Что ждет Евразийский союз в 2019 году. Вызовы и сценарии развития
Содержание
Геополитические вызовы
Выход США из ДРСМД приведет к еще большей неопределенности в мире. Возможно, будут начаты переговоры по достижению нового договора, включающего больше стран, но перспективы его достижения – минимальны.
Ключевыми геополитическими вызовами для ЕАЭС в 2019 году станут:
- Продолжение кризиса между Россией и США (включая Европейский союз) и как следствие – антироссийских санкций.
- Ухудшение российско-украинских отношений и «разморозка» конфликта в Донбассе.
- Кризисы на Ближнем Востоке и террористическая угроза.
С другой стороны, возможна интенсификация дипломатических и военно-политических связей КНР со странами ЕАЭС и Евразии в целом.
Выход США из ДРСМД, активизация НАТО в Восточной Европе и в Закавказье, рост террористической угрозы в Центральной Азии скажутся на милитаризации бюджета части стран ЕАЭС, примыкающих к НАТО, переориентации части средств из важных инвестиционных проектов в сферу безопасности. При этом следует прогнозировать более глубокую интеграцию внутри блока ОДКБ и Союзного государства Беларуси и России.
Ключевыми геополитическими вызовами для ЕАЭС в 2019 году станут:
- Украинская нестабильность.
- Brexit и ситуация на рынках ЕС.
- Торговая война Китая и США.
- Cанкционная ситуация вокруг Ирана.
- Ситуация в Сирии.
– На фоне санкций Запада в отношении России регулятивные требования ЕАЭС могут приобрести гибкость и достаточную сопротивляемость к внешнему координируемому давлению. Это позволит углубить интеграцию между странами-членами ЕАЭС, если ответственно подойти к вопросам необоснованного ограничения торговли.
«Торговая война» США и Китая даст дополнительные возможности для Союза: выход на новые рынки, дедолларизация расчетов, интенсификация сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса, одного пути». Кроме того, сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» может принять более практичный и отрегулированный формат.
Экономика: точки роста
Конкретно для Армении с учетом заинтересованности стран ЕАЭС развивать отношения с Ираном, а также с учетом того, что Грузия экономически заинтересована в развитии ее транзитных возможностей, целесообразно активизировать процесс возобновления работы закавказской железной дороги через Грузию в Армению с перспективой строительства железной дороги в Иран.
– В 2018 году произошло упрощение торговли с третьими странами за счет вступления в действие нового Таможенного кодекса, принята цифровая повестка дня ЕАЭС для интеграции стран-участниц в сетевое глобальное экономическое пространство, применяется документарная прослеживаемость товаров и авто- и железнодорожного транспорта. Также многое сделано для обновления и совершенствования технического регулирования торговли (дополнен Единый перечень карантинных объектов, приняты Типовые схемы оценки соответствия и др.), наблюдался рост взаимной торговли стран ЕАЭС. Принята новая Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в ЕАЭС.
Эффект от соглашения ЕАЭС с Китаем будет менее значительным, чем от соглашения с Ираном, если брать относительные показатели, но в абсолютном выражении с Китаем этот эффект будет больше. Дело в том, что отношения с Ираном не так сильно развиты, как с Китаем, и торговля с этой страной менее диверсифицирована.
– Преференциальные соглашения стран-участниц ЕАЭС, например, с Ираном, откроют возможности, но воспользуются ли ими страны-участницы – большой вопрос. Россия – понятно, что воспользуется. В отношении Китая преференциальные соглашения дадут возможности для развития, потому что практически все страны уже достаточно плотно сотрудничают с Китаем. Это подтолкнет уже реализуемые проекты и позволит им мультиплицироваться. Конечно, Китай принесет наибольшую пользу.
Понятно, что все эти экономические проблемы связаны, в том числе, с противостоянием России и Запада. Но санкции где-то даже полезны и хороши для стран ЕАЭС. Возникают толчки и возможности для создания новых производств и услуг. Санкции вполне могут стать той самой силовой мотивацией к развитию. Соответственно, 2019 год – это год, который открывает возможность воспользоваться ситуацией. В том числе, и дедолларизацией с переходом на расчеты в национальных валютах.
– Новый Таможенный Кодекс существенно упростил таможенные формальности и повысил эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. Это позволило участникам внешнеэкономической деятельности воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости некоторых видов товаров.
В 2018 году завершается процесс снижения таможенных пошлин в соответствии с обязательствами России перед ВТО, что снимает ряд ограничений для стран в мировой торговле.
К единому рынку услуг в текущем году добавилось девять секторов. А это значит, что мы в стоимостном выражении отрегулировали порядка 55% от общего объема предоставляемых в Союзе услуг.
Любой внешний партнер способствует развитию национальных экономик и укреплению рынков ЕАЭС. И Союз стремится к расширению таких партнерств. Сегодня завершается работа над созданием ЗСТ с Сингапуром. Идет переговорный процесс по подобным соглашениям с Египтом, Израилем, Индией, Сербией.
У нас есть проблемы в медленном согласовании многих вопросов на национальном уровне. Например, так и не принят документ по пенсионному обеспечению трудовых мигрантов на пространстве Союза. Определенные проблемы возникли у Кыргызстана с созданием достаточного количества фито- и вето-санитарных лабораторий для контроля качества своих товаров. Продолжается осуществление нетарифных барьеров во взаимной торговле. Есть и ряд вопросов в сфере производственного взаимодействия. Но, с моей точки зрения, при заинтересованности сторон – это рабочие моменты, решаемые путем переговоров.
Сценарии развития ЕАЭС
в 2019 году
Углубление и расширение
Углубление и расширение интеграции Евразийского союза сопряжено, с одной стороны, с достижением значительного прогресса по реализации внутрисоюзных интеграционных инициатив и проектов, с другой – обусловлено сближением с третьими странами.
Наиболее вероятным фактором, который позволит углубить интеграцию, эксперты из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России назвали достижение прогресса в реализации «цифровой повестки» ЕАЭС (67%). Менее вероятным признано обеспечение единых социальных гарантий в Союзе (58%) и качественный скачок в решении торговых споров между странами ЕАЭС (46%).
Расширение интеграции в предельном ее выражении – вступлении в ЕАЭС новых стран – рассматривается как не самый вероятный сценарий в ближайшем будущем (45%).
Стагнация
Стагнация развития интеграционных процессов в Евразийском союзе также связана с группой внешних и внутренних факторов в диапазоне от состояния торгово-экономических отношений до укрепления международного статуса Союза.
Наименее вероятными, но заслуживающими пристального внимания эксперты признали варианты развития событий, при которых ЕАЭС не продемонстрирует гражданам стран-участниц конкретные выгоды от участия в интеграционном объединении и не заключит новых преференциальных торгово-экономических соглашений с третьими странами – это произойдет с вероятностью в 39%.
Среди рисков для ЕАЭС, согласно оценкам экспертов, также фигурирует стагнация торговых процессов внутри Союза (40%).
Дезинтеграция
Дезинтеграция вплоть до выхода отдельных стран-членов ЕАЭС из объединения и начала распада Союза связана как с возможным развитием кризисных экономических тенденций, так и с политическим стремлением переориентироваться на сотрудничество с другими интеграционными объединениями.
Наиболее критический вариант развития событий – распад ЕАЭС – оценен экспертами как крайне маловероятный (19%). Выход из Союза одной из стран также носит маловероятный характер (26%). Однако переориентация одной или нескольких стран ЕАЭС на сотрудничество с другими интеграционными объединениями в глазах экспертов выглядит менее утопично, и оценивается в 38%.
С одной стороны, в силу разницы в масштабах и устойчивости институтов гипотетический аналог брекзита способен нанести ЕАЭС больший урон.
При этом степень взаимосвязанности стран объединения высока и не ограничивается только торговым сотрудничеством – активно развивается инвестиционное сотрудничество при поддержке Евразийского банка развития, безопасность обеспечивается в формате Организации Договора о коллективной безопасности, сотрудничество с ближайшими партнерами – в формате СНГ. Беларусь и Россия связаны и еще более тесным форматом интеграции – Союзным государством. Данные факторы обеспечивают устойчивость ЕАЭС и обуславливают низкую вероятность реализации сценария дезинтеграции, вероятность которого, согласно оценкам экспертов, – 20%.