Онлайн-конференция

«Повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции Казахстана. Результаты работы III Форума машиностроителей Казахстана»

Ведущая Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. И мы ведем прямую трансляцию с нашей студии. Насколько вы помните, на прошлой неделе мы обсуждали вопросы перспективы развития отечественной машиностроительной отрасли. После, в городе Астана прошел третий форум машиностроителей Казахстана и об итогах его работы поведает нам председатель правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Пшембаев Мейрам Кудайбергенович. Здравствуйте!
Пшембаев М. Здравствуйте!
Ведущая. Рада приветствовать вас сегодня в нашей студии.

Пшембаев М. Спасибо. Действительно, вот 1-2 октября в Астане прошел 3 Форум машиностроителей Казахстана. Он проводился 2 дня. 1-октября мы провели секционные заседания по отраслям машиностроения. Это 6 отраслей, которые прописаны приоритетными во второй программе индустриального развития нашей страны. Как вы все знаете, из 14 приоритетных отраслей 6 – это машиностроение. Это нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, горнорудное машиностроение, автомобилестроение, техническое машиностроение и транспортное машиностроение. А также седьмая секция у нас заседала где мы обсуждали вопросы интеграционных процессов, вступление нашей страны в ЕЭС, а также с нового года вступление в ВТО. В площадке секционных заседании присутствовали машиностроители, предприятий, сообщества, представители среднего и малого бизнеса, участники машиностроительного предприятия нашей страны, Евразийского экономического союза – России, Белоруссии, и других стран. А также присутствовали представители 30 зарубежных стран, такие, как США, Чехия, Австрия, Италия, и т.д. Мы всесторонне обсудили работу предприятия нашего отрасли, именно по отраслевому принципу в секциях в связи с новыми экономическими условиями. Как я уже сказал, новое экономические условия появились в связи с этими интеграционными объединениями. А также повлияли определенные процессы мировой экономики, экономики у наших соседей, России, поэтому мы всесторонне рассмотрели все. Таким образом, в этой ситуации эти процессы могут отражаться на отрасли машиностроения, на апробацию секторов машиностроения. И хотелось бы сказать, что эти интеграционные процессы дают определенную возможность для нашего бизнеса, увеличивается география рынков, возникают новые возможности для экспорта. Также они сопряжены с новыми вызовами. Естественно, будет увеличиваться конкуренция не только в рамках наших соседей, и Евразийского экономического союза, и в целом, те страны, которые входят в ВТО у них уже композиционные оградительные меры будут ограничены, и рынок Казахстана более доступен для них. То есть, соответственно, увеличивается конкуренция. И в этой связи были обсуждены вопросы каким образом отрасль машиностроения будет перемонтировать в приоритеты. Ближайшие краткосрочные перспективы в ближайшие 2-3 года по нашему мнению, это прежде всего задача номер один также и дальше стоит как импорт замещение, то есть выпуск продукции машиностроения востребованной в нашей стране по обеспечению потребностей внутри, экспорт в страны ЕЭС, и в целом наращивание экспорта ориентированной продукции с целью увеличения экспорта и в другие страны. Все эти вопросы мы рассмотрели с участием госорганов, национальных компании, представителей бизнеса, всех заинтересованных предпринимателей, и выработали определённые рекомендации по каждой отрасли для того, чтобы систематизировать эти процессы. Дело в том, как мы все понимаем, что в рамках первой пятилетки индустриального инновационного развития 2010-2015 годы, машиностроение в целом получила старт в это время. То есть в первые пятилетки она также была приоритетной. За это время если поступать на развитие нашего машиностроения, то с 2001 года по 1 января 2015 года отрасль выросла в 13 раз. За четырнадцать лет такие результаты. Весь объем производства составлял в 2001 году 66 миллиардов тенге, то в 2014 год мы завершили объем производства 870 миллиардов тенге. Появились совершенно новые отрасли машиностроения, которых у нас не было в нашей стране. Можно привести такой пример, как выпуски запасных частей компонентной базы различных отраслей машиностроения. Если взять лидером по отраслям машиностроения, у нас является железнодорожное машиностроение, как один из секторов транспортного машиностроения в целом, то Казахстан Темиржолы за эти 5 лет было освоено 5 тысяч наименовании запасных частей комплектующих. Это освоили наши предприятия как крупных, так и малых. В этом активно участвует и малый бизнес. Еще предстоит нам освоить приблизительно 5 тысяч еще дополнительно этой пятилетки. То есть и того 10 тысяч наименований запчастей и оборудования. Я как пример привожу это только в железнодорожном машиностроении. Кроме того, нам удалось в прошлой пятилетке наладить не только компонентную базу, но и выпускать готовую продукцию. То есть у нас в Астане запущен завод по производству локомотивов совместно с компанией Дженерал Электрик, которая вышла на объем. Мы ежегодно выпускаем также освоенные электровозы совместно с французской компанией, пассажирские вагоны с испанской совместной компанией Тальга, и грузовые вагоны. Это продукция освоена как в Экибастузе, так и в Петропавловске, на таких крупных машиностроительных компаниях как Петропавловский завод тяжелого машиностроения. Такие примеры также можно привести и по другим направлениям нефтегазового машиностроения. Есть предприятия, которые выпускают продукцию, машины, нефтяные качалки, насосы, различного рода емкости для работы под высоким давлением в нефтегазовом секторе, горнорудное машиностроение, также появилось предприятие, которое выпускает запасные части и тяжелую технику для добычи полезных ископаемых. Если взять сельское хозяйство, то появились заводы, которые выпускают сельскохозяйственные машины, сельскохозяйственную технику, трактора, комбайны. Об автомобилестроении можно сказать то, что эта отрасль у нас была без фундамента. Практически за 5 лет созданы новые заводы. Автомобилестроение наряду с заводом Азия авто, которая выпускает автомобили ВАЗ появились новые заводы в Кустанае SsangYong, Киа, Тойота запустила в Кустанае свое производство. А также запустили в Кустанае завод по производстве итальянских грузовых машин. В Алмате около 6 моделей автомобилей Хюндай легковые, грузовые автобусы выпускаются. В Семипалатинске также выпускаются автобусы Део на заводе Семмаш. То есть, можно приводить эти примеры. Это новые отрасли. Но, тем не менее, они стартовали у нас в начале прошлой пятилетки и очень хорошо развиваются. Конечно, поскольку эта отрасль ставит теперь задачу. Если эти автомобили в первые годы собирались отверточную сборку, то сегодня постепенно уже проходят локализацию. Уже по заводу Тойота Кустанайской области построены сварочные линии, сварки кузова, покраски. Такая же работа проводится на других автосборочных предприятиях. С 2018 года по правилам Таможенного Союза и ЕЭС у нас обязательства, заканчивается преференция по поддержке внутренних производителей. Также снимаются льготы по процентным местным содержаниям производства этих машин. То есть, это говорит о том, что с 2018 года если мы нацелены продавать свои автомобили и свою технику за пределы Казахстана, то внутреннее содержание локал – контент должен быть 10 процентов. То есть, нам надо сейчас наращивать вокруг крупных предприятий автосборочных заводов стоит острая задача реализовать средние и малые предприятия, где будет заниматься производством авто компонентов – запасные части, какие-то изделия. Точно такие же изделия можно приводить и по другим отраслям. Поскольку у нас заметный рост в прошлой пятилетке, приоритетность отраслей машиностроения осталось на эту пятилетку. Государство включило, и мы дальше будем увеличивать объемы производства, выпускать новые виды продукции по импорт замещению, и основная задача это теперь другая фаза. Значит, мы переходим в другую фазу, появились такие крупные отрасли.И как я уже сказал, стоит задача выпуска внутреннего содержания компонентной базы, а также стоит задача выпуска продукции с высоким качеством, востребованный не только в нашей стране, но и так, чтобы она соответствовала всем требованиям и стандартам, для того, чтобы мы могли экспортировать и зарабатывать на отрасли.
Ведущая Хорошо. Мы поговорили о достижениях, которых достигла машиностроительная отрасль за такие короткие сроки. И теперь давайте поговорим о тех решениях, которые принимались в рамках прошедшего форума. Непосредственно первый сектор был посвящен железнодорожной технике. К каким результатам пришли господа делегаты?
Пшембаев М. Ну, я уже сказал, что железнодорожное машиностроение является флагманом развития в целом одна из передовых отраслей машиностроения. Здесь я уже сказал, что мы достигли определенных результатов. В целом, задача сейчас в железнодорожной отрасли стоит в увеличении компонентной базы. То есть, если тепловоз 5-6 лет назад завозился из Америки, и собирался отверточно, то сегодня на этом заводе выпускается один из тысячи наименовании запасных частей. Внутренние наши производители это наш тепловозный завод, а также предприятия, которые находятся в Караганде, в Алмате, в Павлодаре, Петропавловске, освоили некоторые виды запасных частей. Кто-то выпускает, допустим, амортизаторы, кто то выпускает сцепку, кабину. Теперь стоит задача увеличить эту базу. Сегодня казахстанское содержание тепловозов, я как пример привожу, составляет в пределах 30 процентов. Спуском в этом году сейчас строится у нас в Астане завод по производству дизельных двигателей для этих тепловозов. Мы думаем, что содержание станет больше. То есть, постепенно внутренне производство насыщается нашими продуктами. И мы опять обсуждали вопрос в это связи привлечь этой работе двигатели крупные, будет выпускаться, где то, 150 двигателей в год. К примеру, 100 допустим для наших тепловозов, а 50 можно будет экспортировать. Составляющих маленьких узлов деталей, которые мы призывали наш бизнес, чтобы участвовали в освоении этих видов запасных частей, некоторых видов кабельных продукции, и оборудования для этих тепловозов. Если брать по секциям, в целом, и нефтегазовый сектор, и горнорудный, сельхозмашиностроение, электрооборудование. То есть созданные основные предприятия инвестировались в большие капиталовложения. Вообще, машиностроение – это отрасль, которая требует большие капиталовложения. И в то же время отдача не происходит. В Советское время, если вы помните, мы сейчас если привыкли, что в Казахстане мы строим заводы 3 года, в советское время, наверное, помнят наши взрослые, родители, по две, три пятилетки эти заводы строились, потом еще какие-то требовались дела, чтобы выйти на проектную мощность. То есть, естественно, это требует времени. Мы сейчас конечно это время сократили. Сейчас для нас неудивительно, что за два года, за три года появляется завод. Потом, некоторые наши оппоненты тоже говорят, почему сразу не вышли в стопроцентное производство. Это процесс достаточно сложный. Это отработка технологии, обучение персонала, сертификация товаров, его соответствие качеству, не только нашим казахстанским, но и мировым стандартам. Мы выпускаем продукцию, которую потребляют не только в Таможенном союзе. Но и масса иностранных компании у нас работают в нефтегазовом секторе по своим стандартам. То есть идет адаптация. В целом, общая генеральная линия была чтобы привлечь малый и средний бизнес. Это для того, чтобы вокруг машиностроительного сектора создавать целые кластеры. Допустим, сейчас в Усть-Каменогорске идет строительство завода по производству автомобилей Рено Ниссан. Строительство началось в этом году. Мы планируем, что через 2-3 года он завершится. На этом заводе будет выпускаться 120 тысяч автомобилей в год Рено Ниссан. Завод изначально строится на чистом ровном месте. Предусмотрено, что возле этого завода огромная территория отводится для технопарка. В этом технопарке с этого завода передаются чертежи, и малый и средний бизнес может там выпускать запчасти. Кто-то может выпускать зеркала, кто то из бизнесменов может выпускать сидения, руль, замки, масса тысячи наименований составляющих. Общий метод был дополнением, вернее выпуск продукции с высоким качеством увеличения доли казахстанского содержания, привлечение малого и среднего бизнеса, создание тех или иных инструментов, условия для этого должны предпринимать определенные действия. Не только машиностроители и бизнесмены, но и государство в лице Правительства и национальных компании также предпринимают определенные шаги, чтобы стимулировать и постигнуть этот сектор.
Ведущая Благодаря всей проделанной работе появляются новые перспективы для отрасли машиностроения в целом. То есть, это появление новых инвестиции, создание новых рабочих мест. Как насчет вопросов кадрового обеспечения отраслей в рамках вступления Казахстана в ЕАЭС и ВТО?
Пшембаев М. Ну, это, действительно, такой вопрос, можно сказать не первый день мы занимаемся этим вопросом. Конечно, есть определенные подвижки. Правительство в лице Министерства образования и науки создало холдинг Кәсіпкер, который строит колледжи по выпуску специалистов согласно сегодняшним мировым требованиям. Кроме того, какие – то колледжи берут по управление и переформатируют. Дают новый опыт, новые системы. Это значит, то, что происходит, этого, к сожалению, недостаточно. Потому что, в целом, отрасль машиностроения растет очень динамично, и есть такие мировые исследования, что машиностроение при развитии дает большой мультипликативный эффект. Машиностроение – это высокие переделы, высокие стоимости там присутствуют. Поэтому естественной компетенции кадров должны соответствовать этому прежде всего. Кроме того, одно рабочее место, которое создается машиностроением по мировому тренду, то одно рабочее место создает 10 рабочих мест в смежных отраслях, кто сотрудничает. Это может быть нефтехимия, металлургия, автопром, авто компонентные предприятия. То есть, подготовка кадров сегодня желает, конечно, лучшего, но есть отдельные предприятия, которые сегодня по опыту Германии признана во всем мире. Эта система наиболее полно отвечает требованиям предприятий по подготовке кадров. Основная идея, что обучение по предприятиям непосредственно и делит ответственность с бизнесом. Половину средств выделяет государство, половину предприятий, или от 10 до 30 процентов предприятий, обучается на этом предприятии. До обеда учится, после обеда проходит практику. Или скользящий график – три дня учится, три дня проходит практику, обучается уже на месте. А то у нас часто бывает, что даже те специалисты, которые сегодня поступают на наши предприятия с наших университетов, колледжей, их приходится обучать по полной программе, приходится переобучать.
Ведущая Одно дело теория, одно – практика.
Пшембаев М. Да. Они не адаптированы. Таких предприятии, кто выпускает специалистов, из них приходят и проходят практику,а тех, кто сразу начинают работать – это очень редко.Это специфичная сфера. С другой стороны, этим мы должны заниматься. Все таки, нам надо проявлять настойчивость и государству, и бизнесу, и готовить кадры. Потому что, развивая собственное машиностроение и тяжелую промышленность, во-первых, мы поднимаем профессиональную компетентность наших граждан, наших молодежи. Прививаем им знания. Они уже будут получать совсем другую заработную плату, другое качество жизни. В этом смысле также очень важно то, что сегодня наши ВУЗ-ы сами должны согласно реальным требованиям сегодняшней среды профилироваться. Не надо выпускать десятки тысяч юристов, экономистов, потом молодежь не может устроиться на работу. В Казахстане молодежь надо убеждать, работать сними, чтобы они шли, получали знания, чтобы у них была правильная профориентация, и получали специальности конструктора, инженера, технолога, металлурга, лаборанта, очень много требуется специалистов. Кто не хочет идти получать университетское знание, необязательно идти в институт, можно и заканчивать колледжи, получать специальность высокого класса сварщика, токаря, очень высокие зарплаты сегодня допустим у высококлассного токаря. Они хорошо получают, но в то же время их катастрофически не хватает на производстве. В первой пятилетке созданы десятки тысяч новых рабочих мест, в следующей пятилетке продолжается то, что заложено в 14, 15 – годах они будут еще допускаться в 16-ом, 17-ом, 18-ом годе и появятся новые рабочие места. И приоритетные кадры катастрофически нужны. Здесь необходима комплексная работа государства, бизнеса, частное партнерство должно сыграть свою роль. Ну и конечно, я думаю, что не только государство должно об этом думать, но и в каждой семье нам надо повернуть психологию, объяснять со школьной поры, что есть специальность инженеров, реконструкторов, технологов. Нельзя сказать, что государство не поддерживает. Государство поддерживает из года в год. Количество грантов, которое выделяет государство на технические специальности больше чем на гуманитарные. И если вы посмотрите, при поступлении в ВУЗ-ы поступают практически без конкурса. Наверное, нужно время для того, чтобы они переформатировались, и действительно, получали доступные профессии.
Ведущая По сути это своеобразная инвестиция в их будущее.
Пшембаев М. Да.у нас молодежь в целом талантливая, очень динамичная. Поэтому, им надо помогать, чтобы они поняли как действовать.
Ведущая Ну и на такой позитивной ноте, к сожалению, наше время подошло к концу. Спасибо вам большое за ответы. Ну а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!