Информация о текущем состоянии отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Казахстан в 2024 году (за январь-апрель 2024 года)
1. Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-апрель 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-апреле 2024 года объем производства в машиностроении достиг отметки в 1 381,9 млрд. тенге и увеличился в стоимостном выражении на 17,6% к январю-апрелю 2023 года (1 175,2 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 122% к аналогичному периоду 2023 года.
В металлообработке[1] объемы производства за отчетный период составили 173,2 млрд. тенге, что в стоимостном выражении на 29,2% превышает уровень за январь-апрель предыдущего года (134 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 125,8% к аналогичному периоду 2023 года (Рис. 1).
Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 11 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года (10,5 млрд. тенге) отмечается рост в стоимостном выражении на 4,7%, а в реальном выражении –на 0,2% из-за увеличения литья стали на 11,1%.
Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке
Источник: БНС АСПиР РК
В январе-апреле 2024 года выросли все виды деятельности в отрасли машиностроения, кроме производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки – снижение на 16,3% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Положительная динамика в целом по отрасли обеспечена за счет увеличения физического объема производства в автомобилестроении на 8,6% (доля автопрома в машиностроении страны продолжает преобладать – 42,9% за январь-апрель 2024г.), ремонта и установки машин и оборудования на 14,9% (при доле в отрасли 24,8%), а также производства прочих транспортных средств в 2,5 раза при доле 14,5%. (Табл. 1).
Таблица 1 – Динамика объемов производства по видам деятельности машиностроения в стоимостном выражении, млн. тенге.
Виды деятельности | Январь-апрель 2023 | Январь-апрель 2024 | ИФО, %
янв-апр 2023/ янв-апр 2024 |
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 19 058 | 21 758 | 382,7 |
2. Пр-во электрического оборудования | 87 485 | 96 712 | 121,2 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 177 920 | 127 755 | 83,7 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 515 666 | 593 124 | 108,6 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 82 249 | 200 131 | 252,1 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 292 794 | 342 414 | 114,9 |
Источник: БНС АСПиР РК
В разрезе ключевых секторов машиностроения за январь-апрель 2024 года в автомобилестроении произведено 43 622 легковых пассажирских автомобилей (+7,8%), 2 087 грузовых автомобилей (-36%), 740 автобусов (+22,8%), 279 прицепа и полуприцепа, контейнеров (-17,6%) и 166 единиц специальных и специализированных автомобилей (рост в 2,3 раза), также выпущено автомобильных частей и принадлежностей на 109,4 млн. тенге (рост в 1,7 раза).
В сельхозмашиностроении увеличилось производство частей машин для сельского и лесного хозяйства и услуг в области производства машин для сельского и лесного хозяйства на 18,8% и составили 1,1 млрд. тенге, сократилось производство тракторов на 9,2% (с 1 932 до 1 753 штук), комбайнов – на 77,6% (со 362 до 81 штук), жаток – на 47,2% с 254 до 134 штук.
В нефтегазовом машиностроении объемы производства нефтепромыслового оборудования сократились на 5,4% и составили 11,7 млрд. тенге. Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования сократилось в 3 раза и составило 56,4 млн. тенге. Выпуск насосов также сократился на 17,2% и составил 3 724 штуки.
В железнодорожном машиностроении в январе-апреле т.г. было выпущено 400 штук грузовых вагонов, что в 44,4 раза больше объема производства за аналогичный период прошлого года. Кроме того, увеличилось производство локомотивов – в 2 раза (с 10 до 20 штук), пассажирских вагонов – в 8,3 раза (с 6 до 50 штук), а также подшипников – на 27,6% (с 7,4 тыс. тонн до 9,4 тыс. тонн).
В электротехническом машиностроении увеличился выпуск проводов и кабелей электронных и электрических прочих (на 45,6%) и составил 455,9 тыс. км, светильников и устройств осветительных (на 33,9%) и составил 225,5 тыс. штук, а также аккумуляторов (на 2,4%) и составил 639,6 тыс. штук. Сократилось производство высоковольтной аппаратуры (-28,1%) и составил 2 320 штук, электрических трансформаторов (-10,2%) и составило 11,2 тыс. штук, электрических конденсаторов (-5,1%) и составило 3,4 тыс. штук, волоконно-оптических кабелей (-58,9%) и составило 1,4 млрд. тенге.
В горнорудном машиностроении производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов сократилось на 21,2% и составило 7,9 млрд. тенге.
В металлообработке на фоне роста объемов производства металлоконструкций строительных сборных – на 42,1%, цистерн, резервуаров и контейнеров металлических прочих – на 23,1%, цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей аналогичных для любых веществ (кроме газов) из черных металлов вместимостью 50-300 л, не снабженных механическим или тепловым оборудованием – на 2,1%, отмечается снижение выпуска котлов центрального отопления – на 28,3%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов – на 10,6%, радиаторов для центрального отопления – на 28,4%, перемалывающих шаров и аналогичных литых изделий для мельниц – на 31,1%, раковин и моек из черных металлов – на 36,4%, а также пробок корончатых и заглушек, колпачков и крышек из металлов неблагородных (недрагоценных) – на 1,4% (Табл. 2).
Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении
Виды деятельности | Январь-апрель 2023 | Январь-апрель 2024 | ИФО, %
янв-апр 2023/ янв-апр 2024 |
1. Металлоконструкции строительные сборные, тонн | 18 257 | 25 947 | 142,1 |
2. Радиаторы для центрального отопления, без нагрева электрического, из металлов черных, тонн | 717 | 513 | 71,6 |
3. Котлы центрального отопления для производства горячей воды или пара с низким давлением, штук | 9 437 | 6 769 | 71,7 |
4. Цистерны, резервуары и контейнеры металлические прочие, штук | 462 | 568 | 123,1 |
из них: резервуары для нефти и нефтепродуктов, штук | 221 | 197 | 89,4 |
5. Цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и емкости аналогичные для веществ любых (кроме газов) из металлов черных вместимостью 50-300 л, не снабженные оборудованием механическим или тепловым, штук | 121 255 | 123 837 | 102,1 |
6. Пробки корончатые и заглушки, колпачки и крышки из металлов неблагородных (недрагоценных), тыс. штук | 705 638,0 | 695 631,0 | 98,6 |
7. Раковины и мойки из металлов черных, тыс. штук | 11,4 | 7,2 | 63,3 |
8. Шары перемалывающие и изделия аналогичные для мельниц, литые, тонн | 18 653 | 12 856 | 68,9 |
Источник: БНС АСПиР РК
В целом для сохранения устойчивой положительной динамики отраслей в 2024 году предприятиям продолжает оказываться поддержка со стороны государства. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».
Кроме того, в 2023 разработан и утвержден Комплексный план развития машиностроения, с целью выявления долгосрочных и среднесрочных целей, задач в т.ч. в разрезе секторов, с определением путей их решения, а также необходимых мероприятий, способствующих их достижению.
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Необходимы дополнительные меры по: развитию производств конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана, повышению внутристрановой ценности; содействию выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок; совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение доступным сырьем, техническое регулирование, подготовка кадров); внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.
2. Динамика инвестиций в основной капитал машиностроения и металлообработки за январь-апрель 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года
В январе-апреле 2024 года объем инвестиций в основной капитал машиностроения составил 40,2 млрд. тенге, что в 2,8 раза больше в стоимостном выражении за аналогичный период предыдущего года (14,4 млрд. тенге).
В металлообработке объем инвестиций в основной капитал составил 7,3 млрд. тенге и увеличился в 1,6 раза по сравнению с январем-апрелем 2023 года (4,5 млрд. тенге) (Рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал в машиностроение и металлообработку
Источник: БНС АСПиР РК
В машиностроении рост объема инвестиций произошел в таких секторах как производство электрического оборудования (рост в 4,6 раза), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (рост в 5,7 раза), производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (рост в 7,3 раза). Увеличение объема вложений в данные сектора обусловлено началом строительства в Алматы автомобильного локализационного парка Hyundai по производству сидений, систем мультимедиа и пластиковых деталей, строительство нового завода Kia в Костанае мощностью 70 тыс. автомобилей в год, а также запуском производства бытовой техники на заводе Silk Road Electronics в индустриальной зоне г. Сарани Карагандинской области.
Сокращение отмечается в таких подотраслях как производство компьютеров, электронного и оптического оборудования (-42,2%), ремонт и установка машин и оборудования (-33,4%) и производство прочих транспортных средств (-7,4%).
В структуре инвестиций в основной капитал машиностроения наибольшую долю занимают такие сектора как производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 44,9%, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки – 24,6% и производство прочих транспортных средств – 12,5%.
Таблица 3 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал по видам деятельности в машиностроении, тыс. тенге.
Виды деятельности | Январь-апрель 2023 | Январь-апрель 2024 | ИФО, %
янв-апр 2023/ янв-апр 2024 |
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 402 248 | 232 489 | 57,8 |
2. Пр-во электрического оборудования | 1 044 851 | 4 775 267 | 457,0 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 1 734 136 | 9 868 609 | 569,1 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 2 464 558 | 18 043 368 | 732,1 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 5 412 157 | 5 013 596 | 92,6 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 3 386 547 | 2 255 176 | 66,6 |
Источник: БНС АСПиР РК
3. Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке за I квартал 2024 года в сравнении с I кварталом 2023 года.
Во первом квартале 2024 года фактическая численность занятых в отрасли машиностроения по сравнению с первым кварталом 2023 года сократилась на 212 человек и составила 66 608 человек, из них 31,9 тыс. чел. или 47,9% занято в ремонте и установке машин и оборудования (Рис. 3).
В металлообработке, включая производство прочих стальных изделий путем первичной обработки и литье металлов, фактическая численность работников в отчетном периоде составила 10 057 человек, что на 218 чел. больше, чем в первом квартале 2023 года (9 839 чел.).
Рисунок 3 – Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке
Источник: БНС АСПиР РК
В машиностроении сокращение фактической численности работников произошел в основном из-за снижения числа работников в ремонте и установке машин и оборудования (-1 461 чел.), производстве машин и оборудования, не включенных в другие категории (- 271 чел.), производстве электрического оборудования (-188 чел.), а также производстве компьютеров, электронного и оптического оборудования (-10 чел.). Рост количества работников отмечается в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (+993 чел.), а также в производстве прочих транспортных средств (+725 чел.).
В металлообработке на увеличение показателя повлиял рост количества фактически занятых работников в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 45 чел.), литье металлов (на 172 чел.), а также в производстве прочих стальных изделий путем первичной обработки (+1 чел.) (Табл. 4).
Таблица 4- Фактическая численность работников в разрезе видов деятельности машиностроения и металлообработки за I кв. 2024г. по сравнению с I кв. 2023г.
Виды деятельности | I кв. 2023,
чел. |
I кв. 2024,
чел. |
Машиностроение |
||
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 472 | 462 |
2. Пр-во электрического оборудования | 6 623 | 6 435 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 17 014 | 16 743 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 5 360 | 6 353 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 3 964 | 4 689 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 33 387 | 31 926 |
Итого: | 66 820 | 66 608 |
Металлообработка |
||
1. Пр-во прочих стальных изделий путем первичной обработки | 744 | 745 |
2. Литье металлов | 1 291 | 1 463 |
3. Пр-во готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 7 804 | 7 849 |
Итого: | 9 839 | 10 057 |
Источник: БНС АСПиР РК
4. Динамика производительности труда в машиностроении и металлообработке за январь-март 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года
За январь-сентябрь 2023 года производительность труда в машиностроении составила 25 тыс. долларов США/чел. или 11 338,7 тыс. тенге/чел., что в реальном выражении в 2 раза выше уровня за аналогичный период 2022 года. Увеличение обусловлено опережающим ростом валовой добавленной стоимости (в 2 раза) над ростом фактической численности занятых в отрасли (на 4,4%).
В металлообработке за отчетный период производительность труда составила 17,9 тыс. долларов США/чел. или 8 107,7 тыс. тенге/чел., что в реальном выражении на 2,2% ниже уровня соответствующего периода 2022 года. Сокращение связано с опережающим ростом фактической численности работников в отрасли над ростом валовой добавленной стоимости.
Рисунок 4 – Производительность труда в машиностроении и металлообработке за январь-сентябрь 2023/2022 года
5. Динамика количества действующих предприятий в машиностроении и металлообработке по состоянию на 1 мая 2024 года
По состоянию на 1 мая 2024 года в машиностроении насчитывается 4 050 действующих предприятий, из них малых – 3 884, средних – 100, крупных – 66. По сравнению с ситуацией на 1 мая 2023 года общее количество действующих предприятий в отрасли увеличилось на 187 единиц, произошло это за счет роста количества малых предприятий.
По всем видам деятельности машиностроения отмечается увеличение количества действующих предприятий, кроме производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – сокращение на 2 единицы. Наибольший рост в ремонте и установке машин и оборудования (+ 71 ед.) (Табл. 5).
Таблица 5- Количество действующих предприятий в разрезе видов деятельности машиностроения, ед.
Виды деятельности | на 1 мая 2023, ед. | на 1 мая 2024, ед. | Изменение, ед.
(+ ; — ) |
Машиностроение | 3 863 | 4 050 | 187 |
Малые | 3 693 | 3 884 | 191 |
Средние | 105 | 100 | -5 |
Крупные | 65 | 66 | 1 |
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции | 229 | 241 | 12 |
Малые | 226 | 238 | 12 |
Средние | 3 | 3 | 0 |
Крупные | 0 | ||
2. Пр-во электрического
оборудования |
384 | 423 | 39 |
Малые | 362 | 399 | 37 |
Средние | 13 | 15 | 2 |
Крупные | 9 | 9 | 0 |
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории | 559 | 601 | 48 |
Малые | 514 | 565 | 51 |
Средние | 26 | 24 | -2 |
Крупные | 13 | 12 | -1 |
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов | 103 | 101 | -2 |
Малые | 92 | 92 | 0 |
Средние | 6 | 4 | -2 |
Крупные | 5 | 5 | 0 |
5. Пр-во прочих транспортных средств | 95 | 114 | 19 |
Малые | 82 | 100 | 18 |
Средние | 7 | 6 | -1 |
Крупные | 6 | 8 | 2 |
6. Ремонт и установка машин и оборудования | 2 499 | 2 570 | 71 |
Малые | 2 417 | 2 490 | 73 |
Средние | 50 | 48 | -2 |
Крупные | 32 | 32 | 0 |
Источник: БНС АСПиР РК
В металлообработке количество действующих предприятий составило 1 765 единиц, что на 48 единиц больше показателя предыдущего года (1 717 ед.). Увеличилось количество малых предприятий (+47 ед.) и средних предприятий (+1 д.) (Табл. 6).
Таблица 6- Количество действующих предприятий в металлообработке, ед.
Виды деятельности | на 1 мая 2023, ед. | на 1 мая 2024, ед. | Изменение, ед.
(+ ; — ) |
Металлообработка | 1 717 | 1 765 | 48 |
Малые | 1 677 | 1 724 | 47 |
Средние | 27 | 28 | 1 |
Крупные | 13 | 13 | 0 |
Источник: БНС АСПиР РК
6. Динамика показателей объемов экспорта и импорта в машиностроении и металлообработке в денежном выражении за январь-март 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
За январь-март 2024 года объем экспорта машиностроительной продукции Казахстана составил 775,7 млн. долл. США, и сократился в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,7% (январь-март 2023 года – 990,4 млн. долл. США).
Экспорт продукции металлообработки в январе-марте 2024 года составил 1 042,9 млн. долл. США и сократился на 15,3% по сравнению с соответствующим периодом 2023 года (1 230,7 млн. долл. США) (Рис. 5).
Рисунок 5 – Экспорт в машиностроении и металлообработке
Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК
В машиностроении среди ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп за январь-март 2024 г. в стоимостном выражении к аналогичному периоду 2023 года больше всего вырос экспорт следующих товаров:
- Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием– в 42,4 раза;
- Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг – в 3,1 раза;
- Прочие проводники электрические на напряжение не более 80 в – в 2,4 раза.
В металлообработке в ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп больше всего увеличился экспорт по следующим позициям:
- Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, неплакированный, в рулонах, без дальнейшей обработки кроме холодной прокатки, толщиной 0,5 мм или более, но не более 1 мм – в 1,4 раза;
- Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки – на 11,9%;
- Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины – на 8,2% (Табл. 7).
Таблица 7– Перечень наиболее экспортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-март 2024-2023 годов (Топ-10 товаров)
№ п/п | ТНВЭД-6 | Наименование ТНВЭД-6 | 2023 | 2024 | ||
тонн | тыс.$ | тонн | тыс.$ | |||
Машиностроение |
||||||
1. | 840130 | Тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные | — | — | 51 | 69 587 |
2. | 880240 | Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг | 41 | 21 200 | 120 | 64 700 |
3. | 850220 | Установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием | 138 | 1 134 | 1 596 | 48 056 |
4. | 860719 | Прочие тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса, включая части | 14 743 | 27 932 | 21 489 | 34 695 |
5. | 848250 | Подшипники с цилиндрическими роликами прочие | 5 262 | 23 849 | 6 604 | 25 509 |
6. | 850710 | Свинцовые, используемые для запуска поршневых двигателей | 7 914 | 19 298 | 9 128 | 16 595 |
7. | 870324 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 | 289 | 14 775 | 303 | 14 610 |
8. | 854449 | Прочие проводники электрические на напряжение не более 80 в | 645 | 5 938 | 888 | 14 084 |
9. | 845011 | Машины стиральные, бытовые или для прачечных, емкостью не более 10 кг сухого белья, полностью автоматические | 2 997 | 20 040 | 2 561 | 11 837 |
10. | 871639 | Прочие прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов | 418 | 4 379 | 1 367 | 9 720 |
Металлообработка |
||||||
1. | 720241 | Феррохром, содержащий более 4 мас.% углерода | 306 951 | 472 351 | 324 537 | 432 573 |
2. | 721049 | Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, оцинкованный иным способом | 88 705 | 71 912 | 83 865 | 76 903 |
3. | 720915 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, холоднокатаный, неплакированный, без гальванического или другого покрытия, без дальнейшей обработки, в рулонах толщиной 3 мм | 72 353 | 48 248 | 74 526 | 51 358 |
4. | 720836 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки толщиной более 10 мм | 149 451 | 89 649 | 101 340 | 59 253 |
5. | 721420 | Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки | 68 544 | 40 552 | 73 988 | 45 367 |
6. | 720711 | Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины | 50 942 | 25 217 | 55 758 | 27 292 |
7. | 720221 | Ферросилиций, содержащий более 55 мас.% кремния | 41 745 | 68 298 | 27 575 | 34 505 |
8. | 720230 | Ферросиликомарганец | 34 483 | 32 201 | 37 881 | 31 807 |
9. | 720917 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, неплакированный, в рулонах, без дальнейшей обработки кроме холодной прокатки, толщиной 0,5 мм или более, но не более 1 мм | 16 903 | 10 998 | 23 811 | 15 710 |
10. | 720839 | Прочий прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, неплакированный, в рулонах, без дальнейшей обработки кроме горячей прокатки, толщиной менее 3мм | 33 047 | 19 160 | 34 520 | 20 289 |
Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК
За январь-март 2024 года объем импорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 4 811,9 млн. долл. США и сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14% (5 598,3 млн. долл. США в январе-марте 2023 г.).
В металлообработке импорт продукции за отчетный период составил 959,2 млн. долл. США, что на 4,4% меньше, чем за аналогичный период 2023 года (1 003,4 млн. долл. США) (Рис. 6).
Рисунок 6– Импорт продукции машиностроения и металлообработки
Источник: КГД МФ РК, БНС АСПиР РК
В машиностроении среди ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп за январь-март 2024 г. в стоимостном выражении к аналогичному периоду 2023 года больше всего вырос импорт следующих видов товаров:
- Двигатели турбореактивные тягой более 25 кн – в 4,7 раза;
- Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3 – в 1,6 раза;
- Арматура прочая для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей – в 1,1 раза.
В металлообработке из ТОП-10 наиболее значимых по стоимости товарных групп значительно увеличился импорт по следующим позициям:
- Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие 0,25 мас.% или более углерода – в 2,6 раза;
- Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки – в 1,5 раза;
- Шары перемалывающие и аналогичные изделия для мельниц из черных металлов кованые или штампованные, но без дальнейшей обработки – в 1,5 раза (Табл. 8).
Таблица 8 – Перечень наиболее импортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-март 2024-2023 годов (Топ-10 товаров)
№ п/п | ТНВЭД-6 | Наименование ТНВЭД-6 | 2023 | 2024 | ||
тонн | тыс.$ | тонн | тыс.$ | |||
Машиностроение |
||||||
1. | 870323 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступат. Движением поршня, с раб. Объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3 | 24 651 | 317 432 | 25 723 | 249 579 |
2. | 870710 | Кузова для моторных транспортных средств товарной позиции 8703 | 28 353 | 340 455 | 21 542 | 260 449 |
3. | 840734 | Двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, применяемые на транспортных средствах группы 87, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3 | 16 789 | 140 924 | 15 901 | 133 303 |
4. | 870322 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступат. Движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3 | 7 958 | 78 936 | 14 920 | 127 335 |
5. | 840734 | Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 | 9 036 | 192 192 | 5 288 | 115 428 |
6. | 880240 | Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг | 170 | 196 861 | 93 | 97 123 |
7. | 841112 | Двигатели турбореактивные тягой более 25 кн | 12 | 20 006 | 17 | 93 156 |
8. | 851762 | Машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы | 569 | 95 437 | 585 | 85 871 |
9. | 847130 | Машины вычислительные цифровые портативные массой не более10 кг, содержащие, по крайней мере,из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея | 383 | 108 773 | 347 | 78 110 |
10. | 848180 | Арматура прочая для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей | 5 093 | 62 603 | 5 265 | 71 880 |
Металлообработка |
||||||
1. | 721420 | Прутки из железа или нелегированной стали, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки | 90 803 | 46 320 | 126 730 | 70 050 |
2. | 732690 | Прочие изделия из черных металлов | 11 027 | 67 417 | 14 159 | 63 442 |
3. | 720720 | Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие 0,25 мас.% или более углерода | 30 562 | 22 082 | 69 897 | 53 394 |
4. | 720711 | Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, содержащие менее 0,25 мас.% углерода, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения шириной менее двойной толщины | 108 604 | 52 055 | 121 398 | 53 378 |
5. | 730890 | Прочие металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части | 14 328 | 37 699 | 21 553 | 51 326 |
6. | 730429 | Прочие трубы обсадные, насосно-компрессорные и бурильные для бурения нефтяных или газовых скважин, из черных металлов (кроме чугунного литья) | 35 232 | 45 144 | 35 516 | 40 487 |
7. | 732611 | Шары перемалывающие и аналогичные изделия для мельниц из черных металлов кованые или штампованные, но без дальнейшей обработки | 20 230 | 23 983 | 31 091 | 36 025 |
8. | 721070 | Прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, окрашенный, лакированный или покрытый пластмассой | 30 938 | 21 901 | 34 317 | 31 002 |
9. | 721499 | Прочие прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования | 54 189 | 29 943 | 48 198 | 30 242 |
10. | 732611 | Шары перемалывающие и аналогичные изделия для мельниц из черных металлов кованые или штампованные, но без дальнейшей обработки | 23 638 | 18 968 | 31 867 | 26 579 |
Более полные данные экспорта и импорта по товарным позициям кодов ТНВЭД 72, 73, 84-90 приведены в приложении к настоящей информации.
[1] ОКЭД 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2019 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–сентябрь 2020 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2020 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–апрель 2021 года
Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–май 2021 года