Преодолевая сложности
Машиностроение является базовой отраслью для внедрения новых технологий
Принято думать, что в постиндустриальную эпоху правительства отказываются от вторичного сектора, то есть производства промышленных изделий, в пользу третичного сектора — сферы услуг. Как бы парадоксально это ни звучало, но на самом деле сейчас многие развитые страны вооружаются рецептами реиндустриализации, возвращая на свою территорию те производства, которые еще пару десятков лет назад переехали в страны с дешевым трудом. Экономическая повестка развивающихся стран аналогична — они стремятся поднять вторичный сектор. Современная промышленность — единственный крупный потребитель новых технологий, стимулирующий инновации. Без сильной промышленности не быть Индустрии 4.0.
Это главная причина, почему правительства, объявляя приоритетом четвертую промышленную революцию, которая не мыслится без корпуса сильных программистов и без высокой доли новых — инженерных, информационных — услуг, параллельно концентрируют усилия на развитии машиностроения. Наши соседи — Россия, Узбекистан и Беларусь в прошлом году уже приняли программные документы по развитию этой отрасли.
Отечественные машиностроители разработали свой программный документ, учитывающий нюансы нового технологического уклада и стратегические задачи по усложнению экономики. О роли машиностроительной отрасли в развитии новых индустрий и о новом программном документе, который будет презентован на VI Форуме машиностроителей Казахстана, — в интервью председателя правления «Союза машиностроителей Казахстана» Мейрама Пшембаева.
Умное машиностроение
— Расскажите, пожалуйста, на решение каких задач направлена деятельность Союза машиностроителей Казахстана?
— Для начала я хотел бы сказать о важности и актуальности самой отрасли. В мировой практике машиностроение является основной базой для внедрения новейших передовых инновационных технологий. Согласно данным Strategy & Global Innovation 10 из 19 крупнейших по объемам вложений в НИОКР глобальных компаний мира относятся к отрасли машиностроения.
Доля машиностроительной отрасли в развитых странах — Германии, Японии, Южной Корее — доходит до 30–40 процентов от ВВП. Во всех этих странах работают отраслевые ассоциации машиностроения. К примеру, есть Союз машиностроителей Германии — VDMA (Verband Deutscher Maschinen und Anlagenbau e.V), который является одним из крупнейших промышленных объединений Европы, включающий в себя более трех тысяч участников. Данный союз представляет в политических и общественных учреждениях интересы тех предприятий среднего бизнеса, которые ориентированы на выпуск инвестиционных товаров, и доносит позицию этого бизнеса до представителей экономических и научных кругов. За рубежом интересы отраслевых ассоциаций не ограничиваются вопросами продвижения бизнеса: это и наука, и образование, и кооперация, и социальная ответственность.
Мы хотим, чтобы и в Казахстане, по аналогии с нашими зарубежными коллегами, Союз машиностроителей Казахстана исполнял роль интегратора инноваций, образования, передовой научной мысли, приносил пользу прогрессивному развитию общества. На сегодня Союз машиностроителей Казахстана объединяет более двухсот предприятий. Хочу подчеркнуть, что это все настоящие отечественные машиностроители, профессионалы своего дела, некоторые из них имеют многолетнюю славную историю.
Цель союза — поддержка и развитие отечественной машиностроительной отрасли, консолидация отечественных машиностроительных предприятий. Союз имеет аккредитацию в Министерстве по инвестициям и развитию РК, Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности РК и Национальной палате предпринимателей Казахстана «Атамекен». У Союза машиностроителей — 14 региональных представительств по всему Казахстану.
— Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в отечественном машиностроении?
— По итогам первого полугодия 2018 года рост индекса промышленного производства машиностроения Казахстана составил 17,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении объем производства превысил 470 миллиардов тенге. Для сравнения: вся промышленность Казахстана за вышеуказанный период выросла лишь на 5,2 процента. Несомненно, на сегодня по темпам роста отечественное машиностроение является лидером.
С другой стороны, следует отметить, что пока у нас превалирует импорт. Ежегодный ввоз машиностроительной продукции в Казахстане составляет 11–12 миллиардов долларов, при этом отечественные машиностроители на рынке обеспечивают только 25 процентов от этого объема. Спрос со стороны крупных потребителей, а это недропользователи и квазигосударственный сектор, в основном удовлетворяется за счет импорта.
Но несмотря на все сложности, имеется ряд предпосылок для дальнейшего развития машиностроения, среди них — наличие рынка, сырья, компетенций и государственного приоритета.
Новая стратегия
— Ежегодно союз проводит Форум машиностроителей Казахстана. В чем особенность форума этого года?
— 20–21 сентября 2018 года в Астане в Конгресс-центре EXPO начнет свою работу VI Форум машиностроителей Казахстана. Организаторами форума выступают Министерство по инвестициям и развитию РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке правительства Республики Казахстан и ФНБ «Самрук-Казына».
Одним из ключевых моментов форума будет презентация проекта комплексного плана развития отрасли машиностроения Казахстана на 2019 — 2030 годы. Этот план является стратегическим видением развития отрасли на среднесрочный период.
Актуальность разработки комплексного плана обусловлена тем, что стране для перехода на следующий технологический уклад необходимо увеличивать совокупную сложность экономики. На сегодня в Казахстане только три отрасли обрабатывающей промышленности работают на усложнение экономики. Это машиностроение, химия и фармацевтика. Ученые Гарвардского университета доказали, что, чем сложнее экономика, тем богаче страна.
Комплексный план развития казахстанского машиностроения подразумевает поддержку как предприятий, поставляющих продукцию на внутренний рынок, так и предприятий, ориентированных на экспорт. Точки роста отрасли — модернизация существующих основных фондов за счет привлечения инвестиций, стимулирование экспорта и запуск новых проектов.
Наши соседи — Россия, Узбекистан, Беларусь приняли программные документы по развитию машиностроения в 2017 году. Правительство РФ утвердило стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года. Данная стратегия во многом отражает курс на импортозамещение и системное развитие всех секторов машиностроения. Объем производства продукции машиностроения РФ — около 110 миллиардов долларов, существенную долю в нем занимает продукция военного направления. Более того, машиностроение в России является крупнейшей отраслью обрабатывающей промышленности, где ее доля составляет 20,7 процента.
Правительство Беларуси утвердило Государственную программу развития машиностроительного комплекса на 2017–2020 годы. Документ предусматривает рост и диверсификацию экспорта товаров, обеспечение сбалансированности внешней торговли и привлечение инвестиций в целях увеличения производительности труда и формирования центров опережающего развития.
Учитывая отрицательное сальдо торгового баланса по машиностроению в упомянутых странах, у отечественных производителей есть потенциал для развития в определенных нишах, и при достаточной поддержке они могут занять их уже в ближайшей перспективе.
Мы уверены, что отечественное машиностроение сегодня имеет хорошие перспективы. Да, для того чтобы найти свое достойное место как на внутреннем, так и на экспортных направлениях, отечественным машиностроителям предстоит проделать огромную работу. И у нас есть все предпосылки и возможности для этого.
Пользуясь случаем, хотел бы пригласить читателей Expert Kazakhstan принять участие в Форуме машиностроителей Казахстана. Вы получите уникальную возможность ознакомиться с планом развития отрасли, узнать о последних достижениях отечественного машиностроения и наладить новые деловые контакты.