Какие вопросы обсудили на VI Форуме машиностроителей Казахстана в Астане
Журналист Informburo.kz посетил форум и собрал ключевые цитаты представителей Банка развития Казахстана и представителей бизнеса.
20 и 21 сентября в Астане прошёл VI Форум машиностроителей Казахстана. В мероприятии приняли участие около тысячи делегатов: руководители казахстанских и зарубежных машиностроительных предприятий, представители государственного и квазигосударственного сектора, бизнес-ассоциаций, институты развития и потребители продукции машиностроения. В течение двух дней они обсуждали проблемы и достижения машиностроения в нефтегазовой отрасли, горной металлургии и сельском хозяйстве, а также электротехнического, железнодорожного машиностроения и автомобилестроения.
Представители Банка развития Казахстана (БРК, «дочка» холдинга «Байтерек») , важнейшей задачей которого является развитие обрабатывающей отрасли через финансирования крупных, капиталоёмких проектов, сообщили, что готовы инвестировать в эту отрасль средства в рамках собственных программ и программы индустриализации. На сегодня в кредитном портфеле организации машиностроение занимает небольшую долю – всего 1,2 % в объёме прямого кредитования. Однако это важные для экономики Казахстана предприятия, такие как:
- производство легковых автомобилей в «СарыаркаАвтоПроме» в Костанае;
- производство сельскохозяйственной техники в «Агромашхолдинге»;
- расширение производства железнодорожных колёс в Экибастузе на «Проммашкомплекте»;
- производство нефтепромыслового оборудования в Атырау на «АтырауНефтеМаш»;
- строительство завода по производству силовых трансформаторов в Шымкенте на «Азия Трафо» и т.д.
Старший банкир дирекции по работе с клиентами БРК Бахытжан Омаров отметил, что на обслуживании в Банке находятся пять инвестиционных проектов и одна предэкспортная операция в отрасли машиностроения на общую сумму займов в 96,5 млрд тенге.
Помимо финансирования вышеупомянутых проектов ещё шесть проектов на общую сумму финансирования в 33 млрд тенге состоят в лизинговом портфеле дочерней компании АО «БРК-Лизинг». Есть и три потенциальных проекта в машиностроительной отрасли на общую запрашиваемую сумму финансирования в 55 млрд тенге.
«БРК заинтересованы в проектах развития как машиностроения так и других отраслей экономики страны, и готовы предложить инициаторам проектов кредитно-финансовые инструменты от инвестиционной фазы до поддержки экспорта готовой продукции.
Речь идет о таких инструментах как долгосрочное финансирование инвестиционных проектов в иностранной и национальной валютах, кредитование оборотных средств предприятия в рамках этих же инвестиционных проектов, а также поддержка экспорта продукции введённого в строй предприятия в виде финансирования экспортных и предэкспортных операций.
«Кроме того, мы можем предоставить дополнительное финансирование в тенге по финансируемым или ранее профинансированным проектам путём вхождения в капитал через Фонд прямых инвестиций, созданный совместно с нашей сестринской организацией «Казына Капитал Менеджмент», – добавил спикер.
Бахытжан Омаров отметил, что банк предоставляет займы для реализации инвестиционных проектов сроком до 20 лет и минимальной суммой займа равной 7 млрд тенге. При этом не менее 20% инвестиций должен обеспечить инициатор проекта.
Банк является одним из ключевых операторов программы ГПИИР, поэтому может предложить долгосрочное финансирование инвестиционных проектов в национальной валюте в обрабатывающей промышленности. Объём средств, направляемых БРК на проекты индустриализации, составляет 559 млрд тенге. Из них 242 млрд тенге предоставлены из государственных средств, привлеченных в 2014-2017 годах, ещё 317 млрд тенге были привлечены банком на рыночных условиях. Срок до 20 лет предусмотрен также и в рамках этой программы, а годовая ставка в тенге составляет в среднем 9-10%.
В БРК подчеркнули, что банк принял решение о финансировании по программе 18 проектов на сумму 362 млрд тенге, из которых уже освоено 289 млрд. «Имеется достаточная сумма свободных средств в рамках программы, и мы предлагаем представителям организаций горно-металлургической отрасли обращаться в банк за финансированием, у нас по этой программе доступно ещё 197 млрд тенге», – отметил Омаров.
Примечательно, что в отличии от банков второго уровня, БРК финансирует проекты, где обеспечением по займу могут являться будущие доходы от реализации проекта, подтвержденные off-take контрактами. При этом участие заемщика в финансировании проекта должно быть не менее 30% от стоимости проекта. Минимальная сумма займа составляет 7 млрд тенге, максимальный срок займа – 20 лет.
Банк развития может также поддержать выход казахстанской продукции на зарубежные рынки, предоставив займы на экспортные операции по программе «Нұрлы Жол». Условия займа для предприятий обрабатывающей промышленности: возобновляемая кредитная линия предоставляется на цели приобретения сырья и материалов для производства готовой продукции с последующим экспортом, наличие экспортного контракта, минимальная сумма займа – 1 млрд тенге. В августе банк снизил ставку предэкспортного финансирования – до размера не более 8%. Банком уже оказана поддержка экспорта таких товаров как силовые трансформаторы, подстанции, титановые слябы, трубы, арматура, жесть, цинк, свинец, медь, желтый фосфор, триполифосфат натрия, аммофос, глинозем, растительное масло, молочная продукция, чай, соки, кондитерские изделия.
В завершение своей речи старший банкир Банка сообщил, что БРК может принимать участие в синдицированном финансировании, а также выпускать банковские гарантии по займам третьих лиц и пригласил участников форума обращаться в БРК за финансированием технически и экономически хорошо проработанных проектов.
Тема инвестиций в секторе машиностроения оказалась одной из самых востребованных на форуме. По словам Марата Идрисова, первого заместителя председателя правления АО «Казахстанский институт развития индустрии», машиностроительный сектор даёт мультипликативный эффект, потому что один человек, занятый в машиностроении, способствует появлению четырёх рабочих мест в других секторах экономики. 10 из 19 крупнейших компаний мира работают именно в секторе машиностроения.
Александр Александров, директор Актюбинского завода металлоконструкций, подчеркнул необходимость производства казахстанской продукции в сфере машиностроения. Спикер предложил вводить протекционные меры в рамках существующих договоров, разработать систему поощрения в горнодобывающей отрасли и сделать покупку казахстанских компонентов более привлекательной. Спикер также отметил важность рынков сбыта готовой продукции:
«Если сбыт на казахстанский рынок будет заложен на стадии проектирования предприятия, тогда гарантированно машиностроительные предприятия будут брать кредиты в программах субсидирования, потому что они будут видеть «хвост». Имеет смысл решать все вышеперечисленные проблемы, если будет виден стратегический смысл, куда мы идём в машиностроении”, – резюмировал он.
Делегаты форума оживленно участвовали в дискуссии, делясь опытом и примерами из профессиональной практики.
Источник: informburo.kz