СМК принял участие в работе форума по развитию местного содержания, организованный компанией Карачаганак Петролиум Оперейтинг

Сегодня состоялся онлайн — форум по местному содержанию в проекте расширения Карачаганакского месторождения – Этап 1А (5КЗГ).

В Форуме приняли участие Министр энергетики Ногаев Н.А., Аким ЗКО Искалиев Г.Н., Внештатный советник Президента РК — Председатель Правления Союза машиностроителей Казахстана Пшембаев М.К., Генеральный директор КПО Джанкарло Рую, Заместитель Генерального директора ТОО «PSA» Жамауов А.Ж., а также представители других ассоциаций и предприятий машиностроительной отрасли.

Нурлан Ногаев в своем выступлении отметил, что проект расширения Карачаганака, также, как и ПБР на Тенгизе и Фаза-2 на Кашагане рассматривается как возможность для наработки казахстанским бизнесом бесценного опыта в условиях сложнейших месторождений, трансферта в страну передовых знаний и технологий.

Вместе с тем, министр энергетики выразил обеспокоенность по вопросам достаточно низкого показателя казахстанского содержания в товарах (по оперативным данным 2021 года составляет всего 10,08%) и просил КПО обратить внимание на данную ситуацию.

Также, он сообщил, что в настоящее время в Казахстане существует достаточно местных компаний, которые соответствуют всем требованиям крупных операторов и призывал рассматривать и активнее вовлекать их в реализацию проекта расширения Карачаганака.

Мейрам Пшембаев в своем выступлении отметил, что КПО уделяет внимание увеличению доли казахстанского содержания в закупленных товарах, работах и услугах, которая по итогам 2020 года достигла 59% или 586 млн. долларов США, но при этом доля местного содержания в товарах составила всего 16,2%.

Вместе с тем глава СМК отметил ряд сложностей, которые не позволяют значительно увеличить долю местного содержания:

  • высокие требования к отечественным товаропроизводителям при прохождении предквалификационного отбора, это знание положений международных стандартов ASME, API, ASNT и ANSI и обязательное использование сырьевого материала из европейских стран либо США;
  • дороговизна процедур прохождения сертификации соответствия международным стандартам (порядка $250 тыс.), отсутствие гарантий на закуп продукции, несмотря на получение международных сертификатов;
  • отсутствие должного контроля со стороны заказчика за применением подрядчиком товаров казахстанского происхождения при выполнении работ/услуг;
  • неполноценное раскрытие причин отклонения заявок отечественных товаропроизводителей при подведении итогов конкурса (тендера).

По мнению Мейрама Пшембаева, долю продукции казахстанского машиностроения в нефтегазовых проектах необходимо продолжать увеличивать.

Потенциалом для увеличения доли казахстанского машиностроения является огромный импорт нефтегазовой машиностроительной продукции, который в 2020 году составил 3,1 млрд долл. США.

«В этом направлении важную роль должен сыграть созданный по инициативе СМК Международный центр развития нефтегазового машиностроения. Цель работы Центра заключается в стимулировании конкурентоспособности наших предприятий путем повышения локализации производств и освоении новых видов машиностроительной продукции» — заключил он.

В свою очередь представители КПО предложили провести рабочее совещание по озвученным вопросам.