Для снижения импортных запчастей в отрасли машиностроения казахстанские предприятия должны модернизировать производства, иначе добавленная стоимость будет неуклонно расти, заявил заместитель председателя НПП «Атамекен» Куаныш Бишимов на VI форуме машиностроителей Казахстана.

«Импорт машиностроения сегодня составляет 11 млрд долларов, 10% из них приходится на нефтегазовое машиностроение. Мы понимаем, что цепочка добавленной стоимости присутствует. В ней участвуют импортные комплектующие. Мы проводили анализ: на один доллар отечественного производителя, то есть производства, приходится шесть долларов импортных комплектующих», – цитирует Куаныша Бишимова BNews.kz.

Он добавил, что в горном машиностроении эта цифра ещё больше: на каждый доллар приходится 20 долларов импортных комплектующих. Председатель НПП «Атамекен» также отметил, что в США и Германии, где машиностроение занимает до 50% всего производства, эти цифры идут практически один к одному.

«Предприятия должны модернизироваться, приносить новые технологии, для того чтобы снижать импорт. При этом мы понимаем, что должна быть цепочка мультипликативного эффекта. По итогам второй пятилетки наиболее модернизированными являются предприятия автопрома и предприятия по производству нефтегазового оборудования. Нам предстоит огромная работа совместно с нашими госорганами, институтами развития, чтобы обеспечить конкурентоспособность Казахстана на этом рынке и выпуск новой продукции, в том числе в нефтегазовой отрасли», – рассказал Куаныш Бишимов.

Вице-министр по инвестициям и развитию РК Роман Скляр, рассказывая о проекте комплексного плана развития отечественного машиностроения на 2019-2030 годы, презентованного в ходе форума, сообщил о том, что в Казахстане собираются производить собственную сталь для машиностроения.

«Та программа, о которой мы говорим, о проекте развития машиностроения на 2019-2030 годы, в ней мы подразумеваем не только институциональные поддержки со стороны государства, но и такие меры как производство собственной стали для машиностроения. Программа импортозамещения должна быть всеобъемлющей, охватывать подотрасли машиностроения», – отметил Роман Скляр.

Председатель правления ОЮЛ «Союза машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев отметил, что в РК ежегодно завозят сталь на миллион долларов, поэтому строительство железорудного предприятия могло бы окупиться в течение нескольких лет.

«Для нас очень актуально сегодня строительство металлургического комбината для высокопрочной стали, для кузницы машиностроения. Как минимум сто тысяч тонн стали мы должны производить у себя. Учитывая высокие темпы развития машиностроения в ближайшие годы, этот вопрос станет сверхактуальным. Поэтому на площадке мы этот вопрос совместно с Правительством, сообществом, бизнесом будем обсуждать. Его надо двигать. Мы должны производить всю сырьевую базу, а она немалая. Сто тысяч – это только первая потребность», – сказал Мейрам Пшембаев.

На VI Форуме машиностроителей Казахстана выяснилось, что объём экспорта казахстанских автомобилей резко снизился. С начала года за пределы РК продали всего 134 автомобиля отечественной сборки. При том что за восемь месяцев казахстанские машиностроители произвели более 19 тысяч автомобилей общей стоимостью 117,7 млрд тенге (318,1 млн долларов), что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В 2017 году объём экспорта отечественных автомобилей составил 1535 единиц. АО «АзияАвто» экспортировало на китайский рынок 1212 автомобилей на сумму более 2,5 млрд тенге. В январе-августе 2018 года было экспортировано 134 автомобиля. Средний уровень продаж отечественных автомобилей составляет порядка 20% в структуре общих продаж», – сообщил начальник управления машиностроения Министерства по инвестициям и развитию РК Ержан Иманслям.

На форуме казахстанских производителей в области машиностроения призвали занять нишу по производству запчастей и деталей для электромобилей на выгодных условиях.

«Предприятия способны осуществлять производства. Но элементная база используется импортная, и как раз есть возможность призвать казахстанских производителей осуществлять производство именно этой элементной базы, и мы готовы оказать содействие со стороны ЕЭК», – сказала заместитель директора департамента промышленной политики ЕЭК Дина Акпанбаева.

Она отметила, что Евразийская экономическая комиссия утвердила план стимулирования производства и использования моторных транспортных средств на 2018-2020 годы, который совет ЕЭК намерен обсуждать на уровне премьер-министров.

В Астане сегодня начался двухдневный Форум машиностроителей Казахстана, в котором принимают участие не менее тысячи делегатов из 20 стран мира, среди которых руководители машиностроительных предприятий, представители центральных государственных органов, бизнес-ассоциаций и крупных потребителей машиностроительной продукции.

Источник: informburo.kz