Аналитика

 

Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь – июнь 2020 года

 

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ

Объем производства в обрабатывающей промышленности за отчетный период составил 11,2 трлн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 7,3%, при этом, ИФО составил 104,4%. Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве составляет 38%.

Объем производства в отрасли машиностроения за период январь – июнь 2020 года составил 765,4 млрд. тг. и в стоимостном выражении вырос на 38,4%, индекс промышленного производства – 116,3% (Таблица 1). Доля машиностроения составила 13,1% в обрабатывающей промышленности и 6,1% во всей промышленности Казахстана.

Рост производства произошел в следующих отраслях:

  • Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов – на 23,6%;
  • Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 19,8%;
  • Машиностроение — на 16,3%;
  • Производство бумаги и бумажной продукции – на 15,0%;
  • Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения – на 10,2%.

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-июнь 2019-2020 годы, млн. тенге.

Сектор отрасли январь-июнь 2019 январь-июнь 2020 ИФО за январь-июнь 2019г./2020г., в %
Машиностроение 553 156 765 413 116,3
Производство прочих транспортных средств 27 136 103 199 242,1
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 144 847 235 378 146,0
Ремонт и установка машин и оборудования 222 791 256 921 104,5
Производство электрического оборудования 65 861 77 713 100,8
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 80 456 82 033 97,9
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 12 064 10 168 95,0

Источник: КС МНЭ РК

Динамика объемов производства в отрасли машиностроения за январь-декабрь 2019-2020 годы, млн. тенге.

553 156

январь-декабрь 2018

765 413

январь-декабрь 2019

Источник: КС МНЭ РК

Несмотря на введение чрезвычайного положения из-за распространения коронавирусной инфекции, машиностроительная отрасль демонстрирует рост.

Снижение объемов производства наблюдается в секторах по производству машин и оборудования, не включенных в другие категории, а также в производстве компьютеров, электронной и оптической продукции.

Автомобилестроение

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) за пять месяцев 2020 года на территории Казахстана было произведено 27 335 ед. техники, общей стоимостью свыше 193,9 млрд тенге. Объемы выпуска превзошли результаты января-мая 2019 года на 64,5%. Казахстанский автопром в денежном выражении обеспечил треть объема машиностроения (33,5%). На «СарыаркаАвтоПром» приходится более половины от всех произведённых автотранспортных средств в РК. Второй год подряд костанайский завод удваивает производство, за пять месяцев текущего года здесь было произведено 14 421 ед. легковых, грузовых автомобилей и автобусов на сумму 111,6 млрд тенге. Доля локализованных автомобилей в РК на рынке увеличилась до 65%. По данным аналитиков АКАБ, в январе-мае 2020 года официальными дилерами было реализовано 28 040 новых легковых и коммерческих автомобилей на общую сумму 268,7 млрд тенге, что суммарно на 6% больше, чем в аналогичный период 2019 года. В связи с пандемией COVID-19 и введенным карантином в городах и регионах РК, дилеры на короткое время были вынуждены приостановить или ограничить свою деятельность. Ситуация простимулировала бизнес и государство активно внедрять онлайн-торговлю. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с МВД проделали большую работу по запуску онлайн-оформления и регистрации автомобилей. Однако, уже в мае продажи восстановились. В мае 2020 года на рынке новых автомобилей лидирует Hyundai (1 847 ед.), Lada (1 701 ед.) и Ravon (1 039 ед.). Спрос на автомобили отечественного производства вырос с 60% в 2019 году до 65% в текущем году. В десятке самых популярных брендов (включая экспорт), продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане: Hyundai (6 062 ед.), Lada (5 412 ед.), Ravon (2 424 ед.), Kia(2 430 ед.)  и JAC (536 ед.).  Причем Lada под натиском конкуренции и подорожанием теряет долю на рынке.

В связи с курсом валюты изменения коснулись и ценовой политики Kia. В первую очередь из-за отсутствия автомобилей в наличии. В отличие от Hyundai, у дилеров большие стоки и автомобили продают по прежним ценам. Единственным, кто снизил цены стали Ravon и Chevrolet.

Коммерческая техника – высокая степень локализации и доля на рынке. Производители   грузовиков   и   автобусов   продолжают   демонстрировать   положительную   динамику. Например, «СарыаркаАвтоПром» увеличил производство коммерческой техники в 8,8 раз. Компания «КАМАЗ Инжиниринг» показала рост производства продукции на уровне 53% по сравнению с прошлым годом, «СемАЗ» — 200%, Daewoo Bus Kazakhstan–80% и Hyundai Trans Auto – 37%. В рейтинге тяжелой коммерческой техники лидируют грузовики KAMAZ, производства «КАМАЗ Инжиниринг», за пять месяцев было продано 369 ед. (+8%). «ГАЗоны» производства «СемАЗ» — 239 (+12%). Замыкает тройку Hyundai Trucks с результатом 88 автомобилей. Всего с начала года на экспорт ушло 1 659 автомобилей. В России JAC планирует уже в этом году начать продажи двух новых моделей кроссоверов и электромобиль iEV7S казахстанского производства. Кроме того, сам JAC совсем скоро станет более тесно сотрудничать с Volkswagen AG. Крупнейший мировой автогигант вступил в завершающую стадию переговоров по вхождению в капитал материнской JAC-Motors. Volkswagen планирует инвестировать в производство 1 млрд евро в ближайшее время.

Главным событием марта стал запуск производства модельной линейки Chevrolet на «СарыаркаАвтоПром». На первом этапе объем производства достигнет 26 000 автомобилей в год. На экспорт планируется отправлять 13 000 автомобилей. Хорошим подспорьем этому станет легкая коммерческая техника Damas и Labo, которая широко используется в сфере малого и среднего бизнеса, а её цена не превышает 3-3,5 млн тенге.

Также в Костанае на территории машиностроительного комплекса начата работа над «Бизнес-инкубатором». Там планируют разместить предприятия по выпуску комплектующих для автомобилей и сельскохозяйственной техники.  Уже ведется реконструкция производственных помещений общей площадью более 27 тыс.  квадратных метров. Совместно с ПАО «КАМАЗ» создается уникальный проект в базовых отраслях машиностроения, в рамках которого будут созданы производства литья и механообработки. Готовая продукция будет поставляться не только на внутренний рынок, а в большей степени на главный конвейер ПАО «КАМАЗ» в РФ.

Развитие сельхозмашиностроения

За 6 месяцев 2020 года казахстанские производители сельскохозяйственной техники выпустили 605 тракторов и 112 комбайнов.

По данным АКАБ, в первом полугодии 2020 года производители отечественных тракторов, комбайнов и прочей сельхозтехники произвели продукцию на сумму свыше 33,7 млрд тенге, что на 125% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Положительная динамика во многом связана с расширением ассортимента и локализацией сельхозмашин в РК. До конца года будет произведено техники на сумму 77,4 млрд тенге.

Наибольший рост в количественном выражении зафиксирован в производстве комбайнов, так машиностроителям АО «АгромашХолдинг KZ» (Essil), ТОО «КАИК» (Acros) и KazRost Engineering Ltd (Vector, Acros), удалось удвоить выпуск зерноуборочной техники более чем в два раза – 310 ед. на сумму 14,31 млрд тенге против 150 ед. и 7,5 млрд тенге годом ранее.

Тракторы марок Lovol, «Кировец» и «Беларус», производства АО «Агромашхолдинг KZ», «Костанайского тракторного завода», семипалатинского «СемАЗ» и «Казахстанской Агро Инновационной Корпорации», продолжают пользоваться успехом у аграриев страны. Об этом свидетельствует статистика. Доля тракторов «Беларус» достигает 80% в общем объеме продаж. «Кировцы» занимают 60% доли энергонасыщенных тракторов в РК.

Кроме того, сельхозмашиностроителями KazRost Engineering Ltd, ТОО «КАИК» и АО «АгромашХолдинг KZ» было произведено прицепов и прочего навесного оборудования на общую сумму, превышающую 2,9 млрд тенге.

Инвестиционная привлекательность отрасли показывает рост. За последние 2 года казахстанское сельхозмашиностроение заметно расширило продуктовую линейку. В РК появились новые производства, начат выпуск тракторов «Кировец», Lovol и Bühler, запланирован выпуск комбайнов Claas (подписан меморандум об открытии производства в СКО). Расширена модельная линейка комбайнов Essil (барабанно-роторный комбайн Essil-790), ТОО «КАИК» приступило к производству комбайнов Torum.

Растет уровень локализации, расширяются технологические операции, развивается собственная компонентная база. Не так давно начата реализация проекта «Бизнес-инкубатор» в Костанайской области по созданию промышленного кластера по выпуску компонентов, с привлечением как крупных мировых компаний поставщиков, так и местных предприятий МСБ. Уже ведется реконструкция производственных помещений общей площадью более 27 000 кв.м.

«БРК-Лизинг», в рамках проводимой Правительством Казахстана антикризисной политики, запустил антикризисную программу по приобретению сельхозтехники отечественного производства по номинальной ставке вознаграждения 6% и без первоначального взноса.

В период с 2018-2020 годы с учетом «револьверного» принципа профинансировано 175 проектов на общую сумму 11,3 млрд тенге, приобретено 456 ед. техники.

Электротехническое машиностроение

В электротехническом машиностроении за 2010-2019 годы наблюдался рост производства в 3 раза, экспорта — в 4 раза. Средний уровень локализации достиг 75%.

За первое полугодие т.г. было произведено 4 555 электрических конденсаторов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 1 389 штук.

Объем производства электротехнического машиностроения за январь-июнь 2020 года составил 77 млрд тенге.

Ключевыми предприятиями электротехнического машиностроения являются: Усть-Каменогорский конденсаторный завод, Кайнар-АКБ, Кентауский трансформаторный завод, Корпорация Сайман, Казэнергокабель, ЕвразКабель, Казцентрэлектропровод.

Усть-Каменогорский конденсаторный завод приобрел не только огромный опыт, но и внедрил в производство конденсаторной продукции целый ряд инновационных технологий, что позволило ему занять лидирующие позиции на электротехническом рынке Казахстана, России и других стран СНГ.

Аккумуляторные батареи ТОО «Кайнар-АКБ» экспортируются в Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Германию, Китай.

Трансформаторы Кентауского трансформаторного завода идут на экспорт в Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

Компания Алагеум Электрик ведет строительство электротехнического завода в специальной экономической зоне г. Петропавловск, продукция которого будет ориентирована на экспорт.

Нефтегазовое машиностроение.

В апреле 2019 года создана межведомственная рабочая группа по развитию нефтегазового машиностроения, в состав которой вошли операторы крупных проектов МЭ РК, МИИР РК, ТОО «PSA», «Союз машиностроителей Казахстана» и др.

Одно из направлений деятельности рабочей группы — проведение анализа с целью выявления целевых товарных групп и заинтересованных отечественных предприятий.

В качестве исходных данных использованы планы закупок и перечень установленного оборудования, а также проведен анализ уровня готовности и заинтересованности отечественных товаропроизводителей в локализации необходимого оборудования.

На основе проведенного анализа товаров определены 6 основных категорий и выявлены 22 отечественных товаропроизводителя, заинтересованных в их производстве.

 

Технические спецификации оборудования, планируемого к закупу, были переданы Союзу машиностроителей Казахстана и НПП «Атамекен» для дальнейшего их распространения среди заинтересованных отечественных товаропроизводителей, а также проведен ряд встреч технических специалистов операторов и представителей Союза машиностроителей, на которых обсуждались технические спецификации товаров.

По итогам анализа проведена следующая работа:

— НКОК проводит работу по 5 приоритетным компаниям для заключения договоров в 2020 году.

— ТШО разместило испытательные заявки на ТОО «Бемер Арматурен Казахстан» и ТОО Karlskrona. Кроме того, 9 заводов-поставщиков услуг прошли квалификационный отбор и стали поставлять товары и услуги для ТШО.

— В КПО в течение 2020-2021 годов планируется локализация товаров по 13 категориям и заключение 5 договоров с отечественными товаропроизводителями.

Кроме того, разработан и утвержден план мероприятий по развитию нефтегазового машиностроения в РК на 2019-2025 годы.

Поэтапная локализация производства оригинального оборудования на территории Республики Казахстан определена как одно из приоритетных направлений деятельности на ближайший период. В дальнейшей работе имеется высокий потенциал для локализации производства.

В среднесрочной перспективе планируется локализация таких товаров и оборудования, как, например, различные расходные материалы (уплотнения, прокладки, фильтры), крепежные материалы, запорная арматура, электротехнические изделия, контрольно-измерительные приборы и автоматика).

Ключевыми предприятиями сектора являются Усть-Каменогорский арматурный завод, Карлскрона, Бемер Арматура, Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Мунаймаш, Белкамит, Атыраунефтемаш.

Горно-металлургическое машиностроение

В горнорудном машиностроении за 5 месяцев 2020 года произведено продукции на 8 млрд тенге.

Ключевыми предприятиями горнорудного машиностроения являются Алматинский завод тяжелого машиностроения, Карагандинский литейно-механический завод, Казцинкмаш, Курылысмет, Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко, КазКарбон.

В рамках трансформации производственных процессов и адаптации к новым реалиям одним из первых предприятий в стране, внедривших элементы Индустрии 4.0, стало ТОО «Мэйкер» в г. Караганда.

Железнодорожное машиностроение

Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза за счет локализации новой для страны высокотехнологичной продукции, как тепловозы, электровозы, железнодорожные оси и колёса. Привлечены крупнейшие мировые лидеры в отрасли железнодорожного машиностроения — Alstom, General Electric, Трансмашхолдинг.

За 6 месяцев 2020 года произведено продукции на 103 млрд тенге. Средний уровень локализации свыше 50%.

В рамках программы индустриализации были запущены Вагоностроительный завод «Тулпар», Локомотив курастыру зауыты, Электровоз курастыру зауыты и Проммашкомплект, которые производят высокотехнологичную, экспортоориентированную продукцию.

Проммашкомплект стал первым предприятием на постсоветском пространстве, внедрившим современный автоматизированный технологический комплекс по выпуску цельнокатаных колес для железной дороги. Мощность предприятия 200 тыс. колес в год. Уровень локализации — 68%. Продукция предприятия полностью закрывает потребности внутреннего рынка и более 60% экспортируется в Иран, Азербайджан, Россию и Туркменистан.

В январе-июне текущего года произведено 12 дизельных локомотивов и 348 грузовых несамоходных вагонов.

Возобновило деятельность предприятие ЗИКСТО в г. Петропавловске, которое в апреле-мае произвело 171 вагон-платформу на сумму 4 млрд 929 млн тенге.

АО «ЗИКСТО» поставит вагоны-платформы «БРК-Лизинг» на сумму до 60 млрд тенге. Согласно решению собрания акционеров компании, размещенном на площадке депозитария финансовой отчетности Министерства финансов, АО «ЗИКСТО» заключена крупная сделка с АО «БРК-Лизинг» (дочерняя организация АО «Банк развития Казахстана») на поставку вагонов-платформ на сумму не более 60 млрд тенге. Ранее в 2016 году «БРК-Лизинг» профинансировал лизинговый проект по приобретению 1108 единиц фитинговых вагонов-платформ для ТОО «ВагонСтройМенеджмент». Сумма лизингового финансирования составила 17,5 млрд тенге. Поставщиком вагонов является казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции–АО «ЗИКСТО». Продукция поставлена АО «ЗИКСТО» в полном объеме.

ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ.

Экспорт продукции машиностроения за январь-май 2020 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 27%, составив порядка 300 млн. долл. США.

Снижение объема экспорта машиностроительной продукции в текущем году обусловлено факторами макроэкономического характера, а также падением мирового спроса на товары и услуги.

Спад зафиксирован ввиду сокращения реэкспорта самолетов*, экспорта подшипников, аккумуляторов свинцовых, арматуры для трубопроводов.

Так, основная доля за анализируемый период приходится на прочие тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса, включая части (19%) и Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15 000 кг (12%).

Реэкспорт — вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны.

Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей переработку.

Различают реэкспорт с завозом в страну (прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в третьи страны.

Динамика экспорта в отрасли машиностроения за январь-май 2019-2020 гг., млн. долл. США.

412

январь-май 2019

300

январь-май 2020

Источник: КС МНЭ РК, КГД МФ РК

Таблица 2 – Структура экспорта товарных позиций машиностроения, тыс. долл. США