Аналитика

 

Информация
о текущем состоянии отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Казахстан в 2021 году
 

(за январь-май 2021)

 

Информация (за январь-апрель 2021 года)

1. Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-апрель 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-апреле 2021 года объемы производства в машиностроении достиг в денежном выражении отметки в 648,2 млрд. тенге и увеличились на 25,4% по сравнению с январем-апрелем 2020 года (517,1 млрд. тенге). Индекс физического объема производства отрасли составил 120,6% к аналогичному периоду 2020 года.

В металлообработке объемы производства за январь-апрель т.г. составили 101,4 млрд. тенге, что в стоимостном выражении на 32,4% превышает уровень января-апреля прошлого года (76,6 млрд. тенге). Индекс физического объема производства отрасли составил 137,4% к аналогичному периоду 2020 года (Рис. 1).

Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 5,1 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года (6,1 млрд. тенге) отмечается снижение в стоимостном выражении на 16,4%, а в реальном выражении – на 2,7% за счет услуг по литью чугуна (-40,7%), что может быть обусловлено повышением цен предприятий-производителей на реализованные на внутреннем рынке услуги по литью чугуна на 2,3%.

 

Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке

Источник: БНС АСПиР РК

Рост в машиностроении в основном обеспечен за счет увеличения физического объема производства автомобилей, прицепов и полуприцепов на 25.4% (доля автопрома в машиностроении страны продолжает преобладать — 30% за январь-апрель 2021г.), а также за счет роста производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки (+42,5%), производства прочих транспортных средств (+49,7%), производства электрооборудования (+10,2%), компьютеров, электронного и оптического оборудования (+52,3%). Ремонт и установка машин и оборудования прибавили 5,3% и составили по итогам двух месяцев т.г. 196 млрд. тенге (Табл. 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по отраслям машиностроения в денежном выражении, млн. тенге.

Наименование видов деятельности в машиностроении Янв.-апр.
2020
Янв.-апр. 2021 ИФО в % (отчетный период к прошлому году)
1. Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 8 255 12 285 152,3
2. Производство электрического оборудования 53 314 68 609 110,2
3. Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 56 356 86 331 142,5
4. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 173 427 195 400 125,4
5. Производство прочих транспортных средств 48 771 89 533 149,7
6. Ремонт и установка машин и оборудования 176 942 196 029 105,3

Источник: БНС АСПиР РК

За январь-апрель 2021 года в автомобилестроении произведено 22 924 единиц (+8,5%) легковых пассажирских автомобилей, 2 329 грузовиков (+12%), 443 автобусов (+28,4%), 270 прицепов и полуприцепов (-57,3%) и 97 единиц прочей специализированной техники (+38,6%), также выпущено частей и принадлежностей автомобильных на 27,8 млн. тенге (+11,9%).

В сельхозмашиностроении производство в среднем выросло в 3 раза в натуральном выражении, в т.ч. выпуск тракторов увеличился в 3,3 раза, жаток – в 3,2 раза, комбайнов – в 1,9 раза.
Производство продукции нефтегазового машиностроения увеличилось в среднем на 7,5% в натуральном выражении, в т.ч. нефтегазоперерабатывающего оборудования – в 21,1 раза, нефтепромыслового – на 2,6%.
В железнодорожном машиностроении в 4,8 раза увеличился в натуральном выражении выпуск грузовых вагонов, пассажирских вагонов – 2,8 раза, локомотивов дизельных – в 1,5 раза.
В электротехническом машиностроении в 2,8 раза выросло в натуральном выражении производство аккумуляторов, в 2,1 раза увеличился выпуск волоконно-оптических кабелей, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры – в 1,4 раза.
В горнорудном машиностроении производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов возросло на 8,6% (5,5 млрд. тенге за январь-апрель 2021г.).

Основное влияние на производственные показатели продолжает оказывать низкая база прошлого года, когда были введены жесткие карантинные ограничения экономической активности в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции.
По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК в 2021 году планируется увеличение объема производства автомобилей на 29%, до 100 тыс. ед., железнодорожных вагонов на 180%, сельхозтехники на 58%, аккумуляторов на 10%.
Для поддержки отрасли будет продолжена программа лизингового финансирования автомобилей, приобретенных у отечественного производителя. Также планируется установить изъятие из национального режима ряда машиностроительных товаров (лифты, электро- и нефтегазовое оборудование, автобусы).

При этом важно учитывать, что один из ключевых факторов, который на сегодняшний день влияет на конкурентоспособность отрасли – это рост цен на металлы до 50%, что обуславливает рост цен на готовую машиностроительную продукцию как минимум на 25%. По прогнозам, данная тенденция сохранится до конца 2021 года.
В рамках Карты индустриализации ежегодно запускаются различные проекты. По планам Правительства, только в 2021 году планируется ввести в эксплуатацию 6 машиностроительных проектов на сумму 29 млрд. тенге.

К примеру 5 апреля т.г. дан старт строительству завода по производству шин в г. Сарань Карагандинской области. Проект реализует ТОО «KamaTyresKZ» — совместное предприятие АО «Группа компаний «Аллюр» и ПАО «Татнефть». Производственная мощность завода на первом этапе составит 3,5 млн многопрофильных шин ежегодно с доведением в последующем до 9 млн шин в год. Завод позволит повысить уровень локализации автомобильного производства РК и обеспечить импортозамещение шин. При этом 40% продукции планируется экспортировать. Реализация проекта запланирована на конец 2022 года. Общий объем инвестиций составит 125 млрд тг, будет создано свыше 1100 новых высококвалифицированных рабочих мест.

В целях содействия росту казахстанского машиностроения принята и реализуется Дорожная карта по развитию отрасли на 2019-2021 годы, в рамках которой уже начали претворяться в жизнь ключевые инициативы, важные для развития не только отрасли машиностроения, но и всей обрабатывающей промышленности – разработка Закона о промышленной политике, создание Фонда развития промышленности и Центра развития нефтегазового машиностроения, а также ряд других мероприятий.
В металлообработке рост обеспечен за счет увеличения объемов производства цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей из металлов черных на 61,4%; металлоконструкций строительных сборных на 59,4%; резервуаров для нефти и нефтепродуктов в 3,8 раза; котлов центрального отопления в 4 раза (Табл. 2).

 

Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении

Источник: БНС АСПиР РК

 

В целом, высокие темпы роста отраслей в 2021 году позволил сохранить принятый по поручению Главы государства и успешно реализованный Правительством страны антикризисный план по поддержке бизнеса для преодоления последствий пандемии. Предприятиям продолжается оказываться поддержка со стороны государства в целях поэтапного восстановления деловой активности по сравнению с прошлым годом. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Одним из актуальных вопросов в данном направлении является насыщение внутреннего рынка отечественной машиностроительной продукцией. Необходимы дополнительные меры по созданию режима наибольшего благоприятствования для производства отечественных товаров, в том числе путем увеличения местного содержания и обеспечения сырьем по доступным ценам, а также наращивание конкурентоспособности отечественных машиностроителей для выхода на экспортные рынки.

2. Динамика инвестиций в основной капитал машиностроения и металлообработки за январь-апрель 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года

В январе-апреле 2021 года объем инвестиций в основной капитал машиностроения составил 15,8 млрд. тенге и вырос в 2,3 раза к аналогичному периоду прошлого года (6,9 млрд. тенге).

В металлообработке объем инвестиций в основной капитал составил 4,6 млрд. тенге и вырос в 2 раза по сравнению с январем-апрелем 2020 года (2,3 млрд. тенге) (Рис. 2).

 

Рисунок 2 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал
в машиностроение и металлообработку

Источник: БНС АСПиР РК

Рост объема инвестиций в машиностроении обеспечен за счет увеличения вложений в производство автотранспортных средств — в 2,8 раза, ремонт и установку машин и оборудования – в 1,6 раза, производство электрического оборудования — в 6,1 раза, производство компьютеров, электронной и оптической продукции — в 7,8 раза, производство прочих транспортных средств – в 1,6 раза (Табл. 3).

 

Таблица 3 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал по подотраслям машиностроения, тыс. тенге.

Источник: БНС АСПиР РК

В целом на положительную динамику влияет тот факт, что машиностроение является одним из основных приоритетов Правительства РК в области привлечения инвестиций.

3. Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке за I квартал 2021 года в сравнении с I кварталом 2020 года

В I квартале 2021 года вследствие пандемии и связанных с этим ограничений фактическая численность занятых в отрасли машиностроения по сравнению с I кварталом 2020 года сократилась на 900 человек и составила 62 тыс. человек, из них 32,9 тыс. чел. или более чем 53% занято в ремонте и установке машин и оборудования (Рис. 3).

В металлообработке, включая производство прочих стальных изделий путем первичной обработки и литье металлов, фактическая численность работников в I квартале 2021 года составила 9,7 тыс. человек, что на 1,1 тыс. чел. меньше чем в I квартале 2020 года (10,8 тыс. чел.).

Рисунок 3 – Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке

Источник: БНС АСПиР РК

В машиностроении сокращение фактической численности работников произошло в основном за счет снижения показателя в секторе по ремонту и установке машин и оборудования (- 1,7 тыс. чел.), а также производства электрооборудования (- 200 чел.), которое не смогло нивелировать увеличение численности в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (+ 500. чел.), производстве прочих транспортных средств (+ 400 чел.), производстве машин и оборудования, не включенных в другие категории (+ 100 чел.).
В металлообработке на снижение показателя повлияло сокращение количества фактически занятых работников в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (- 800 чел.) и литье металлов (- 300 чел.) (Табл. 4).

Таблица 4- Фактическая численность работников в подотраслях машиностроения и металлообработки за I квартал 2021 года по сравнению с I кварталом 2020 года

Источник: БНС АСПиР РК

4. Динамика производительности труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года

За январь-декабрь 2020 года производительность труда в машиностроении составила 19,3 тыс. долларов США/чел. или 7,9 млн. тенге/чел., что в реальном выражении на 14,8% превышает уровень за аналогичный период 2019 года.
Рост обусловлен увеличением валовой добавленной стоимости (+ 11,1%) на фоне сокращения фактической численности работников (- 1,4%) в отрасли.
В металлообработке за январь-декабрь 2020 года производительность труда составила 18,7 тыс. долларов США/чел. или 7,7 млн. тенге/чел., что в реальном выражении на 5,6% ниже уровня соответствующего периода 2019 года.
Рост связан с тем, что даже несмотря на снижение валовой добавленной стоимости (-2,4%), фактическая численность работников в отрасли сократилась еще сильнее (- 9,4%).

Рисунок 4 – Производительность труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2020 года, тыс. долл. США/чел.

Источник: БНС АСПиР РК

5. Динамика количества действующих предприятий в машиностроении и металлообработке по состоянию на 1 апреля 2021 года

По состоянию на 1 мая 2021 года в машиностроении насчитывается 3 143 действующих предприятий, из них малых – 2 983, средних – 98, крупных – 62. По сравнению с ситуацией на 1 мая 2020 года общее количество действующих предприятий в отрасли увеличилось на 169 единиц, произошло это на фоне сокращения субъектов крупного бизнеса (- 3 ед.), которое было нивелировано за счет малых предприятий (+ 171 ед.).
Среди видов деятельности машиностроения наибольший рост количества действующих предприятий отмечается в ремонте и установке машин и оборудования (+ 86 ед.) (Табл. 5).

Таблица 5- Количество действующих предприятий в разрезе видов деятельности машиностроения по состоянию на 1 мая 2021 / 2020 годов, ед.

Источник: БНС АСПиР РК

В металлообработке количество действующих предприятий по состоянию на 1 мая 2021 года составило 1 433 единиц, что на 94 единицы превышает показатель по состоянию на 1 мая 2020 года (1 339 ед.).
Увеличилось количество малых предприятий (+ 98 ед.), сокращение отмечается по крупным предприятиям (-4 ед.) (Табл. 6).

Таблица 6- Количество действующих предприятий в металлообработке по состоянию на 1 мая 2021/2020 годов, ед.

Источник: БНС АСПиР РК

6. Динамика показателей объемов экспорта и импорта в машиностроении и металлообработке в денежном выражении за январь-март 2021 г. в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.

За январь-март 2021 года объем экспорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 277,1 млн. долл. США, и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,9% (январь-март 2020г. – 247,7 млн. долл. США).
Экспорт продукции металлообработки в январе-марте 2021 года составил 1 121 млн. долл. США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2020 года на 38,1% и (Рис. 5).

Рисунок 5 – Экспорт в машиностроении и металлообработке за январь-март 2020-2021 годов

Источник: БНС АСПиР РК

В январе-марте 2021 года в отрасли машиностроения в 86 раз увеличились поставки средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их частей и принадлежностей, более чем в 67 раз вырос экспорт двигателей турбореактивных, в 2,1 раза вырос экспорт свинцовых аккумуляторов, однако, сократился экспорт транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня – на 77,4%, тележек и осей для железнодорожного транспорта – на 60,4%, подшипников с цилиндрическими роликами – на 40%.
В металлообработке в денежном выражении в 9,2 раза вырос экспорт полуфабрикатов из железа или нелегированной стали, содержащих менее 0,25 мас.% углерода, в 8,5 раз вырос объем экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали прямоугольного поперечного сечения, в 2,5 раза увеличились поставки проката плоского из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, холоднокатаного, неплакированного, без гальванического или другого покрытия, без дальнейшей обработки, в рулонах толщиной 3 мм и более.

Таблица 7– Перечень наиболее экспортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-март 2020-2021 годов (Топ-10 товаров)

Источник: БНС АСПиР РК

За январь-март 2021 года объем импорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 3 074,6 млн. долл. США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,6% (2 729,8 млн. долл. США в январе-марте 2020г.).
В металлообработке импорт продукции за отчетный период составил 677,8 млн. долл. США, что на 6,9% меньше чем за аналогичный период 2020 года (728,2 млн. долл. США) (Рис. 6).

Рисунок 6– Импорт продукции машиностроения и металлообработки за январь-март 2020-2021 годов

Источник: БНС АСПиР РК

В январе-марте 2021 года в денежном выражении более чем в 8,5 раза вырос импорт насосов воздушных или вакуумных, воздушных или газовых компрессоров и вентиляторов; вентиляционных или рециркуляционных вытяжных колпаков или шкафов с вентилятором, с фильтрами или без фильтров прочих, арматуры прочей, более чем в 2,3 раза увеличился ввоз транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступат. движением поршня, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3, а также аппаратуры приемной для телевизионной связи цветного изображения, сократился на 48% импорт кузовов для моторных транспортных средств товарной позиции 8703.
В металлообработке значительно сократился импорт прочих металлоконструкций из черных металлов (на 51,3%), труб обсадных, насосно-компрессорных и бурильных из коррозийностойкой стали (на 52%), прочих изделий из черных металлов (на 37,4%), проката плоского из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, горячекатаного, неплакированного, без гальванического или другого покрытия, прочего (на 15,4%).

Таблица 8 – Перечень наиболее импортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-март 2020-2021 годов (Топ-10 товаров)

Источник: БНС АСПиР РК

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2019 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–сентябрь 2020 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2020 года