Средний возраст квалифицированного токаря в Казахстане 62 года. Что будет дальше?

Обеспечение казахстанской перерабатывающей промышленности квалифицированными кадрами специалисты традиционно называют в числе трех проблем, тормозящих развитие этого сектора экономики. Две другие – доступное финансирование и рынки сбыта – с трудом, но решаются, а нехватка специалистов может остановить реализацию даже очень востребованного производственного проекта.

Проблема эта государством осознается и обсуждается на самых высоких уровнях. Но характер ее таков, что требует участия в этом и самого бизнеса. Очень активны казахстанские машиностроители, регулярно обсуждающие эту тему с представителями образовательного сообщества. Надо отметить, что очень активно инициативу такой дискуссии поддерживают в Казахском национальном техническом университете им. Сатпаева. Вуз и комитет машиностроения и металлообработки Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» регулярно проводят встречи представителей производств и преподавателей университета и профильных колледжей.

Такой диалог дает возможность составить комплексное представление о состоянии кадровой проблемы. На недавнем «круглом столе» представитель одного из алматинских заводов заявил: средний возраст квалифицированного токаря сегодня составляет 62 года, и впору говорить о перспективе вообще утратить кадровый потенциал по ряду важных направлений уже в скором будущем.

Ежегодно в Алматинский политехнический колледж на специальность «машиностроение» принимают по гранту немногим более 20 человек. В колледже готовы брать больше, но абитуриенты не идут. И ведь правда – откуда сегодня молодой человек может что-то узнать о востребованности машиностроительной специальности? В советской образовательной практике была неплохая традиция профориентирования в старших классах, и этот опыт мог бы быть использован сейчас.

Что касается подготовки будущих инженеров в вузах, то здесь между бизнесом и преподавателями постоянно возникают дискуссии. Предприниматели и менеджеры производств критикуют вузы за низкое качество знаний у выпускников, на это преподаватели отвечают, что оппоненты должны четко сформулировать свои требования по обучению студентов. Нуртай Сыздыкбеков, заместитель директора Института промышленной инженерии им. Буркитбаева, входящего в структуру технического университета, заметил:

У нас в институте есть два серьезных направления. Мы готовим конструкторов, но какими технологиями они должны в итоге владеть? Это сегодня очень масштабный вопрос, и мы должны иметь ясные пожелания от бизнеса. То же касается и технологов: готовить просто технолога в наше время невозможно, это специалист, уже «заточенный» на более-менее конкретное производство. И здесь нам тоже нужно знать запросы предприятий.

Казалось бы, выполнить это пожелание вузовских преподавателей не сложно. Но в дискуссиях часто звучит тема быстрой смены запросов на те или иные компетенции молодых инженеров. Технологические изменения, особенно в связи с цифровизацией и новыми материалами, происходят чрезвычайно быстро, порой в течение трех лет, то есть быстрее, чем длится обучение в вузе. Производственники видят здесь один выход – сосредоточить внимание на самых базовых знаниях, а доучивать на практике молодых специалистов будут уже на заводах. Один из участников «круглого стола» заметил из зала. что можно на производстве обучить технологии наточки пилы, но только если выпускник понимает, что такое технология резания.

Часть проблем с качеством подготовки студентов объясняют зачастую очень низким уровнем школьного образования. Другая сложность в том, что в вузах нет современных станков. И здесь преподаватели говорят о необходимости студенческой практики на производствах – без нее специалиста с такими знаниями и навыками, которые требуют директоры и инженеры заводов, не подготовить. Руководители предприятий неизменно отвечают, что и рады бы организовывать такую практику, но нет возможности. Потому что нужно освобождать от основной работы квалифицированных работников для наставничества и какую-то часть оборудования, а кто будет за все это платить?

Эта тема звучит в диалогах вузовских преподавателей и производственников постоянно, но ситуация не меняется – какой-то замкнутый круг при абсолютно искренних намерениях обеих сторон решить проблему качества инженерных кадров. Вероятно, выходом могла бы стать система дуального образования, о которой давно говорят в Казахстане.

Источник https://express-k.kz