Онлайн-конференция

«Перспективы развития машиностроительной отрасли в условиях вступления Казахстана в ЕАЭС и ВТО»

Alta1
Ведущая Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Первого января текущего года Казахстан стал полноправным участником Евразийского экономического союза. Но на этом знаковые события в экономике страны не завершились. Итак, 27 июля текущего года Глава государства в городе Женева подписал протокол о присоединении Казахстана к Всемирной торговой организации, тем самым открыв новые горизонты для экономики страны. О перспективах развития отдельных отраслей, в частности, машиностроительной, сегодня мы поговорим в нашей студии. Тема онлайн-конференции «Перспективы развития машиностроительной отрасли в условиях вступления Казахстана в ЕАЭС и ВТО». Гость нашей студии – Заместитель председателя Правления ОЮЛ «Союза машиностроителей Казахстана» Алтаев Тимурлан Искендирович. Здравствуйте!
Алтаев Т. Здравствуйте! Очень приятно быть в вашей студии. На самом деле, это важный животрепещущий вопрос, который вы предложили сегодня обсудить. Потому что, в том числе, это новое для нас направление в деятельности. Это и расширение рынка, и в то же время повышение конкурентоспособности. То есть приход новых поставщиков, в том числе машиностроительной продукции на наш рынок. Поэтому, я думаю, что сегодняшнее обсуждение будет важно не только для машиностроителей, но и для потребителей нашей продукции, и вообще, для народа Казахстана. Мы входим в новые интересные условия экономической жизни, конкуренции, развития, предпринимательства. Поэтому, я считаю, хорошо что, эти вопросы BNews поднимает.
Ведущая Это отлично. И тогда первый вопрос будет достаточно логичным. Какие последствия ожидают машиностроительную отрасль нашей страны в условиях вступления в международные организации ЕАЭС и ВТО?
Алтаев Т. Вы знаете, последний год или полтора, мы все-таки пытаемся изучить, в том числе международный опыт и машиностроение других стран, расположенных на территории стран ВТО. В том числе по ЕАЭС мы ведем достаточно активные переговоры с нашими российскими, белорусскими партнерами. Одно из ближайших мероприятий будет второго числа здесь в Астане. Мы будем проводить координационный совет, как раз по экономической политике стран, входящих в ТС и мы обсудим многие вопросы, касающиеся, борьбы за рамки сбыта с точки зрения кооперации между странами. Если говорить по ВТО, мы даже ради интереса провели исследование, какие же судебные тяжбы между членами ВТО бывают. Это в основном, торговые войны, если их так можно называть. Но есть и оптимисты. Мы так посмотрели, в том числе в Казахстане, которые ожидают приток прямых иностранных инвестиций, рост количества рабочих мест за счет развития новых производств, освоение новых видов продукции, расширение сферы деятельности для отечественных предпринимателей. Это тоже важный фактор. Мы, как Союз машиностроителей , принимаем сейчас активное участие в исследовании, которые были заказаны Министерством национальной экономики и национальной палаты предпринимателей о возможностях и путях дальнейшего развития предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса в машиностроении. Потому что, это тоже важный шаг подготовки нашей отрасли к вхождению в ВТО. Но, есть и скептически настроены люди, которые не так оптимистичны и видят ряд негативных вещей, которые связаны с вступлением в ВТО. Мы думаем, что отрицательных эффектов будет меньше, чем положительных. Опыт показывает, наши исследования по другим странам, что вступление в ВТО может оказывать лимитирующий фактор на развитие машиностроительной отрасли. Во-первых, это связано тем, что мы сейчас как отрасль, если говорить о стартовых позициях вступления в новые экономические вещи, технологически предприятия у нас не в силах и не готовы к поставке той продукции, которая соответствует требованию Всемирной организации, и европейским стандартам Евросоюза. То есть, для нас, в принципе, это еще и технологическая, экономическая, и другая цель. Я отношусь больше к оптимистам, в отношении работы в рамках ВТО. Это нас, если не заставит, то, пока неимение так сказать, простимулирует, мы будем искать новые пути производства новой продукции, очень важна для нас будет сейчас экспортная ориентированность продукции. Если сейчас смотреть на то, что мы проводим переговоры по возможности осуществления новых видов продукции нашими иностранными партнерами, то я достаточно оптимистично смотрю, в том числе, на экспорт нашей продукции, то есть комплектующих изделии за рубеж. То есть мы достаточно плотно работаем с итальянскими, британскими, английскими компаниями. Буквально на днях вели переговоры в Париже с французскими ассоциациями. Они тоже говорят, давайте будем сотрудничать, давайте будем открывать рынки наших стран друг другу, давайте будем производить конкурентоспособную недорогую, но качественную продукцию. Поэтому, я считаю, что те шаги, которые как Правительство, так и предприниматели делают, с точки зрения интегрирования ВТО, они делаются. Как то так. Но я оптимистично смотрю, и директора заводов, с кем я разговаривал, тоже достаточно оптимистично на все это смотрят. Нам на самом деле надо будет подумать все-таки о модернизации заводов, при этом достаточно ускоренной модернизации заводов, переходя на более высокие комплексы, работающие над числовым управлением. Потому что, нам нужно уходить от ориентированности продукции, где все рассчитано на человеческий фактор, и т.д. больше уже на более высокий уровень продукции, более высокий уровень организации производства, и тогда мы станем нормальной интегрированной частью рынка ВТО.
Ведущая Следовательно, такой процесс модернизации позволит, так скажем, держать удар? Получается, мы открываем свои границы, чтобы отечественные производители не пострадали.
Алтаев Т. Да, я не хотел бы применять слово удар и т.д. Давайте будем нормально интегрироваться, и интегрировать со странами, входящими в ВТО. Это просто нормальный логический процесс кооперации, объединения. А защита может быть в другом смысле может быть попробовать применить, то, что это готовность работать на равных с партнерами из стран членов ВТО. Это надо трудиться, это надо каждодневный труд. Но я просто призываю всех машиностроителей. Кстати, всех с прошедшим днем машиностроителей, который был в воскресенье. Давайте станем интегрированной, нормальной достойной частью рынка ВТО.
Ведущая Вот вы сказали, что необходимо искать пути решения, и в этой связи, 1-ого и 2-ого октября в городе Астана будет проходить Форум машиностроителей. Какие основные темы будут рассматриваться на данном форуме?
Алтаев Т. Вы знаете, это уже третий форум. Первые два мы провели в 2013 и 2014 году. Были достаточно благоприятные условия для развития отрасли, то есть мы недавно анализировали, с 2010 года по 2014 мы в 13 раз увеличили производство продукции. Производительность труда у нас немного хромает, надо повышать уровень организации производства. На форуме мы стараемся обсудить все эти вопросы. При этом они очень связаны с вашим первым вопросом. На самом деле, я бы не хотел говорить слово выживать, а как нам надо научиться работать, или измениться, или адаптироваться к тем новым условиям, в которые мы сейчас попали. Потому что, плюсов все равно больше, чем минусов присоединения к ВТО от того, что мы работаем в Евразийском пространстве. Мы остановились пока на шести видах продукции отраслей, которым мы хотели бы сейчас уделить больше внимания. То есть это производство новых оборудований для нефтегазового сектора, для добычи нефти и газа, для переработки. Важным для нас остается вопрос производства оборудования для сельского хозяйства. То есть, если сегодня мы там 5, 6, 7 видов сельхоз оборудования производим, то мировое сельхозмашиностроение производит до 50-70 видов продукции, которые должны облегчить труд в сельском хозяйстве и повысить эффективность. Мы будем обсуждать вопросы, как нам расширять продукцию. Горный металлургический комплекс сейчас тоже достаточно важен для нас. Мы должны разработать эффективность этих месторождений и повышать полноту извлечении металла, плавить более качественный металл. Поэтому, без машиностроительной продукции, это невозможно. Мы сейчас достаточно активно работаем как с ассоциацией горных-металлургических предприятий, так и напрямую. Я думаю, что мы в ближайшее время все-таки определимся, как мы, машиностроители, сможем ответить на те вызовы технологий, которые стоят у тех же горняков и сельхозпродукции. Автопром, это четвертое, то, что для нас важно. Но автопром и в ВТО, и везде больной вопрос. Потому что у нас отдельная секция автопром по каждой из этих видов оборудования. Я думаю, что мы можем там все-таки определиться и с российской стороной, и с белорусской. Приезжают гости из Италии, из Америки, Англии, то есть посмотреть, что мы можем сделать с точки зрения дальнейшего улучшения и продвижения вперед автопрома. Электротехническое оборудование тоже достаточно важно для нас. Мы даже смотрели рынок сбыта только по Казахстану, даже если не рассматривать экспорт кабельной продукции, трансформаторов или электродвигателя, электромоторов, то достаточно большие есть перспективы и возможности для развития производства этой продукции. Ну и очень важно для нас производство оборудования для железнодорожного транспорта, это тоже мы отдельно выделили в перечни обсуждаемых вопросов. Для нас очень важно, что второй день форума будет проходить в здании национальной компании КТЖ. КТЖ один из соучредителей нашей ассоциации. Для нас это важно, и это тоже приоритетное направление.
Ведущая Следовательно, охвачены более стратегически-важные направления
Алтаев Т. Да. Если говорить, то вообще, по классификации 37 видов продукции машиностроения, сегодня в наших государственных программах поставлена задача, что тех 6 направлении, о которых я говорил, это приоритетны и важны сейчас. Не забывая других, будем тоже делать упор на это. Мы сейчас с национальной палатой предпринимателей обсуждаем вопросы , и я думаю, что достаточно хорошо продвинулись вперед, как вокруг наших заводов, то есть производства комплектующих, и в том числе вокруг наших крупных проектов недр пользователей, плюс автопром сейчас работает достаточно сильно над вопросами организации авто компонентов в Казахстане. Я думаю, мы правильно движемся. И хотелось бы, чтобы там не снижали цены в этом направлении.
Ведущая В послании Главы государства «Нурлы жол» говорится о необходимости выделить дополнительные 100 миллиардов тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства. Собственно говоря, вы говорили о поддержке таких проектов. Можно об этих проектах узнать подробнее?
Алтаев Т. Вы знаете, это правильно сделано, что по программе достаточно большие колоссальные деньги выделяются на развитие малого и среднего бизнеса. Почему у нас иногда проблемы развития сотрудничества с австрийскими и немецкими компаниями? Потому что, машиностроение этих стран на 90 процентов состоит из малого бизнеса. То есть, это небольшие заводы, там высокоавтоматизированные работы, там работают 30-40 человек, 20 -30 миллионов евро в год там продают продукцию. Когда мы начинаем, нам начинают говорить, вот у нас есть и крупные заводы, 4 километра в одну сторону, 4 километра в другую, когда-то производил специальную технику, сейчас прошла модернизация. Нам иногда достаточно сложно помочь немецким, австрийским предприятиям найти общий язык, как работать вместе. Поэтому я специально упомянул, что мы будем поддерживать развитие и помогать развитию малого и среднего бизнеса машиностроения. Потому что те деньги, я попытался выяснить, не так много заявок было на это финансирование у предприятии. Потому что некоторые из них неповоротливы, некоторым просто этих денег не хватит, а некоторым это много. Поэтому мы постараемся, мы поможем всем малым предприятиям, которые есть и которые будут создаваться машиностроением. И все таки получить доступ к этому финансированию, плюс у нас есть очень хорошее предложение иностранных инвесторов по финансированию таких предприятий. Мы займем активную позицию, и сделаем все, чтобы эти деньги, которые будут выделяться, или которые были выделены, были потрачены с максимальной фиктивностью. Для этого мы сейчас опять же через НПП, через министерства инвестиции и развития, плюс недр пользователи, мы работаем над реестром товаропроизводителей, то есть, чтобы исключить из всех тендерных процедур, и т.д. То есть, предприятия, которые не всегда соответствуют всем критериям отечественного товаропроизводителя, который есть, мы будем поддерживать реально работающих товаропроизводителей Казахстана. Это тоже один из шагов к повышению фиктивности тех мер государственной поддержки, прямых, непрямых, и т.д, которое государство сегодня оказывает. Машиностроению и другим отраслям. Я хочу просто заверить то, что мы на самом деле постараемся, если это будет вам в помощь, мы приложим максимум усилии, чтобы деньги были не потраченными просто так, создадим новые рабочие места, будем повышать экспорт продукции. Мы, при переговорах, всегда ставим вопрос. Да, мы рассматриваем возможность вашей поставки продукции, комплектующие в Казахстан, давайте зеркальные или аналогичные меры объема в денежном выражении. И тогда мы будем казахстанскую продукцию проводить на ваш рынок. Вы знаете, это срабатывает. Я вот тоже обратил внимание, что за последние несколько лет уважение к Казахстану как к международному партнеру сильно повысилось. Поэтому, наверное, это то, что мы вовремя пришли в ВТО, когда уже есть понимание, и нас понимают. То есть, Казахстан это не страна там между Китаем и Россией, это страна, которая о себе заявила. Она есть, она с именем, она достойна уважения, люди достойны уважения, поэтому, будем продолжать работать.
Ведущая Такой вопрос: мы говорили уже о зарубежных партнерах. Каким образом будет реализоваться привлечение иностранных инвесторов именно в машиностроительную отрасль?
Алтаев Т. У нас есть несколько алгоритмов работы. Я хотел бы выразить благодарность, нам «Тенгизшевронойл» достаточно сильно помогает в этом отношении. У них есть хорошо разработанная программа развития казахстанского содержания. Нам для развития местного производства или компонентов, и т.д. «Тенгизшевронойл» передает все время списки тех компании, которые сегодня являются поставщиками оборудования на мировой рынок нефтегаза, если говорить об этом, мы сейчас ведем прямые переговоры с этими поставщиками оборудования, например, General Electric, Sulzer, и другие компании. Список большой, я не буду весь перечислять, их около ста компании. Мы ведем переговоры о возможностях либо совместного производства, либо, чтобы наши казахстанские компании стали поставщиками каких-то определенных комплектующих узлов и деталей на мировую сборку этих предприятии. Следовательно, мы сможем выходить на мировой рынок. Но это вот одно из направлений по нефти и газу. А по сельскому хозяйству у нас были неплохие переговоры, и мы их продолжим. Я думаю, что они придут к какому то завершению с Джон Дир, немецко-американской компанией. По каждой из них мы продвинулись примерно на согласование тех комплектующих, которые они готовы заказывать здесь в Казахстане для сборки здесь в Казахстане. то есть, здесь происходит иностранное инвестирование. Ситуация будет продвигаться и дальше, но по классу, рассказали, что в пригородах Астаны они за 15 или 20 миллионов евро будут строить сборочный завод со всеми камерами, испытательными стендами и т.д. Там создается около 300 новых рабочих мест. Наши ребята и девушки научаться там собирать комбайны, не буду повторяться по локомотивному заводу, по вагонным заводам там достаточно хорошо идет прогресс. По автомобилю тоже 6-7 крупных гигантов автомобилестроения, включая Тойота, Рено, и т.д. работают в Казахстане. То есть это тоже трансферт, технология, мы хорошо осваиваем новые продукции, учимся или осваиваем новые технологии сварки, покраски, резки, и т.д.
Ведущая Перейдем к следующему вопросу. В свете вступления Казахстана в ВТО стратегии 2050 говорилось о необходимости усовершенствования механизмов поддержки отечественных производителей и принятия всех необходимых мер для защиты и продвижения их интересов. Вот именно в области машиностроения, как это отражается?
Алтаев Т. Многие меры сейчас на самом деле хороши. То есть мы отстаиваем очень жесткую позицию при переговорах со странами, входящие в Таможенный Союз. То есть, мы пытаемся сейчас обсудить такие вещи, что стратегия развития каждой страны, кроме Казахстана, она как то направлена все-таки на защиту внутреннего рынка той же России, той же Белоруссии, и экспертная ориентированность продукции. Это и Правительство проводит переговоры, и мы на уровне ассоциации машиностроения, все-таки мы больше занимаем позицию интеграции и совместной продукции товаров, услуг друг другу, то есть, открытость рынков. С Россией я думаю мы достаточно хорошо и положительно идем. Вот эти меры тарифного и нетарифного регулирования сейчас продвигается, включая и таможенное законодательство, и налоговое. Я думаю, положительный эффект у нас есть. Я в самом начале сегодня сказал, что комитет ЕАЭС проводит в Казахстане первый раз в Астане. В рамках форума машиностроителей это важно. На него приезжает господин Гутинев, он член российской думы. Он заместитель председателя правления союза машиностроителей России. Большая делегация приезжает из Белоруссии. Мы будем обсуждать вопросы интеграции рынков между собой, то есть снятие всех этих барьеров. И тогда, я думаю, мы придем к другой формулировке меры защиты, о чем вы меня спрашивали, и т.д. Мы прейдём к обсуждениям мер интеграции, то есть, мы не будем защищаться друг от друга в чем то. Мы будем вместе работать. Очень важно 7-8-ого октября в Москву приезжает большая делегация российских производителей оборудования для газовой отрасли. Мы на встречу в Алмате пригласили наших ученых, конструкторов, около 15 руководителей заводов будет. И 12 российских директоров. Я думаю, мы найдем общий язык. Мы движемся вперед. Мы уже определились со списком продукции, которая в Казахстане будет производиться. и я думаю, что в скором времени мы договоримся о том, что мы можем сделать для российского рынка. Поэтому я хотел бы, чтобы мы быстрее ушли от глаголов защитить, поддержать. Надо просто вместе работать.
Ведущая По сути, на то и ориентированы данные организации, на интеграцию и совместные плюсы.
Алтаев Т. Конечно, да
Ведущая Собственно говоря, наше время за такую быструю и конструктивную беседу, к сожалению, время подошло к концу.
Алтаев Т. Спасибо!
Ведущая Вам спасибо большое. Желаем, чтобы форум прошел на отлично и поставленные цели были достигнуты.
Алтаев Т. Будем достигать их.
Ведущая А вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания.