроители вынуждены закупать металл в России и Китае.

— Если мы построим литейный завод, то сможем хотя бы частично обеспечить наших производственников, — уверен заместитель председателя правления республиканского Союза машиностроителей.

Вопрос квалифицированных кадров тоже по-прежнему актуален. Число студентов, получающих техническое образование, неуклонно растет. По исследованиям Союза машиностроителей, наиболее популярной среди молодежи является специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта». Вторую и третью позиции прочно занимают «Сварочное дело» и «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог».

— Если еще пять лет назад мы постоянно поднимали на заседании комитета тему нехватки молодых специалистов, то сегодня эта проблема нашла свое решение. В этом большая заслуга профессиональных колледжей и технического университета, которые работают в тандеме с нами, — говорит Г. Копьяк.

 

Источник: Газета «Индустриальная Караганда», Самал Ахметова. Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА