Аналитика

 

Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь – сентябрь 2020 года

 

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ

Объем производства в отрасли машиностроения за период январь – сентябрь 2020 года составил 1 183,5 млрд. тг. и в стоимостном выражении вырос на 32,6%, индекс промышленного производства – 116,6% (Таблица 1). Доля машиностроения составила 12,9% в обрабатывающей промышленности и 6,2% во всей промышленности Казахстана.

Рост производства произошел в следующих отраслях:

  • Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения – на 42,9%;
  • Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов – на 39,8%;
  • Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 18,9%;
  • Машиностроение — на 16,6%;
  • Производство бумаги и бумажной продукции – на 15,1%.

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-сентябрь 2019-2020 годы, млн. тенге.

Сектор отрасли январь-сентябрь 2019 январь-сентябрь 2020 ИФО за январь-сентябрь 2019г./2020г., в %
Машиностроение 892 146 1 183 488 116,6
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 51 123 136 222 200,4
Производство электрического оборудования 228 979 376 387 151,6
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 104 049 120 494 103,5
Производство электрического оборудования 135 140 145 116 103,0
Ремонт и установка машин и оборудования 352 066 388 253 99,4
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 20 789 17 016 78,2

Источник: КС МНЭ РК

Динамика объемов производства в отрасли машиностроения за январь-сентябрь 2019-2020 годы, млн. тенге.

892 146

январь-сентябрь 2019

1 183 488

январь-сентябрь 2020

Источник: КС МНЭ РК

Несмотря на введение чрезвычайного положения из-за распространения коронавирусной инфекции, машиностроительная отрасль демонстрирует рост.
Снижение объемов производства наблюдается в секторах по ремонту и установке машин и оборудования, а также в производстве компьютеров, электронной и оптической продукции.

Росту способствовало стимулирование спроса (обеспечение заказом АО «ЗИКСТО» по производству вагонов-платформ в рамках трехстороннего соглашения с АО «КТЖ – Экспресс» и АО «БРК-Лизинг»), а также экспортный договор с Молдовой по поставке 12 локомотивов.

Крупнейшая компания многопрофильного казахстанского холдинга «Қамқор Менеджмент» – ТОО «Қамқор Вагон», ежегодно осуществляющая ремонт более 15 тысяч грузовых вагонов и 25 тысяч колесных пар, успешно продолжает реализацию стратегического проекта по созданию Вагоноколесных мастерских (ВКМ).
22 октября 2020 года осуществлено открытие первых в Северо-Восточном регионе Казахстана Вагоно-колесных мастерских, организованных на базе филиала ТОО «Қамқор Вагон» — «Вагоноремонтное депо Павлодар».

Объем инвестиций в реализацию Павлодарского проекта составил 170 млн тенге.
Для организации Вагоноколесных мастерских закуплено современное прессовое оборудование двойного действия с автоматизацией рабочего места, токарно-карусельные и токарно-накатные станки.

В целях эффективного контроля качества формирования колесных пар, организована позиция неразрушающего контроля цельнокатанных колес и осей.
Проведено обучение производственного и управленческого персонала.
Произведена приемка опытного образца колесной пары, а также получено расширение условного номера клеймения на проведение капитального ремонта колесных пар, в том числе с нагрузкой 25 тонн на ось.
Главной целью открытия Вагоноколесных мастерских является организация ремонта по принципу «одного окна», который обеспечит:

  • — производство полного цикла ремонта грузовых вагонов и колесных пар на одном предприятии
  • — снижение числа простоев в ремонте грузовых вагонов
  • — сокращение расходов Заказчиков на транспортировку колесных пар.

Вагоноколесные мастерские Павлодар обеспечат объем ремонта колесных пар до 3000 единиц в год.
Продолжая реализацию стратегических проектов, компанией «Қамқор Вагон» в 2021 году запланирована организация Вагоно-колесных мастерских в Карагандинском вагоноремонтном депо.

По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), за девять месяцев 2020 года в Казахстане произведено 49 384 транспортных средств всех типов, что на 47,3% больше чем за январь-сентябрь 2019 года, когда было выпущено 33 524 единицы техники. По статистике, совокупная стоимость выпущенной продукции автопрома оценивается в 376 387 млн тенге (включая новый завод), на 64,3% больше результатов девяти месяцев 2019 года (228 979 млн тенге).
Основной объем продолжают обеспечивать легковые автомобили – 42 498 ед. (+42,4%). Выросли объемы производства коммерческого транспорта: грузовой техники произвели на 148,1% больше, чем в прошлом году – 5 273 ед., производство автобусов 1 401 ед. (+65,2%). Также было выпущено 1 272 прицепов и полуприцепов (+97,5%) и 212 единиц прочей специализированной техники и др.
На лидирующее предприятие в отрасли – «СарыаркаАвтоПром» по-прежнему приходится половина от всех произведенных автотранспортных средств. В текущем году костанайский завод увеличил производство до 26 092 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов. В Усть-Каменогорске на предприятии «Азия Авто» по предварительным данным было собрано 18 996 ед. легковых автомобилей. На новом заводе Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы за короткий срок было выпущено 3 099 автомобилей. В Семипалатинске СемАЗ произвел 1 986 ед. коммерческой техники. В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 779 грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 347 коммерческих автомобилей, Daewoo Bus Kazakhstan произвел 343 ед. техники.

Перспективы автопрома продолжают привлекать инвестиции в отрасль и в экономику страны в целом. В марте 2020 года началось производство автомобилей Chevrolet в Костанае, автомобили бренда уже в августе вошли в ТОП-3 самых продаваемых на рынке, в тоже время часть автомобилей отправляется на экспорт в Россию. В конце года откроется завод по производству автобусов Yutong в городе Сарань Карагандинской области. Предприятие планирует выпускать порядка 1 200 единиц автобусов в год. Сумма инвестиций составила более 16 млрд тенге.
В тоже время, буквально на днях, запустили цеха сварки и окраски на новом заводе Hyundai в Алматы. Общий объем инвестиций – более 28 млрд тенге. Производственная мощность предприятия на первом этапе – 30 тыс. единиц в год, на втором – до 45 тыс. единиц в год. 50% от общего числа произведенных автомобилей будет реализовываться на рынке Казахстана и 50% – поставляться в страны СНГ.

Экспорт автомобилей казахстанского производства остается стратегически важным для развития отрасли. «СарыаркаАвтоПром» из Костаная отправил в этом году 5 474 автомобилей марок Hyundai, Chevrolet и JAC в страны ЕАЭС и ближнего зарубежья на общую сумму 38,2 млрд тенге, обеспечив 100% экспорта в автопроме.

Объем производства электротехнического машиностроения за январь-сентябрь 2020 года составил 120,5 млрд тенге. Рост в натуральном выражении составил 3,5%.
За 9 месяцев т.г. было произведено 6 216 электрических конденсаторов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 1 276 штук, также 475 093 штук светильников и осветительных устройств, что больше на 12,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Ключевыми предприятиями электротехнического машиностроения являются: Усть-Каменогорский конденсаторный завод, Кайнар-АКБ, Кентауский трансформаторный завод, Корпорация Сайман, Казэнергокабель, ЕвразКабель, Казцентрэлектропровод.
Отечественные аккумуляторы в текущем году вышли на рынки Италии и ОАЭ. При этом, внутренняя потребность в аккумуляторах покрывается на 65%.
Объем экспорта аккумуляторов в 2019 году составил $57,2 млн. Экспортными рынками являются страны ЕАЭС, ЦА и Восточной Европы.

Кабельной продукцией также покрывается 65% рынка страны в разных отраслях промышленности.

Кабельно-проводниковая продукция, являясь пятым переделом металлургической отрасли, обеспечивает глубокую переработку металлов и производство продукции высоких переделов, отметил он.

На сегодня работают 14 заводов выпускающих кабельно-проводниковую продукцию, объем экспорта, которых в 2019 году составил $13 млн. Экспортные рынки: страны СНГ, Германия, Китай и Польша.

По трансформаторам потребность в стране покрывается на 85%.
При запуске пятого трансформаторного завода ТОО «Alageum Electric» в Петропавловске мы обеспечим производство еще 10 тыс. трансформаторов в год, что позволит закрыть всю линейку потребности по трансформаторам.
На сегодня работают четыре предприятия, производящие трансформаторы, объем экспорта которых в 2019 году составил $38 млн. Экспортные рынки — страны ЕАЭС, СНГ, Германия и Венгрия.

На 85% обеспечивается внутренний рынок электроизмерительными приборами, в основном, ТОО «Корпорация Сайман», и имеется потенциал поставок в страны Центральной Азии.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК подписало Соглашение о промышленной сборке с одной из крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники немецкой компанией «CLAAS».

Промышленная кооперация Казахстана и Германии была инициирована Главой государства в ходе рабочей встречи с председателем Наблюдательного совета компании «CLAAS Group» К.Клаас-Мюльхойзер в рамках визита Президента РК в ФРГ в декабре 2019 г. По итогам визита для работы с германским бизнесом была создана специальная рабочая группа под руководством Заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра.

Проработка проекта по организации производства сельскохозяйственных машин на территории РК велась Комитетом по инвестициям МИД РК, Посольством РК в ФРГ, АО «НК «Kazakh Invest» и Министерством сельского хозяйства РК.
CLAAS является флагманом мирового сельхозмашиностроения и крупнейшим европейским производителем сельхозтехники. Вхождение именитой немецкой компании в Казахстан является знаковым событием для всех отечественных аграриев, которые давно нуждались в доступной высокопроизводительной технике.

Подписание Соглашения, с учетом нынешних реалии пандемии, состоялось посредством видеосвязи. От имени министерства документ визировал вице-министр Аманияз Ержанов, германская сторона была представлена региональным директором по странам Восточной Европы и СНГ компании CLAAS Нильсом Ройчем.
Новый завод расположится в Северо-Казахстанской области. На первом этапе здесь будет налажено производство комбайна TUCANO, включая установку специализированного оборудования и подготовку технического персонала.

Проект будет реализован совместно с официальным представителем CLAAS в Казахстане компанией «СТ-Агро». Объем инвестиций в экономику области составит около 3,4 млрд. тенге, источником финансирования являются собственные средства немецкой компании. На начальном этапе будет создано порядка 200 новых рабочих мест.

В рамках Соглашения компания поэтапно будет увеличивать локализацию компонентов, а также заниматься технической подготовкой кадров для дальнейшего развития производства.

При выходе на проектную мощность предприятие будет выпускать до 200 единиц сельскохозяйственной техники (комбайны, трактора и посевные комплексы) в год, что качественно улучшит ситуацию по обновлению машинно-тракторного парка в РК.

Вхождение CLAAS в список производителей сельхозтехники с мировым именем, реализующих производство на территории Казахстана, таких как «PÖTTINGER», «LOVOL», «BUHLER», «Ростсельмаш», «Петербургский тракторный завод», «МТЗ», «Гомсельмаш» и др., полностью соответствует программе страны по импортозамещению, перекрывая все потребности фермеров.

Отметим, что данная работа проведена за счет выверенной индустриальной политики государства в части развития АПК Казахстана.

В апреле 2019 года создана межведомственная рабочая группа по развитию нефтегазового машиностроения, в состав которой вошли операторы крупных проектов МЭ РК, МИИР РК, ТОО «PSA», «Союз машиностроителей Казахстана» и др.
Одно из направлений деятельности рабочей группы — проведение анализа с целью выявления целевых товарных групп и заинтересованных отечественных предприятий.
В качестве исходных данных использованы планы закупок и перечень установленного оборудования, а также проведен анализ уровня готовности и заинтересованности отечественных товаропроизводителей в локализации необходимого оборудования.
На основе проведенного анализа товаров определены 6 основных категорий и выявлены 22 отечественных товаропроизводителя, заинтересованных в их производстве.

Технические спецификации оборудования, планируемого к закупу, были переданы Союзу машиностроителей Казахстана и НПП «Атамекен» для дальнейшего их распространения среди заинтересованных отечественных товаропроизводителей, а также проведен ряд встреч технических специалистов операторов и представителей Союза машиностроителей, на которых обсуждались технические спецификации товаров.

По итогам анализа проведена следующая работа:

  • — НКОК проводит работу по 5 приоритетным компаниям для заключения договоров в 2020 году.
  • — ТШО разместило испытательные заявки на ТОО «Бемер Арматурен Казахстан» и ТОО Karlskrona. Кроме того, 9 заводов-поставщиков услуг прошли квалификационный отбор и стали поставлять товары и услуги для ТШО.
  • — В КПО в течение 2020-2021 годов планируется локализация товаров по 13 категориям и заключение 5 договоров с отечественными товаропроизводителями.

Кроме того, разработан и утвержден план мероприятий по развитию нефтегазового машиностроения в РК на 2019-2025 годы.

Поэтапная локализация производства оригинального оборудования на территории Республики Казахстан определена как одно из приоритетных направлений деятельности на ближайший период. В дальнейшей работе имеется высокий потенциал для локализации производства.

В среднесрочной перспективе планируется локализация таких товаров и оборудования, как, например, различные расходные материалы (уплотнения, прокладки, фильтры), крепежные материалы, запорная арматура, электротехнические изделия, контрольно-измерительные приборы и автоматика).

Ключевыми предприятиями сектора являются Усть-Каменогорский арматурный завод, Карлскрона, Бемер Арматура, Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Мунаймаш, Белкамит, Атыраунефтемаш.

В горнорудном машиностроении были освоены следующие новые виды продукции (полноповоротные машины, самоходные бурильные установки, шахтные вагонетки, дробильно-измельчительное оборудование), а также налажено производство запасных частей для машин и оборудования для горной добычи (ТОО «Мэйкер»).

За 9 месяцев 2020 года произведено продукции на 15,6 млрд тенге.

Ключевыми предприятиями горнорудного машиностроения являются: Алматинский завод тяжелого машиностроения, Карагандинский литейно-механический завод, Казцинкмаш, Курылысмет, Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко, КазКарбон.
В рамках трансформации производственных процессов и адаптации к новым реалиям, ТОО «Мэйкер» одним из первых в стране внедрил элементы Индустрии 4.0.

ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.

 

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2019 года