Аналитика

 

Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь – декабрь 2019 года

 

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ

Объем производства в обрабатывающей промышленности за отчетный период составил 11,2 трлн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 7,3%, при этом, ИФО составил 104,4%. Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве составляет 38%.

Объем производства в отрасли машиностроения за период январь – декабрь 2019 года составил 1 372,0 млрд. тг. и в стоимостном выражении вырос на 27,7%, индекс промышленного производства – 120,9% (Таблица 1). Доля машиностроения составила 12% в обрабатывающей промышленности и 4,7% во всей промышленности Казахстана.

Рост производства произошел в следующих отраслях:

  • Печать и воспроизведение записанных материалов – на 26,5%;
  • Машиностроение — на 20,9%;
  • Легкая промышленность – на 13,5%;
  • Производство основных фармацевтических продуктов – на 12,2%;
  • Производство напитков – на 10,2%.

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-декабрь 2018-2019 годы, млн. тенге.

Сектор отрасли январь-декабрь 2018 январь-декабрь 2019 ИФО за январь-декабрь 2018г./2019г., в %
Машиностроение 1 074 201 1 371 956 120,9
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов 205 954 359 532 162,5
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 149 935 185 117 122,2
Производство электрического оборудования 132 177 148 440 108,7
Ремонт и установка машин и оборудования 476 036 514 174 105,9
Производство прочих транспортных средств 76 302 126 238 102,1
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 33 797 38 454 86,6

Источник: КС МНЭ РК

Динамика объемов производства в отрасли машиностроения за январь-декабрь 2018-2019 годы, млн. тенге.

1 074 201

январь-декабрь 2018

1 371 956

январь-декабрь 2019

Источник: КС МНЭ РК

Позитивная динамика роста объемов производства наблюдается во всех секторах отрасли, кроме производства компьютеров, электронной и оптической продукции.

В производстве компьютеров электронной и оптической продукции в основном спад произошел за счет приборов для контроля прочих физических величин.

Автомобилестроение (причины роста)

Astana LRT заключило договор о приобретении 100 электробусов на 18 млрд тенге.

Низкопольные 12-метровые электроавтобусы поставили в Нур-Султан до конца 2019 года.

В Нур-Султане заключили сделку по закупке для города 100 низкопольных электроавтобусов марки Yutong, производства ТОО «Сарыарка Автопром». Победителя госзакупок определили способом из открытого источника – им стало АО «БРК-Лизинг».

Стоимость одного автобуса составила 146,7 млн тенге, их приобретут в лизинг сроком на семь лет. По договору подрядчик должен будет поставить автобусы для Astana LRT в течение полугода, однако аким Нур-Султана Алтай Кульгинов ранее обещал, что новые электробусы будут курсировать по дорогам столицы ещё до конца этого года.

Общая стоимость госзакупок составила 17,94 млрд тенге, из них сумма вознаграждения для поставщика – 3,27 млрд тенге.

Количество сидячих мест заявлено не менее 30 пассажирских, общая вместимость салона – не менее 73 человек. В технической спецификации к госзакупкам написано, что «покупатель желает максимизировать пассажировместимость, даже если это будет в ущерб количеству сидячих мест». Электробусы должны быть рассчитаны на перевозки в условиях от -45 до +45 градусов по Цельсию. Предполагаемый срок службы электробусов составляет 12 лет.

Возле каждого сидения у стенки автобуса будут USB-порты, чтобы можно было заряжать мобильные устройства. Среди требований к электробусам – обеспечивать пассажиров бесплатным Wi-Fi.

Премьер-министр РК Аскар Мамин принял участие в подписании соглашения о намерениях по реализации на территории Республики Казахстан проектов по производству главной передачи ведущих мостов и производству чугунного литья для грузовых автомобилей.

Документ подписали министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр, генеральный директор ПАО «КАМАЗ», аким Костанайской области и председатель правления АО «БРК — Лизинг».

Вышеуказанные проекты являются первыми и стратегически важными шагами в развитии автокомпонентной базы казахстанской автопромышленности с привлечением ключевых мировых производителей автокомпонентов на рынок Казахстана. В рамках реализации Соглашения планируется создать заводы по производству спецтехники, мостов и чугунного литья. Также будет организован Инжиниринговый центр по развитию компетенций технического персонала, повышению квалификации и переквалификации кадров, не имеющий аналогов в РК. Инжиниринговый центр позволит подготавливать специалистов высокого уровня для различных отраслей Казахстана.

Соглашение направлено на создание современного высокотехнологичного производства мостов и литья на территории Казахстана. При этом будут использоваться технологии, отвечающие лучшим мировым стандартам в области экологии и охраны окружающей среды. Стоит отметить, что продукция, производимая на заводах, будет на 100 процентов экспортоориентированной и в конечном итоге будет поступать в глобальную мировую цепочку, охватывающую все регионы России, СНГ, а также в немецкий концерн Daimler AG. В 2018 году немецкий концерн стал акционером компании. В ходе реализации соглашения будет открыто свыше 2,5 тысячи новых высококвалифицированных рабочих мест.

Развитие сельхозмашиностроения

Рост объемов производства с/х техники обусловлен оказанными мерами государственной поддержки, а именно заключением специальных инвестиционных контрактов. Союз на своей площадке проводил совещание с участием отечественных товаропроизводителей и заинтересованных госорганов (МСХ РК и МИИР РК) по своевременному заключению СИК (протокол прилагается).

Список предприятий Ассоциации «КазАгроМаш», заключивших в 2019 году Специальный инвестиционный контракт (с Комитетом по инвестициям МИД РК) и Соглашение о промышленной сборке сельскохозяйственной техники (с Комитетом индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК):

  1. ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация» (г. Кокшетау);
  2. ТОО «АгромашХолдинг KZ» (г. Костанай);
  3. ТОО «СемАЗ» (г. Семей);
  4. ТОО «Комбайновый завод «Вектор» (г. Кокшетау);
  5. ТОО «KazKioti» (г. Шымкент);
  6. ТОО «Фирма «ДАФА» (г. Павлодар).

В Казахстане производится целый спектр сельскохозяйственной техники. Лисаковским предприятием Дон Мар производятся зерновые жатки, которые практически на 100% локализованы в РК. Костанайское предприятие АгромашХолдинг имеет 90% локализацию в производимых сеялках, свыше 40% в производимых комбайнах и до 100% в выпускаемых узлах и агрегатах (тележки для жаток, подборщики, противовесы на трактора, быстро изнашиваемые детали, наклонная камера, шкивы и т.д.).

ТОО «СемАЗ» выпускает трактора МТЗ, Кокшетауское предприятие «КАИК» производит посевные комплексы, прицепы, пресс-подборщики, навесное оборудование и прочие орудия, компанией AVAGRO налажен выпуск опрыскивателей и т.д.  Только в сельхозмашиностроении создано более 2500 постоянных рабочих мест, и это не считая, сколько дополнительных рабочих мест создает отрасль мультипликативным эффектом в смежных отраслях.

Производители тракторов и комбайнов Казахстана подписали соглашение о промышленной сборке, которое налагает на сельхозмашиностроителей взаимные обязательства по локализации взамен на преференции. В случае невыполнения требований по локализации, предприятия обязаны вернуть все полученные государственные преференции.

Машиностроители Казахстана постоянно работают над увеличением локализации запасных частей и комплектующих в целях повышения конкурентоспособности и создания дополнительных рабочих мест на своих производствах, при этом субсидии, о которых идет речь, сельзохмашиностроители не получают. Субсидии выдаются аграриям, приобретающим технику отечественного производства, причем в 2, а иногда и в 3,5 раза меньше, чем за аналогичную импортную технику. Тем самым, мы бы хотели еще раз подчеркнуть, что приоритета в субсидировании отечественной техники перед импортной нет.

Электротехническое машиностроение

15 октября 2019 года, в городе Алматы был подписан учредительный договор об организации «Ассоциации предприятий теплоэнергетического машиностроения» (АПТЭМ), в неё вошли Алматинские предприятия:

ТОО «АзияЭнергоПроектМонтаж», генеральный директор Ахметов Кайрат Нурсаинович;

ТОО «Завод Агротех», генеральный директор Деграф Дмитрий Александрович;

АО «Келет», вице-президент Папп Александр Александрович;

ТОО «ADT TEC», директор Тупиков Игорь Викторович;

ТОО «Юнилюкс», генеральный директор Турсунов Талгат Бекузакович.

Целью Ассоциации является объединение усилий предприятий, специализирующихся в производстве продукции для теплоэнергетической отрасли, укрепление позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, создание и производство современной продукции, соответствующей мировым стандартам качества и безопасности, укрепление экспортного потенциала.

Президентом Ассоциации избран Деграф Дмитрий Александрович.

Ассоциация планирует расширять количество участников, заинтересованных в сотрудничестве и имеющих соответствующую специализацию, в целом, по Казахстану таких предприятий около 20-30.

Нефтегазовое машиностроение.

В Казахстане начали производить модульные подстанции для нефтегазовой отрасли

Представители компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО) приняли участие в церемонии отгрузки модульных подстанций, изготовленных в Казахстане компанией ТОО «Schneider Electric» для проекта КПО по снятию производственных ограничений по газу (СПОГ). В церемонии также участвовали акционеры Карачаганакского проекта, представители акиматов Западно-Казахстанской области и Алматы, а также представители полномочного органа – ТОО «PSA».

В рамках реализации стратегии по развитию нефтегазовой отрасли РК, инициатив по увеличению местного содержания и вовлечению казахстанских производителей в реализацию нефтегазовых проектов КПО заключила контракт с компанией Schneider Electric – мировым лидером по производству электротехнического оборудования, на изготовление пяти модульных подстанций для проекта СПОГ. Для выполнения этого заказа Schneider Electric привлекла казахстанского партнера – Карасайский машиностроительный завод ТОО «PSI Engineering».

Особенностью этого контракта является то, что ранее такие подстанции изготавливались за рубежом. Это первая продукция, произведенная в Казахстане. Стратегия КПО по развитию местного содержания в проекте СПОГ, реализуемая при непосредственной поддержке Министерства энергетики РК и полномочного органа, позволила задействовать в изготовлении подстанций казахстанские материалы, загрузить мощности Карасайского машиностроительного завода, привлечь для работы казахстанских специалистов и передать технологии и знания казахстанским партнерам».

Данные подстанции казахстанского производства были впервые произведены по передовым международным технологиям на базе Карасайского машиностроительного завода. Этим проектом наша компания еще раз подтверждает приверженность своей стратегии привлечения инвестиций, развития инноваций и компетенций в Республике Казахстан.

Модульные подстанции казахстанского производства успешно прошли комплексные заводские приемочные испытания, подтвердив соответствие требованиям КПО.

Успешная реализация Стратегии по развитию местного содержания в проекте СПОГ позволила КПО разместить 18 прямых заказов 10 товаропроизводителям из пяти регионов Республики Казахстан на сумму около $52 млн, обеспечив отечественных машиностроителей дополнительными объемами.

Горно-металлургическое машиностроение

Крупные промышленные предприятия казахстана подписали соглашения с АО «Подольский машиностроительный завод»

Среди отечественных производителей в соглашение вступили такие гиганты отрасли, как ТОО «Maker(Мэйкер)», АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» и ТОО «Корпорация КазЭнергоМаш».

Подписание прошло в стенах министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, на котором присутствовал глава МИИР Роман Скляр, представители министерства и Союза машиностроителей Казахстана, председатель правления Подольского машиностроительного завода Алексей Рубцов, главы предприятий-подписантов.

Подписание соглашений о производственной кооперации между российской компанией АО «Подольский машиностроительный завод» с казахстанскими предприятиями позволит в будущем локализовать производство энергетического оборудования ведущей компании энергетического машиностроения России, имеющей вековую историю.

Железнодорожное машиностроение

В 2019 году запустился новый завод по производству железнодорожных шпал на Алматинском заводе мостовых конструкций.

Предприятием инвестировано 1,8 миллиарда тенге, создано более 100 новых рабочих мест. Для изготовления железобетонных шпал, позволяющих поездам двигаться со скоростью до 300 километров в час, используется немецкая технология Vollert.

Проектная мощность производства — полмиллиона шпал в год. Преимуществом нового шпального производства является автоматизированное программное обеспечение, позволяющее контролировать четкий режим термовлажной обработки продукции. Кроме того, автоматизация позволила вдвое увеличить производительность, сократив время изготовления шпалы в два раза, а производственные площади — в четыре.

На сегодня в городе 1,5 тысячи промышленных предприятий, и АЗМК является одним из флагманов отрасли. Здесь работает более 500 человек, сложились целые трудовые династии. В рамках программы “Нұрлы жол” в стране активно развивается транспортная инфраструктура, поэтому продукция предприятия будет очень востребована.