Аналитика

 

Информация о текущем состоянии отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Казахстан в 2021 году (за январь-май 2021 года)

1. Динамика объемов в стоимостном выражении и ИФО производства в машиностроении и металлообработке за январь-май 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПиР РК), в январе-мае 2021 года объемы производства в машиностроении достиг в денежном выражении отметки в 804,0 млрд. тенге и увеличились на 31,1% по сравнению с январем-маем 2020 года (612,2 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 121,1% к аналогичному периоду 2020 года.
В металлообработке  объемы производства за январь-май т.г. составили 117,4 млрд. тенге, что в номинальном выражении на 26,8% превышает уровень января-февраля прошлого года (92,6 млрд. тенге). Индекс физического объема производства в отрасли составил 129,8% к аналогичному периоду 2020 года (Рис. 1).

Объем услуг по литью металлов составил в отчетном периоде 6,1 млрд. тенге, по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года (7,0 млрд. тенге) отмечается снижение в номинальном выражении на 12,9%, а в реальном выражении – на 3% за счет услуг по литью чугуна (-39,5%), что может быть обусловлено повышением цен предприятий-производителей на реализованные на внутреннем рынке услуги по литью чугуна на 2,2%.

 

Рисунок 1 – Объем производства и ИФО в машиностроении и металлообработке

Источник: БНС АСПиР РК

Рост в машиностроении в основном обеспечен за счет увеличения физического объема производства автомобилей, прицепов и полуприцепов на 26,4% (доля автопрома в машиностроении страны продолжает преобладать – 30,6% за январь-май 2021г.), а также за счет роста производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки (+36,3%), производства прочих транспортных средств (+54,9%), производства электрооборудования (+8,5%), компьютеров, электронного и оптического оборудования (+46,9%). Ремонт и установка машин и оборудования прибавили 4,2% и составили по итогам пяти месяцев т.г. 239 млрд. тенге (Табл. 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по отраслям машиностроения в денежном выражении, млн. тенге.

Виды деятельности 5 мес. 2020 5 мес. 2020 ИФО, % 5 мес. 2021/5 мес. 2020
1. Пр-во компьютеров, электронной и оптической продукции 9 040 13 769 146,9
2. Пр-во электрического оборудования 66 430 83 666 108,5
3. Пр-во машин и оборудования, не включенных в другие категории 67 329 110 096 136,3
4. Пр-во автомобилей, прицепов и полуприцепов 195 877 246 025 126,4
5. Пр-во прочих транспортных средств 59 928 111 426 154,9
6. Ремонт и установка машин и оборудования 213 564 239 067 104,2

Источник: БНС АСПиР РК

За январь-май 2021 года в автомобилестроении произведено 28 322 единиц (+16,4%) легковых пассажирских автомобилей, 3 044 грузовиков (+23,6%), 452 автобуса (+13,6%), 299 прицепов и полуприцепов (-70,5%) и 101 единицу прочей специализированной техники (+13,5%), также выпущено частей и принадлежностей автомобильных на 34,2 млн. тенге (+7,6%).

В сельхозмашиностроении производство в среднем выросло в 4,1 раза в натуральном выражении, в т.ч. выпуск тракторов увеличился в 3,4 раза до 1 955 ед., жаток – в 2,6 раза до 597 ед., комбайнов – в 1,6 раза до 293 ед.

Объемы производства продукции нефтегазового машиностроения увеличились, в т.ч. нефтегазоперерабатывающего оборудования – в 20,6 раза до 266,8 млн. тенге, нефтепромыслового – на 1% до 6 652,4 млн. тенге.

В железнодорожном машиностроении в 3,1 раза увеличился в натуральном выражении выпуск грузовых вагонов – до 742 штук, пассажирских вагонов – 2,8 раза до 50 штук, локомотивов дизельных – в 1,9 раза до 13 штук. В основном рост обеспечен за счет запуска ранее простаивавших производств АО «ЗИКСТО» и ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания».

В электротехническом машиностроении в 2,1 раза выросло в натуральном выражении производство аккумуляторов, в 2,2 раза увеличился выпуск волоконно-оптических кабелей, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры – в 1,4 раза.

В горнорудном машиностроении производство частей машин буровых или проходческих или машин для выемки грунта, частей кранов возросло на 13,8% (7,1 млрд. тенге за 5 месяцев 2021г.).

Основное влияние на производственные показатели продолжает оказывать низкая база прошлого года, когда были введены жесткие карантинные ограничения экономической активности в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК в машиностроении по итогам 2021 года ожидается рост на 13%. Планируется увеличение объема производства транспортных средств на 34%, аккумуляторов на 11%, ж/д вагонов на 127%, сельхозтехники на 58%.

Для поддержки и развития отрасли в текущем году будет продолжена программа лизингового финансирования автомобилей, приобретенных у отечественного производителя, а также будет установлено изъятие из национального режима ряда машиностроительных товаров (лифты, электро- и нефтегазовое оборудование, автобусы). На сегодняшний день прорабатывается вопрос выделения средств на программу льготного кредитования.

При этом важно учитывать, что один из ключевых факторов, который на сегодняшний день влияет на конкурентоспособность отрасли – это рост цен на металлы до 50%, что обуславливает рост цен на готовую машиностроительную продукцию как минимум на 25%. По прогнозам, данная тенденция сохранится до конца 2021 года.

В рамках Карты индустриализации ежегодно запускаются различные проекты. По планам Правительства, только в 2021 году планируется ввести в эксплуатацию 8 машиностроительных проектов на сумму порядка 42 млрд. тенге.

В целях содействия росту казахстанского машиностроения принята и реализуется Дорожная карта по развитию отрасли на 2019-2021 годы, в рамках которой уже начали претворяться в жизнь ключевые инициативы, важные для развития не только отрасли машиностроения, но и всей обрабатывающей промышленности – разработка Закона о промышленной политике, создание Фонда развития промышленности и Центра развития нефтегазового машиностроения, а также ряд других мероприятий.

В металлообработке рост обеспечен за счет увеличения объемов производства цистерн, бочек, барабанов, канистр, ящиков и емкостей из металлов черных на 56,9%, металлоконструкций строительных сборных на 48,4%, резервуаров для нефти и нефтепродуктов в 3,2 раза, котлов центрального отопления в 3,6 раза (Табл. 2).

 

Таблица 2 – Динамика объемов производства по видам продукции металлообработки в натуральном выражении

Источник: БНС АСПиР РК

В целом, высокие темпы роста отраслей в 2021 году позволил сохранить принятый по поручению Главы государства и успешно реализованный Правительством страны антикризисный план по поддержке бизнеса для преодоления последствий пандемии. Предприятиям продолжается оказываться поддержка со стороны государства в целях поэтапного восстановления деловой активности по сравнению с прошлым годом. Сегодня отечественные предприятия могут воспользоваться целым комплексом мер государственной поддержки: от льготного финансирования («Экономика простых вещей», Дорожная карта бизнеса 2025, Программа льготного кредитования) до содействия сбыту (льготный лизинг). АО «ФНБ «Самрук-Қазына» реализует программу импортозамещения и механизм «оффтейк-договор».

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, пока не удается реализовать весь потенциал отечественного машиностроения и металлообработки. Одним из актуальных вопросов в данном направлении является насыщение внутреннего рынка отечественной машиностроительной продукцией. Необходимы дополнительные меры по созданию режима наибольшего благоприятствования для производства отечественных товаров, в том числе путем увеличения местного содержания и обеспечения сырьем по доступным ценам, а также наращивание конкурентоспособности отечественных машиностроителей для выхода на экспортные рынки.

2. Динамика инвестиций в основной капитал машиностроения и металлообработки за январь-май 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года

В январе-мае 2021 года объем инвестиций в основной капитал машиностроения составил 19,6 млрд. тенге и сократился на 17,2% к аналогичному периоду прошлого года (23,6 млрд. тенге).

В металлообработке объем инвестиций в основной капитал составил 6,5 млрд. тенге и вырос в 1,5 раза по сравнению с январем-маем 2020 года (4,2 млрд. тенге) (Рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал в машиностроение и металлообработку

Источник: БНС АСПиР РК

Спад объема инвестиций в машиностроении произошел за счет сокращения вложений в производство электрического оборудования на 66,3%, что может быть обусловлено более значительными вложениями за аналогичный период прошлого года. По остальным видам деятельности отмечается положительная динамика, во многом за счет того, что машиностроение является одним из основных приоритетов Правительства РК в области привлечения инвестиций (Табл. 3).

Таблица 3 – Динамика объемов инвестиций в основной капитал по подотраслям машиностроения, тыс. тенге.

Источник: БНС АСПиР РК

3. Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке за I квартал 2021 года в сравнении с I кварталом 2020 года

В I квартале 2021 года вследствие пандемии и связанных с этим ограничений фактическая численность занятых в отрасли машиностроения по сравнению с I кварталом 2020 года сократилась на 900 человек и составила 62 тыс. человек, из них 32,9 тыс. чел. или более чем 53% занято в ремонте и установке машин и оборудования (Рис. 3).

В металлообработке, включая Пр-во прочих стальных изделий путем первичной обработки и литье металлов, фактическая численность работников в I квартале 2021 года составила 9,7 тыс. человек, что на 1,1 тыс. чел. меньше чем в I квартале 2020 года (10,8 тыс. чел.).

Рисунок 3 – Динамика фактической численности занятых в машиностроении и металлообработке

Источник: БНС АСПиР РК

В машиностроении сокращение фактической численности работников произошло в основном за счет снижения показателя в секторе по ремонту и установке машин и оборудования (- 1,7 тыс. чел.), а также производства электрооборудования (- 200 чел.), которое не смогло нивелировать увеличение численности в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (+ 500. чел.), производстве прочих транспортных средств (+ 400 чел.), производстве машин и оборудования, не включенных в другие категории (+ 100 чел.).

В металлообработке на снижение показателя повлияло сокращение количества фактически занятых работников в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (- 800 чел.) и литье металлов (- 300 чел.) (Табл. 4).

Таблица 4- Фактическая численность работников в подотраслях машиностроения и металлообработки за I квартал 2021 года по сравнению с I кварталом 2020 года

Источник: БНС АСПиР РК

4. Динамика производительности труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года

За январь-декабрь 2020 года производительность труда в машиностроении составила 19,3 тыс. долларов США/чел. или 7,9 млн. тенге/чел., что в реальном выражении на 14,8% превышает уровень за аналогичный период 2019 года.
Рост обусловлен увеличением валовой добавленной стоимости (+ 11,1%) на фоне сокращения фактической численности работников (- 1,4%) в отрасли.
В металлообработке за январь-декабрь 2020 года производительность труда составила 18,7 тыс. долларов США/чел. или 7,7 млн. тенге/чел., что в реальном выражении на 5,6% ниже уровня соответствующего периода 2019 года.
Рост связан с тем, что даже несмотря на снижение валовой добавленной стоимости (-2,4%), фактическая численность работников в отрасли сократилась еще сильнее (- 9,4%).

Рисунок 4 – Производительность труда в машиностроении и металлообработке за январь-декабрь 2020 года, тыс. долл. США/чел.

Источник: БНС АСПиР РК

5. Динамика количества действующих предприятий в машиностроении и металлообработке по состоянию на 1 июня 2021 года

По состоянию на 1 июня 2021 года в машиностроении насчитывается 3 089 действующих предприятий, из них малых – 2 926, средних – 101, крупных – 62. По сравнению с ситуацией на 1 июня 2020 года общее количество действующих предприятий в отрасли увеличилось на 179 единиц, произошло это в основном за счет роста количества малых предприятий (+ 176 ед.), количество субъектов среднего бизнеса возросло на 3 единицы, а количество крупных не изменилось – 62 единицы.

Среди видов деятельности машиностроения отмечается сокращение количества действующих предприятий в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (-5 ед.), а также производстве прочих транспортных средств (-3 ед.) (Табл. 5).

Таблица 5- Количество действующих предприятий в разрезе видов деятельности машиностроения по состоянию на 1 июня 2021 / 2020 годов, ед.

Источник: БНС АСПиР РК

В металлообработке количество действующих предприятий по состоянию на 1 июня 2021 года составило 1 437 единиц, что на 88 единиц превышает показатель по состоянию на 1 июня прошлого года (1 349 ед.).

Увеличилось количество малых предприятий (+ 92 ед.), сокращение отмечается по крупным предприятиям (-4 ед.) (Табл. 6).

Таблица 6- Количество действующих предприятий в металлообработке по состоянию на 1 июня 2021/2020 годов, ед.

Виды деятельности на 01.06.2020, ед. на 01.06.2021, ед. Изменение, ед.(+ ; — )
Металлообработка 1 349 1 437 88
Малые 1 309 1 401 92
Средние 23 23 0
Крупные 17 13 -4

Источник: БНС АСПиР РК

6. Динамика показателей объемов экспорта и импорта в машиностроении и металлообработке в денежном выражении за январь-апрель 2021 г. в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.

За январь-апрель 2021 года объем экспорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 383,2 млн. $, и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34% (январь-апрель 2020г. – 285,9 млн. $).

Экспорт продукции металлообработки в январе-апреле 2021 года составил 1 580 млн. $ и увеличился на 47,9% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года (1 068 млн. $) (Рис. 5).

Рисунок 5 – Экспорт в машиностроении и металлообработке за январь-апрель 2020-2021 годов

Источник: БНС АСПиР РК

В январе-марте 2021 года в отрасли машиностроения в 86 раз увеличились поставки средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их частей и принадлежностей, более чем в 67 раз вырос экспорт двигателей турбореактивных, в 2,1 раза вырос экспорт свинцовых аккумуляторов, однако, сократился экспорт транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня – на 77,4%, тележек и осей для железнодорожного транспорта – на 60,4%, подшипников с цилиндрическими роликами – на 40%.
В металлообработке в денежном выражении в 9,2 раза вырос экспорт полуфабрикатов из железа или нелегированной стали, содержащих менее 0,25 мас.% углерода, в 8,5 раз вырос объем экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали прямоугольного поперечного сечения, в 2,5 раза увеличились поставки проката плоского из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, холоднокатаного, неплакированного, без гальванического или другого покрытия, без дальнейшей обработки, в рулонах толщиной 3 мм и более.

Таблица 7– Перечень наиболее экспортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-март 2020-2021 годов (Топ-10 товаров)

Источник: БНС АСПиР РК

В январе-апреле 2021 года в машиностроении более чем в 3 раза увеличились поставки транспортных средств только с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня прочих с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3; в 2,3 раза – экспорт аппаратуры приемной для телевизионной связи, включающей или не включающей в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающей или воспроизводящей звук или изображение, прочей, цветного изображения; в 1,6 раза — транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3,

При этом почти на 70% сократился экспорт арматуры прочей; более чем на 30% снизились объемы поставок: самолетов и прочих летательных аппаратов, с массой пустого снаряженного аппарата более 15 000 кг, а также кузовов (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705 для транспортных средств товарной позиции 8703.

В металлообработке в денежном выражении в 3,7 раза вырос экспорт прутков из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования, включая прутки, скрученные после прокатки, прочие: имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки; в 1,9 раза – прутков из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования, включая прутки, скрученные после прокатки, прочие; в 1,7 раза – прутков горячекатаных в свободно смотанных бухтах из железа или нелегированной стали прочих круглого сечения диаметром менее 14 мм.

Таблица 7– Перечень наиболее экспортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-апрель 2020-2021 годов (Топ-10 товаров)

Источник: БНС АСПиР РК

За январь-апрель 2021 года объем импорта машиностроительной продукции Казахстана, составил 4 429,1 млн. $ и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,2% (3 983,6 млн. $ в январе-апреле 2020г.).

В металлообработке импорт продукции за отчетный период составил 959,3 млн. $, что на 0,8% больше чем за аналогичный период 2020 года (951,9 млн. $) (Рис. 6).

Рисунок 6– Импорт продукции машиностроения и металлообработки за январь-апрель 2020-2021 годов

Источник: БНС АСПиР РК

В январе-апреле 2021 года в денежном выражении более чем в 3 раза вырос импорт транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3; более чем в 2,3 раза увеличился ввоз аппаратуры приемной для телевизионной связи цветного изображения; в 1,7 раза выросли объемы импорта транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, но не более 3000 см3.

Сократился на 69,2% импорт арматуры прочей и более чем на 30% — ввоз кузовов для моторных транспортных средств товарной позиции 8703, а также самолетов и прочих летательных аппаратов, с массой пустого снаряженного аппарата более 15 000 кг.

В металлообработке значительно увеличился импорт: прутков из железа или нелегированной стали, имеющих выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки – в 3,7 раза; прочих прутков из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования – более чем в 1,9 раза.

Сократился импорт прочих металлоконструкций из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их частей (на 43,4%), а также труб, трубок и профилей полых, бесшовных, из черных металлов (кроме чугунного литья) – на 36,7% (Табл. 8).

Таблица 8 – Перечень наиболее импортируемых товарных групп машиностроения и металлообработки за январь-апрель 2020-2021 годов (Топ-10 товаров)

Более полные данные экспорта и импорта по товарным позициям кодов ТНВЭД 72, 73, 84-90 приведены в приложении к настоящей информации.

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2019 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–сентябрь 2020 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–декабрь 2020 года

Аналитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь–апрель 2021 года