Тезисы к докладу Депутата Мажилиса парламента РК, Председателя Союза Mашиностроителей Казахстана Пшембаева М.К. 17.04.2013

Тезисы к докладу

Депутата Мажилиса парламента РК,

Председателя Союза

машиностроителей Казахстана

Пшембаева М.К.

17.04.2013 в 15-00

г.Астана, здание АО НК «КТЖ»

 

Уважаемый Серик Ныгметович!

Участники форума!

 

Сегодня особый день для машиностроителей Казахстана, мы впервые собрались в таком широком формате. Здесь  присутствуют отечественные предприниматели, которые все эти годы идут по нелегкому пути воссоздания нашей промышленности и индустрии.

Отдельно приветствую и хочу благодарить за участие в работе Форума наших иностранных друзей и партнеров, вносящих свой вклад в развитие казахстанской экономики.

Участие Премьер-Министра и представителей госструктур показывает важную политическую значимость, которая придается вопросам  поддержки машиностроения и взаимодействию с бизнесом.

На форуме «Сильный Казахстан построим вместе!» Президент, Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал, что «сердцевиной процесса индустриализации становится машиностроение». Это так. Только за 2012 год объем производства машиностроительной продукции вырос на 157 млрд. тенге и составил 657 млрд. При нынешних темпах в 2013 году этот объем составит более 800 млрд., а к 2015 году перевалит за 1 трлн. тенге.

Таких темпов производства невозможно было бы достичь без всесторонней поддержки со стороны Правительства инициатив и активной позиции Союза машиностроителей Казахстана.

Как сейчас сказал Асет Орентаевич, механизмы господдержки отрасли машиностроения закреплены в Госпрограмме по форсированному индустриально-инновационному развитию и отраслевых программах.

Союз машиностроителей принимал непосредственное участие в разработке этих программных документов и выступал проводником интересов машиностроителей. Мы также принимали и принимаем активное участие в работе над законопроектами, в том числе о казсодержании и госзакупках, благодаря которым сегодня преприятия Самрук-Казыны работают по собственным Правилам, что способствует увелечению казсодержания.

Мы внесли свои предложения и по закону о господдержке индустриально-инновационной деятельности, в котором заложены более 100 финансовых и нефинансовых мер господдержки бизнеса.

В госпрограмме ФИИР, которая является двигателем индустриализации, Правительство поддержало предложенные нашим Союзом меры развития машиностроения. В Карте индустриализации, принятой в рамках ГПФИИР, содержится более 780 инновационных проектов, из которых 56 в машиностроении.

С начала старта Программы «Производительность 2020» общая стоимость проектов по ней составляет 152,6 млрд. тенге.  По ней уже проведена модернизация завода АО «Мунаймаш», г. Петропавловск, Актюбинского завода нефтяного машиностроения. В настоящее время проводятся предварительные исследования на ремонтных заводах Корпорации «Казахмыс» и многих других предприятиях.

Надо отметить, что МИНТом заключены 16 технологических соглашений с нацкомпаниями и крупными недропользователями, такими как «КазМунайГаз», «КЕГОК», «КТЖ», «Казахмыс», и др. с которыми вырабатывается перечень машиностроительной продукции, производство которой может быть освоено нашими предприятиями.

По инициативе Союза Правительством поддержано создание 4 конструкторских бюро по: горно-рудному, нефтегазовому, транспортному и сельхозмашиностроению. Благодаря работе этих КБ приобретены и разработаны десятки комплектов документации. Сейчас они переданы на наши заводы для организации производства.

Существенный прорыв в отрасли был бы невозможен без Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Большим сдвигом здесь стала поддержка Правительства инициативы Союза машиностроителей по созданию фонда НИОКР при Правительстве, средства которого пойдут на финансирование важных для государства опытно-конструкторских работ и инноваций. Это порядка 1% от совокупного валового дохода недропользователей, по нашим подсчетам около 1,5 млрд долларов США ежегодно.

Уважаемый Серик Ныгметович, коллеги, сейчас у нас есть всё необходимое для еще большей активизации крупного машиностроения, сделать его особым направлением промышленности.

Здесь можно взять на вооружение эффективный инструмент господдержки, который используется в Германии. Если предприятие берется за выпуск новой продукции, которая ранее не производилась в стране, то после того, как оно запустило производство, государство возмещает ему от 30 до 50% от стоимости затрат на реализацию проекта. При этом, возмещение идёт не напрямую предпринимателю, а направляется на погашение его кредита в банке.

Это было бы существенной поддержкой для   нашей отрасли, тем более, что похожий механизм у нас начинает использоваться в АПК в молочно-товарном производстве.

Сегодня, благодаря мерам господдержки отечественные предприятия получают инновационные гранты, субсидируются экспорт казахстанской продукции. Также субсидируются банковские процентные ставки, предприятия получают налоговые преференции в рамках работы свободного склада. Надо сказать, что свободные склады, где обороты освобождены от НДС, являются существенной поддержкой для машиностроения, но это правило будет существовать только до 2017 года. Считаю, нам нужно вложить усилия и договариваться в рамках Таможенного союза, чтобы оно действовало и после.

Стратегическим направлением господдержки отрасли стало железнодорожное машиностроение. Казахстанские производители, благодаря мерам господдержки, планируют увеличить ассортимент продукции для железных дорог с 2 до 5 тыс. наименований. В ближайшие 5-7 лет КТЖ планирует десятикратное увеличение объема закупок у отечественных машиностроителей.

В железнодорожном машиностроении КТЖ выступило как  прямой инвестпартнер компаний, обладателей лучших технологий, такими как французская Alstom, американская General Electric, российский Трансмашхолдингом и испанский Тальго.

В целом, железнодорожная подотрасль машиностроения сегодня лидирует среди остальных по темпам своего роста.

В Казахстане работают около 100 предприятий, производящих более 350 видов продукции для нефтегазового сектора. Союз машиностроителей совместно с КазМунайГазом заключили соглашения с такими компаниями, как NCOC – оператор Кашаганского проекта, Карачаганак Петролиум, Тенгизшевроил по выработке номенклатуры продукции, которые могут производить наши машиностроители. Сегодня совместной рабочей группой отработано порядка 2000 наименований.

Автомобилестроение – по существу новая для нас подотрасль, которая усиленно развивается в последние годы. Здесь застрельщиками выступают «Азия Авто», «Агромашхолдинг», «Астана Моторс».

Отмечу, что между нашим Правительством и «Тойота Мотор Копорэйшн» подписан Меморандум, который предполагает начало производства внедорожников Fortuner весной 2014 года.

Вхождение мирового лидера автомобилестроения как Тойота в Казахстан имеет огромное значение для нашей страны. Позже, мой коллега Нурлан Смагулов детальней расскажет о перспективах развития казахстанского автопрома.

Сельхозмашиностроение является одним из приоритетных направлений для развития отрасли страны. Несколько десятков предприятий уже работают и наращивают выпуск продукции, крупнейшие среди них – сборочное производство зерноуборочных комбайнов «Есиль». Также, есть планы по развертыванию совместных производств с мировыми компаниям: John Deere, Claas, Case и ряда других.

К сожалению, ситуация с сельхозмашиностроением сегодня является и одной из проблематичных. Сегодня Казагрофинанс, входящий в Нацхолдинг КазАгро,  в первую очередь работают с иностранными поставщиками сельхозмашин, и то, часто не напрямую с заводами, а через диллеров. Конечно, это негативно отражается и на развитии отечественного сельхозмашиностроения.

Считаю, что лизинговые компании, особенно Казагрофинанс, должны:

  • в приоритетном порядке работать с нашими предприятиями;
  • передавать продукцию казахстанских машиностроителей в лизинг под меньший процент, чем аналогичную иностранного производства.

Коллеги, говоря о наших общих успехах и достижениях, не могу обойти стороной и проблемные вопросы.

Первое. Сегодня 40% от всего импорта Казахстана составляет импорт машиностроительной продукции, это 20 млрд. долларов США.

Правительство поддержало инициативы Союза машиностроителей о принятии в Казахстане закона об офсетной политике. Этот закон будет предусматривать требование при заключении контрактов недропользователей по организации сервисного обслуживания ввозимого оборудования, подготовке кадров и локализации производства в Казахстане.

Второе. Считаю, что отраслевые программы, к примеру, в энергетике, сельском хозяйстве и других отраслях, должна  содержать разделы по машиностроению для данной отрасли.

Третье. Машиностроители Республики должны найти свою нишу в предстоящей в нашей стране всемирной выставке «ЭКСПО-2017», принять активное участие в создании «Зеленой экономики».

Например, на реках восточного и южного Казахстана в свое время планировалось строительство 350 малых гидроэлектростанций. Очевидно, будем вынуждены покупать турбины за границей. Необходимо создать КБ по энергетическому машиностроению, как это было успешно сделано для других секторов, и наладить это производство здесь, в Казахстане.

К слову, до сих пор не создано КБ по приборостроению, несмотря на то, что оно было предусмотрено ГПФИИР.

Четвертое. Благодаря поддержке Президента сегодня малый и средний бизнес имеет все возможности работать по заказам крупных нацкомпаний. Поэтому важно дать импульс развитию МСБ и в машиностроении. Здесь мы не должны уповать только лишь на государство, это вполне решаемая задача самих предприятий.

Пятое. Кадры. У нас хронический дефицит специалистов, и он будет увеличиваться, если не принимать действенных мер наперед. Качество знаний выпускаемых специалистов сегодня оставляет желать лучшего. Экономика страны нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. Здесь считаю, нужно вводить дуальную систему образования для подготовки соответствующих специалистов. Мы вместе с МОН готовы подготовить и внести предложения Правительству.

Коллеги, поднятые сегодня на Форуме проблемы имеют важное значение.

Многие наши начинания поддерживатся Палатой «Атамекен», которая на делах доказывает правильность решения о ее создании. Союз машиностроителей выступает за обязательное членство в Палате, поскольку мы сами убедились, что конструктивная работа в духе равенства и партнерства приносит реальные результаты.

Уважаемые коллеги!

Вчера на секционных заседаниях и сегодня с утра на тематических круглых столах были обсуждены многие вопросы развития машиностроения. Были высказаны различные позиции и со стороны предпринимателей и со стороны госорганов. Надеюсь, этот диалог даст результаты для отрасли и положительно отразится на принимаемых нами решениях.

В завершении хочу выразить свою уверенность, что создание развитой отрасли машиностроения нам под силу. Мы благодарим Президента и Правительство за поддержку, которая оказывается нам все эти годы.

Мы, машиностроители в свою очередь, продолжим работать во имя процветания экономики нашей страны!

 

Благодарю за внимание!