Сквозь призму высокотехнологичного машиностроения

20–21 сентября в Астане состоится V Форум машиностроителей Казахстана.

На протяжении пяти лет при поддержке Главы государства Правительство республики совместно с отраслевым союзом проводят это главное мероприятие года для отечественных машиностроителей.

Одной из основных задач форума станет решение вопросов, связанных с реализацией первого приоритета Послания Президента РК от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» по ускоренной технологической модернизации экономики.

Тема предстоящего форума «Новая индустриализация Казахстана: высокотехнологичное машиностроение» станет призывом к сотрудничеству не только внутри отраслевого сообщества, но также для совместного эффективного взаимодействия с государственными, коммерческими, академическими кругами, ассоциа­циями и институтами развития.

В текущем году в рамках форума будут работать десять секций. Причем, мероприятие пройдет в новом формате. На расширенном пленарном заседании в течение дня будут широко обсуждены самые острые и актуальные отраслевые проблемы, включая вопросы государственных закупок, сбыта, местного содержания, расширения объектов крупных недропользователей, технического перевооружения, мер финансовой поддержки, технического регулирования, кадрового обеспечения и совершенствования законодательства, общие для диверсифицированной отрасли машиностроения и металло­обработки.

Также совместно делегаты форума обсудят вопросы расширения и совершенствования деятельности самого Союза машиностроителей Казахстана.

Как известно, машиностроение является одним из основных драйверов технического перевооружения экономики.

Благодаря политике и поддержке Елбасы, несмотря на непростую рыночную ситуацию, в отечественном машиностроении наметилось значительное улучшение. За семь месяцев 2017 года рост индекса физического объема машиностроения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5,3%.

Время не стоит на месте, и на нынешней повестке дня – очередные вызовы и глобальные отраслевые трансформации. Согласно данным международной консалтинговой и аудиторской сети KPMG, среди крупнейших машиностроительных корпораций мира, таких как General Electric, Caterpillar, Philips, специализирую­щихся на выпуске автомобилей, горных машин, медицинского оборудования, промышленной электроники, до 25% всех инвестиций эти индустриальные гиганты вкладывают в аддитивные технологии производства, «искусственный интеллект» и когнитивные компьютерные разработки. Отличительной особенностью данных трендов является скорость их внедрения и распространения.

В этом году в рамках секционных заседаний форума пройдет специальная секция, посвященная вопросу внедрения Индустрии 4.0. Четвертая промышленная революция становится основной темой технологического развития промышленности. Казахстанским институтом развития индустрии (КИРИ) были проведены исследования среди отечественных машиностроительных предприятий. К изучению данного вопроса в качестве партнера был привлечен институт Fraunhofer (Германия). В рамках секционного заседания Индустрии 4.0 будут озвучены и обсуждены первые, предварительные итоги исследования, сделана попытка коллективного поиска решений дальнейшего отраслевого развития.

Формирование сбалансированной и эффективной промышленной политики также имеет большое значение в рамках деятельности Евразийского экономического Союза.

В 2015 году в Минске были приняты «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза», которые регулируют формы партнерства, правила взаимодействия, приоритетные отрасли, цели, задачи и механизмы взаимодействия государств-членов с использованием инструментов и механизмов сотрудничества.

Вместе с тем, некоторые страны-участники ЕАЭС заранее прорабатывали вопросы развития промышленной политики. Еще в конце 2014 года в России был принят федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», основной целью которого было формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

Логическим продолжением этого курса стали разработка и принятие в августе 2017 года Правительством РФ стратегии развития машиностроения до 2030 года.

Данная стратегия во многом отражает курс на импортозамещение. Одним из ориентиров в рамках реализации вышеуказанной стратегии является увеличение экспорта российской продукции машиностроения на зарубежные рынки.

В связи с этим Казахстану необходимо принимать срочные меры для того, чтобы идти в ногу со своими стратегическими парт­нерами. Уже сегодня многие отечест­венные машиностроительные предприятия готовы заменить импорт индустриальных гигантов Казахстана.

К примеру, согласно предоставленной информации институтов развития по долгосрочным планам закупок АО «Арселор Миттал», ТОО «Казцинк», «Корпорация Казахмыс» и ERG, выявлен перечень востребованных импортируемых товаров, насчитывающий более чем 1 900 позиций.

Учитывая современные рыночные трансформации, сегодня предприятия оборонной промышленности готовы активно расширять номенклатуру выпус­каемой гражданской продукции. К примеру, АО «НК «Казахстан Инжиниринг», в состав которого входят 27 предприятий, из вышеуказанных товаров порядка 15% готовы освоить в ближайшее время.

Аналогичная ситуация и в неф­тегазовой промышленности, где необходимо повышать долю отечественного машиностроения на крупных месторождениях, таких как Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, и со временем довести долю местного содержания до уровня не менее 32%.

Для решения системных воп­росов отрасли необходима полноценная государственная программа развития отечественного машиностроения.

К сожалению, пока в Казахстане такой программы нет, и разработать ее следует совместно с бизнесом, госорганами, учреждениями отраслевой науки.

Имеющаяся Государственная программа индустриально-инновационного развития в настоящее время не может в полной мере решить все системные задачи отрасли. Время переходить на следующий, более сложный уровень.

За годы развития независимого Казахстана в стране созданы полноценные, достаточно конкурентоспособные подотрасли машиностроения, включая неф­тегазовое и железнодорожное, а также производство электрооборудования.

Из недавних примеров хорошей динамики развития отечественного машиностроения следует отметить несколько ключевых проектов. Масштабный проект по модернизации завершается на Карагандинском литейно-машиностроительном заводе (ТОО «Maker»). В результате удалось обновить предприятие на 80%. Здесь установлены роботизированные комплексы, весь станочный парк оборудован ЧПУ. Теперь в планах заводчан выйти со своей­ продукцией на рынки Китая и Ирана. Следует отметить, что благодаря проведенной модернизации импортозамещение на предприятии возрастет до 70%, а доля локализации составит 90%.

Процесс модернизации прошел также в ТОО «Казцинкмаш». Завод выполняет большой спектр заказов, обеспечивая запасными частями и оборудованием горно-шахтные, обогатительные и металлургические производства. Многие работы данного предприя­тия являются эксклюзивными, что соответствует мировым трендам, где кастомизация продукции выходит на передний план.

Среди других перспективных проектов особого внимания заслуживает инициатива ТОО «Asia Trafo» по выпуску трансформаторов высокого напряжения мощностью 110−220 кВт. Производительность проекта составит 120 трансформаторов в год.

Появится возможность обеспечить рабочими местами 220 человек. Стоит сказать, что половину своей продукции ТОО планирует экспортировать в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Наверное, не случаен тот факт, что в 2016 году сразу три машиностроительных предприятия – ТОО «АтырауНефтеМаш», «Жигермунайсервис», Karlskrona LC AB за достижение значительных результатов в области качества производимой продукции, внедрение высокоэффективных методов управления производством, внедрение инновационных технологий признаны победителями республиканского конкурса «Алтын сапа» и награждены Премией Президента республики.

Необходимо перенимать наилучшие мировые практики для эффективного достижения целей и задач развития отрасли.Только совместными усилиями государства, бизнеса, образования и науки можно будет достичь конечной цели – создания высокотехнологичного машинострое­ния мирового уровня.

На предстоящем форуме должны быть выработаны прак­тические рекомендации по дальнейшему развитию отечественного машиностроения, повышению конкурентоспособности и встраиванию в мировые цепочки создания добавленной стоимости.

АВТОР:

Мейрам Пшембаев, Председатель правления Союза машиностроителей Казахстана, член комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК

Источник: Казахстанская правда