Социальная стабильность и сохранение занятости: промышленный сектор Казахстана завершил 2020 год с положительной динамикой темпов развития

2020 год стал периодом перестройки формата работы для многих отраслей экономики не только нашей страны. Электронная коммерция, онлайн-сервисы выросли в разы. Но неизменным драйвером экономики остается отрасль промышленности. С какими показателями завершил 2020 год сектор промышленности страны и каковы основные направления работы на ближайшую перспективу, далее в обзоре.

По итогам 2020 года практически во всех секторах промышленности Казахстана наблюдается стабильный рост показателей.

В обрабатывающей промышленности рост составил 3,9 процента. Рост обеспечен за счет сектора машиностроения на 16%, в том числе в автомобилестроении на 53%, фармацевтике на 47%, металлургии на 2,6% и легкой промышленности на 15%. Положительная динамика наблюдается и в цветной металлургии. Рост составил 2,8%.

Увеличены объемы аффинированного золота (+8%), золота в слитках (+35%), серебра в гранулах (+17%), сплава Доре (+18%), алюминия первичного (+ 1%) и т.д.

В черной металлургии рост зафиксирован на уровне 4,1%.

Увеличены объемы производства арматурного проката (+7%), рельс (+9%), ферросиликомарганца (+27%), товарного выпуска арматуры, шаров и кругляка (+ 4,2%).

Фармацевтическая промышленность удерживает высокий объем производства на уровне 47%, полностью покрывая потребности внутреннего рынка в товарах первой необходимости.

В легкой промышленности рост составил 15% за счет увеличения производства текстильных изделий (+4,5%), одежды (+5,5%) и кожаной продукции (+131,1%).

Пакет антикризисных мер

Безусловно, без государственной поддержки и принятия антикризисных мер в период пандемии предприятиям отрасли было нелегко удерживать темпы производства и не сокращать рабочие места. По поручению Главы государства К. Токаева Правительством приняты и реализованы 3 пакета антикризисных мер. Это оперативные меры по поддержке населения и бизнеса, оперативные меры по сохранению социально-экономической стабильности и комплексный план по восстановлению экономического роста.

Благодаря этому 700 тысяч предпринимателей получили налоговые льготы. 80% заемщиков в пострадавших отраслях воспользовались льготами по отсрочке выплаты кредитов. Профинансировано около 40 тысяч проектов предпринимателей. Общий объем антикризисных мер правительства по поддержке экономики и населения составил 6,3 трлн тенге, что составляет 9% от ВВП.

Правительством совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» в 2020 году был сформирован Перечень товаров производимых на территории Казахстана и их поставщиков, который содержит более 42 тыс. товарных позиций. Перечень дает возможность приобретения отечественной продукции (услуги) в упрощенном и приоритетном порядке.

Предусмотрена также актуализация данного перечня по мере поступления соответствующей информации от местных исполнительных органов или НПП «Атамекен».

Кроме того, внесены изменения в Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых. Правилами предусмотрен специальный порядок приобретения товаров, работ и услуг используемых при проведении операций по недропользованию в период чрезвычайного положения. Порядок применяется исключительно в целях недопущения остановки и снижения объемов производства, а также должного обеспечения безопасности работников, задействованных в производственных процессах.

В регионах и городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент по поручению Главы государства проработан вопрос по индивидуальным антикризисным планам крупных отечественных предприятий.

В регионах и городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент по поручению Главы государства проработан вопрос по индивидуальным антикризисным планам крупных отечественных предприятий.

Также разработаны антикризисные планы с системообразующими промышленными предприятиями, такими как: ТОО «Казцинк», Группа компании «KAZ Minerals», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Казфосфат» и АО «Алюминий Казахстана». При осуществлении общей координационной и разъяснительной работы с акиматами регионов, планы были разработаны с другими крупными компаниями индустриального сектора (АО «Азия Авто», АО «Химфарм», АО «ТНК «Казхром», ТОО «АРБЗ», ТОО «ЕвразКаспианСталь», АО «АгромашХолдингKZ», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «ССГПО», АО «Казазот», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», ТОО «KSP Steel», ТОО «Проммашкомплект» и т.д.).

В целом по стране разработаны и утверждены более 150 индивидуальных антикризисных планов охватывающих горнодобывающую, обрабатывающую, нефтегазовую и пищевую промышленности и направленных на:

— сохранение объемов производства; — социальную стабильность и сохранение занятости;

— общественную безопасность и обеспечение заказами и сырьем.

По всем отраслям обрабатывающей промышленности ведется постоянный мониторинг по возникающим рискам и проблемным вопросам.

Законодательное закрепление принимаемых мер

После антикризисных мер следующим шагом Правительства для поступательного развития в том числе промышленного сектора станет в первую очередь задача по повышению самодостаточности экономики. Об этом в своем в своем выступлении в ходе расширенного заседания Правительства с участием Главы государства сказал Премьер-Министр РК А. Мамин.

В рамках работы по наращиванию промышленного потенциала национальной экономики будет вестись системная работа по реализации Карты индустриализации. Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана поручил до конца 2020 года разработать унифицированный Закон «О промышленной политике».

Проект закона готов и в настоящее время обсуждается с бизнес-сообществом, отраслевыми ассоциациями и промышленными предприятиями. Предусматриваемые в документе нормы решают комплекс проблем производителей.

Основная из них — отсутствие единого законодательного акта, регламентирующего вопросы государственной поддержки промышленности. Действующий Предпринимательский кодекс РК регламентирует вопросы поддержки и защиты субъектов частного предпринимательства в целом.
С принятием закона «О промышленной политике» предприятия получат площадку высокого уровня для взаимодействия с Правительством — Межведомственную комиссию по вопросам промышленной политики. С ее помощью они смогут на системной основе решать возникающие проблемы, вместе с Правительством вырабатывать позиции по вопросам промышленного развития, участвовать в формировании промышленной политики.

Кроме того, будет создана основа для промышленной политики и мер государственного стимулирования. Так, меры стимулирования будут взаимоувязаны с продвижением промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом международных обязательств страны. Отдельное внимание будет уделяться вопросам повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, в первую очередь, обрабатывающей промышленности, включая повышение производительности труда, модернизацию производств и кадровое обеспечение.

Проект закона содержит множество нововведений. К примеру, действующий Предпринимательский кодекс содержит отдельную главу, в которой перечислены меры государственной поддержки и элементы индустриально-инновационной инфраструктуры. Причем эти перечни являются закрытыми.

Что это означает? Чтобы ввести новые или откорректировать существующие меры государственной поддержки, Правительство должно вносить соответствующие изменения в Предпринимательский кодекс. Поскольку законотворческий процесс довольно трудоемок, это может занимать несколько лет. В таких условиях введенные или измененные меры поддержки к моменту принятия законодательных изменений могут утратить свою актуальность, или даже давать противоположный эффект.

Существующий механизм законодательного регулирования многих вопросов лишает Правительство гибкости и оперативности. Для преодоления этих сложностей проект закона предусматривает новые подходы. К примеру, перечни мер государственного стимулирования и элементов индустриально-инновационной инфраструктуры будут открытыми.

Другим концептуальным нововведением станет введение практики оценки индустриального климата в стране по аналогии с существующими оценками предпринимательского или инвестиционного климата.

Правительство будет оценивать влияние различных внутренних и внешних факторов на промышленное развитие, а также эффективность промышленной политики, в том числе оказываемых мер государственного стимулирования.

Такие оценки будут ложиться в основу разрабатываемых программных стратегических документов, определяющих направления промышленной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Проектом закона фактически будет осуществлен переход от поддержки отраслей промышленности к стимулированию наиболее эффективных предприятий, производящих продукцию среднего и высокого уровня. Идеология такой поддержки заключается в увеличении потенциала конкретных промышленных предприятий, производящих востребованную промышленную продукцию.

Причем при предоставлении мер государственного стимулирования предприятиям — получателям будут выставляться встречные обязательства.

Проектом закона также сохраняются все существующие меры поддержки и предлагаются новые.

Например, в законопроекте предлагаются новые меры государственного стимулирования субъектов промышленно-инновационной деятельности в виде предоставления промышленных грантов, а также субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам банками второго уровня, Банком Развития Казахстана, иными юридическими лицами, осуществляющими лизинговую деятельность, зарубежным покупателям отечественной обработанной высокотехнологичной продукции и услуг.

Новые производства и новые рабочие места

В рамках Карты поддержки предпринимательства регионов по итогам 2020 года введен в эксплуатацию 201 проект на сумму 916,8 млрд тг, с созданием 18,6 тыс. постоянных рабочих мест. Проекты реализованы в таких сферах как:

— АПК и пищевая промышленность 71 проект (181,1 млрд тг.);

— строительная индустрия и производство строительных материалов — 34 проекта (115,1 млрд тг);

— энергетика — 12 проектов (121,8 млрд тг);

— горно-добывающая промышленность — 4 проекта (46,4 млрд тг);

— металлургия — 13 проектов (196,9 млрд тг);

— химическая промышленность — 12 проектов (36,9 млрд тг);

— машиностроение — 17 проектов (120,2 млрд тг);

— нефтехимическая промышленность — 2 проекта (9,5 млрд тг);

— легкая промышленность — 6 проектов (1,6 млрд тг);

— фармацевтика — 9 проектов (8,4 млрд тг);

— деревообрабатывающая промышленность — 10 проектов (11,8 млрд тг);

— остальные отрасли — 11 проектов (67,0 млрд тг).

Среди особо значимых можно назвать проекты: ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», Завод по производству автотранспортных средств, г. Алматы (28 млрд тг, 700 раб. мест); ТОО «Steel Manufacturing», Патронный завод (28,1 млрд тг, 164 раб. мест); ТОО «Linde Gas» Производство технических газов (27,5 млрд тг, 20 раб. мест); ТОО «ModeX» Завод объемно-блочного домостроения (15 млрд тг, 130 раб. мест); ТОО «Агрокомплекс «Жетысу Мажико», Завод по переработке масличных культур (соя, кукуруза, рапс, подсолнечник) для производства растительных масел (5,8 млрд тг, 350 раб. мест).

Машиностроительная отрасль

Один из крупнейших отраслей промышленности — машиностроительная сохраняет стабильный рост на уровне 116,3%. В 2020 году увеличение показателей отрасли произошло за счет выпуска автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов (+52,5%), производства прочих транспортных средств (+38,5%), машин и оборудования (+7,4%).

Вклад предприятий автомобильной промышленности в структуру ВВП республики по результатам 2020 г. составил 611,3 млрд тг. Инвестиции предприятий автомобильной промышленности в основной капитал в отчетный период достигли 14,6 млрд тг.

Уплата налогов и обязательных платежей в бюджет выросли в 2,3 раза и составили 12,2 млрд тг. Автомобильная промышленность имеет значительную роль в секторе машиностроения.

В 2019 году доля сектора автомобилестроения в машиностроении составляла всего четверть (26,3%), в 2020 году эта отметка выросла до трети (33,4%). В 2020 году доля автомобилестроения в объеме обрабатывающей промышленности вырос до 4,6% (в 2019 году – 3,2%).

Несмотря на мировой кризис, связанный с пандемией и не стабильностью финансового сектора, автомобильная промышленность Республики Казахстан в 2020 году показала значительный рост в производстве и продажах.

За 2020 год было произведено 64 786 ед. легковых пассажирских автомобилей. Объем по сравнению с прошлым годом вырос на 47% (44 077 ед. в 2019 году). Официальными дилерскими центрами было реализовано более 82,9 тыс. ед. легковых автомобилей, из которых 70% отечественных.

Растет спрос на отечественные автомобили и среди граждан страны. В 2020 году казахстанцы приобрели более 93 000 единиц новой техники, что на 25% превышает показатели прошлого года (75 156 ед.).

При этом 2 из 3-х купленных автомобилей в стране отечественного производства. Самыми востребованными брендами Казахстана в минувшем году стали Hyundai, Chevrolet и Toyota. 4 из 5 наиболее популярных брендов — казахстанского производства (Hyundai, Chevrolet, Ravon и Lada).

Растет и экспорт. Экспортоориентированность заводов демонстрирует высокое качество производимой техники и доверие к ней со стороны иностранных клиентов. В 2020 году Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8 122 единицы автомобилей, что в 3 раза больше показателей 2019 года (2 629 ед.).

В целом за прошлый год из страны было экспортировано более 10% всей производимой техники на сумму 55,9 млрд тг.

Высокий спрос к брендам Hyundai, Chevrolet и JAC проявляют в России, Узбекистане, Белоруссии и Кыргызстане. Что касается импорта, то за 10 месяцев 2020 года в страну было импортировано около 33,6 тысяч автотранспортных средств. Основную долю 85% из них составляют легковые автомобили.

Больше всего в страну импортируются автомобили из России, Узбекистана и Японии.

Мировые аналитики из NCSA (Ассоциации Национальных продаж автомобилей), которая занимается аналитикой автопрома в 96 ведущих странах, еще в середине года отметили глобальный спад в отрасли в мире. Однако, еще тогда на фоне отрицательных показателей позитивную статистику смогли показать лишь 4 страны, а возглавил их Казахстан.

В автопром были привлечены глобальные транснациональные инвесторы, появились новые бренды, в том числе в доступном сегменте. Отрасль слаженно, а самое главное своевременно отреагировала на карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, внедрив онлайн продажи автомобилей и тем самым сохранив цепочку реализации произведенной продукции, а также доступность продукции потребителям.

По поручению Правительства в автосалонах были открыты точки регистрации автомобилей, что было позитивно отмечено автолюбителями.

Главными в отрасли событиями 2020 года следует считать запуск новых заводов и производств в Казахстане. На успешные показатели автомобильной промышленности в 2020 году повлиял ряд действенных шагов, как со стороны Правительства, так и со стороны отечественных заводов.

В целях дальнейшего увеличения локализации и углубления технологических операций по производству транспортных средств, в законодательство введены новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств и их компонентов в качестве встречных обязательств бизнеса на предоставляемые меры стимулирования.

Условиями заключения новых соглашений является обязательное исполнение производителями обязательств по предыдущим соглашениям. Для новых предприятий, заключающих соглашения впервые, в целях обеспечения справедливых условий, устанавливаются требования по наличию производственных активов и производственной мощности, а также освоения операции по сварке, окраске и сборке кузова.

Кроме того, новые соглашения предусматривают внедрение балльной системы оценки локализации, на основании которой будет достигнуто более эффективное использование и распределение предоставляемых преференций.

В соответствии с законодательством на основании заключенных инвестиционных контрактов и соглашений о промышленной сборке, где предусмотрены обязательства производителей по инвестициям, выполнению технологических операций, повышению локализации, экспорту готовой продукции и других показателей, предприятия вправе претендовать на получение налоговых, таможенных преференций и других мер господдержки, в соответствии с действующим законодательством РК.

Немаловажную роль в вопросе обновления автопарка страны играют программы льготного автокредитования и лизинга, которые на протяжении ряда лет позволяют казахстанским потребителям и представителям малого и среднего бизнеса приобретать автомобильную технику через доступный финансовый инструмент.

Всего в рамках программ льготного автокредитования и лизинга с 2015 года по 2020 годы было профинансировано 26 449 ед. легковых автомобилей, 1 206 ед. техники специального назначения, 1 812 ед. автобусов, 815 ед. санитарного транспорта, 872 ед. сельскохозяйственной техники (тракторов и комбайнов).

Кроме того, действуют программы обновления парка техники за счет стимулирования населения на сдачу старой техники на утилизацию за денежное вознаграждение либо сертификат на скидку при приобретении новой техники. На утилизацию с 2016 года принято порядка 165 тыс. вышедших из эксплуатации транспортных средств.

Автобусный парк страны в прошедшем году пополнился на 2 130 автобусов, микроавтобусов отечественного производства. В дополнение к действующим программам по обновлению парка автобусов были разработаны дополнения к Комплексной программе по развитию автобусных перевозок. В целях помощи отечественным перевозчиками и синергии с производителями автобусов, была запущена программа по реализации в лизинг автобусов. Так, из Республиканского бюджета с 2018 года были выделены 58,7 млрд тг на возвратно-револьверной основе. Средства реализуются с учетом микширования с рыночным фондированием в соотношении 50/50 по доступной ставке не более 7%. В рамках данной программы АО «Фонд развития промышленности» профинансировал приобретение 1812 ед. автобусов на сумму 78 млрд. тенге в 9 регионах страны.

Перспективы отечественного автопрома

Несмотря на пандемию, в стране открываются новые производственные предприятия. В октябре 2020 года в г.Алматы состоялось открытие завода по производству легковых автомобилей Hyundai. Производственная мощность на первом этапе — 30 тысяч единиц, на втором этапе — до 45 тысяч единиц авто в год, включая заключенные контракты на экспорт. Были освоены операции по сварке и покраске кузова автомобиля, подписаны ряд соглашений по производству компонентов. Так, в 2020 году казахстанские потребители показали особую лояльность марке Hyundai, который стал самым популярным. Общий объем инвестиций составил 28 млрд тенге. В рамках промышленной кооперации с Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Беларусь компания начала проект по углублению локализации и привлечению дополнительных инвестиций в развитие производства. Основной движущей силой проекта является наращивание технологических компетенций, взаимодействие с местными и иностранными поставщиками компонентов и развитие экспортного потенциала.

В г. Костанай на завершающей стадии находятся работы первого этапа строительства совместно с ПАО «КАМАЗ» завода по производству чугунного литья и балки картеров для грузовых автомобилей KAMAZ с мощностью 40 тысяч тонн отливок в год. В 2020 году утвержден еще один проект по производству редукторов ведущих мостов. Новый завод будет способен выпускать до 62 000 единиц компонентов в год.

Оба проекта будут реализованы на индустриальной зоне г. Костанай и встроены в производственную цепочку ПАО «КАМАЗ». Большая часть всей продукции будет поставляться на главный конвейер в Республике Татарстан. Запуск проектов позволит создать более 1 000 новых рабочих мест. Общая сумма инвестиций составит порядка 160 млрд тенге.

Значимым событием для г. Сарань и всей автомобильной промышленности в целом станет появление нового завода по совместному с ПАО «Татнефть» производству шин. Высокотехнологичное производство влечет за собой создание 1 100 новых рабочих мест, обеспечение потребностей внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала Казахстана. Завод будет способен производить до 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов. Сумма инвестиций в проект составила 125 млрд тенге.

В марте завершается строительство первого реального проекта по локализации в г. Костанай. Локализационный центр будет заниматься выпуском компонентной базы для всех казахстанских производителей, благодаря чему предприятия смогут повысить долю отечественного содержания в своей продукции. Общая площадь производственных мощностей составит более 27 000 кв. м. Проектом предусмотрено современное технологичное оборудование (сварочный робот, покрасочная линия, лазерная резка, гибочный пресс, листогиб, трубогиб и др.).

Проект полностью закрывает потребности сельхозмашиностроения в локализации выпускаемой продукции (пластиковые детали, кабины, пресс-подборщики, сеялки, узлы и навесное оборудование для тракторов и комбайнов). Начато освоение выпуска частей компонентной базы для автомобильной промышленности.

Локализационный центр также включает в себя проект инновационного инжинирингового центра по развитию человеческого капитала, а также общежитие для специалистов.

Все новые проекты являются значимыми составляющими производственного пояса Республики Казахстан, где объединены заводы нового формата, ориентированные на работу с уклоном на развитие производства компонентов. Более того казахстанские предприятия встраиваются в глобальные цепочки по производству автомобильных компонентов с предоставлением экспортных рынков с ближайшими соседями — Россией, Китаем и Узбекистаном.

Источник: https://www.primeminister.kz