налитический отчет о состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь – декабрь 2020 года

 

Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за январь – декабрь 2020 года

 

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ

Объем производства в отрасли машиностроения за период январь – декабрь 2020 года составил 1 807,4 млрд. тг. и в стоимостном выражении вырос на 32%, индекс промышленного производства – 116,3% (Таблица 1).  Доля машиностроения составила 14% в обрабатывающей промышленности и 7% во всей промышленности Казахстана.

Рост производства произошел в следующих отраслях:

  • Производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов – на 47%;
  • Производство деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения – на 43,2%;
  • Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 19,7%;
  • Производство бумаги и бумажной продукции – на 14,6%;
  • Машиностроение — на 16,3%;
  • Легкая промышленность – на 15%.

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-декабрь 2019-2020 годы, млн. тенге.

 

Сектор отрасли январь-декабрь 2019 январь-декабрь 2020 ИФО за январь-декабрь 2019г./2020г., в %
Машиностроение 1 371 956 1 807 421 116,6
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 359 532 612 809 152,5
Производство прочих транспортных средств 126 238 205 759 138,5
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 185 117 207 191 107,4
Производство электрического оборудования 148 440 174 527 100,8
Ремонт и установка машин и оборудования 514 174 569 868 96,3
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 38 454 37 267 89,9

Источник: КС МНЭ РК

Динамика объемов производства в отрасли машиностроения за январь-декабрь 2019-2020 годы, млн. тенге.

1 371 956

январь-декабрь 2019

1 807 421

январь-декабрь 2020

Источник: КС МНЭ РК

Несмотря на введение чрезвычайного положения из-за распространения коронавирусной инфекции, машиностроительная отрасль демонстрирует рост.
Снижение объемов производства наблюдается в секторах по ремонту и установке машин и оборудования, а также в производстве компьютеров, электронной и оптической продукции.

Годовой объем производства в стране достиг 77 471 единицы техники в 2020 году, что в полтора раза больше показателей 2019-го (50 541 ед.). В том числе отмечается рост показателей по производству грузовых автомобилей и автобусов.

На успешные показатели автомобильной промышленности в 2020 году повлиял ряд действенных шагов, как со стороны Правительства и профильных Министерств, так и со стороны отечественных заводов.

В производство были привлечены глобальные транснациональные инвесторы, появились новые бренды, в том числе в доступном сегменте. Отрасль слаженно, а самое главное своевременно отреагировала на карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, внедрив онлайн продажи автомобилей и тем самым сохранив цепочку реализации произведенной продукции, а также доступность продукции потребителям. По поручению Правительства в автосалонах были открыты точки регистрации автомобилей, что было позитивно отмечено автолюбителями.

Немаловажную роль сыграли программы льготного автокредитования и лизинга, которые на протяжении ряда лет позволяют казахстанским потребителям и представителям малого и среднего бизнеса приобретать автомобильную технику через доступный финансовый инструмент.
Главными в отрасли событиями 2020 года следует считать запуск новых заводов и производств в Казахстане.

В марте состоялся запуск производства автомобилей Chevrolet на костанайском заводе. За неполный год эти отечественные автомобили стали самой быстрорастущей маркой в стране, войдя в топ популярнейших брендов 2020 года в Казахстане. За это время заводом было произведено более 15 тысяч единиц машин данной марки.

В октябре в г. Алматы состоялось открытие завода по производству легковых автомобилей Hyundai. Производственная мощность на первом этапе – 30 тысяч единиц, на втором этапе – до 45 тысяч единиц авто в год, включая заключенные контракты на экспорт. Были освоены операции по сварке и покраске кузова автомобиля, подписаны ряд соглашений по производству компонентов. Так, в 2020 году казахстанские потребители показали особую лояльность марке Hyundai, который стал самым популярным. Общий объем инвестиций составил 28 млрд тенге.

В декабре г. Сарань Карагандинской области был осуществлен запуск завода по производству автобусов и спецтехники, созданного совместно с компанией Yutong. Общая сумма инвестиций в компанию составит 23 млрд тенге. Проектная мощность предприятия позволит производить до 1 200 единиц автобусов и электробусов, а также 500 единиц специальной техники ежегодно. Выпускаемый транспорт внесет весомый вклад в реализацию программы обновления общественного транспорта Казахстана. При этом проект поспособствует снабжению образовательных учреждений страны безопасным и современным транспортом. Первый школьный автобус завода был подарен Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым 104-й гимназии г. Караганды в ходе рабочего визита в регион.

В г. Костанай на завершающей стадии находятся работы первого этапа строительства совместно с ПАО «КАМАЗ» завода по производству чугунного литья и балки картеров для грузовых автомобилей KAMAZ с мощностью 40 тысяч тонн отливок в год. В 2020 году утвержден еще один проект по производству редукторов ведущих мостов. Новый завод будет способен выпускать до 62 000 единиц компонентов в год.

Оба проекта будут реализованы на индустриальной зоне г.Костанай и встроены в производственную цепочку ПАО «КАМАЗ». Большая часть всей продукции будет поставляться на главный конвейер в Республике Татарстан. Запуск проектов позволит создать более 1 000 новых рабочих мест. Общая сумма инвестиций составит порядка 160 млрд тенге.

Значимое событие для г. Сарань и всей автомобильной промышленности в целом станет появление нового завода по совместному с ПАО «Татнефть» производству шин. Высокотехнологичное производство влечет за собой создание 1 100 новых рабочих мест, обеспечение потребностей внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала Казахстана. Завод будет способен производить до 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов. Сумма инвестиций в проект составила 125 млрд тенге.

В марте завершается строительство первого реального проекта по локализации в г. Костанай. Локализационный центр будет заниматься выпуском компонентной базы для всех казахстанских производителей, благодаря чему предприятия смогут повысить долю отечественного содержания в своей продукции. Общая площадь производственных мощностей составит более 27 000 кв. м.

Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза за счет локализации новой для страны высокотехнологичной продукции, как тепловозы, электровозы, железнодорожные оси и колёса. Привлечены крупнейшие мировые лидеры в отрасли железнодорожного машиностроения — Alstom, General Electric, Трансмашхолдинг.
В рамках программы индустриализации были запущены Вагоностроительный завод «Тулпар», Локомотив курастыру зауыты, Электровоз курастыру зауыты и Проммашкомплект, которые производят высокотехнологичную, экспортоориентированную продукцию.
Проммашкомплект стал первым предприятием на постсоветском пространстве, внедрившим современный автоматизированный технологический комплекс по выпуску цельнокатаных колес для железной дороги. Мощность предприятия 200 тыс. колес в год. Уровень локализации — 68%. Продукция предприятия полностью закрывает потребности внутреннего рынка и более 60% экспортируется в Иран, Азербайджан, Россию и Туркменистан.
В 2020 году были выполнены все задачи по обеспечению максимального уровня готовности железнодорожного транспорта и инфраструктуры к грузовым и пассажирским перевозкам. В уходящем году отремонтировано 6 000 локомотивов, около 15 000 грузовых вагонов, обеспечена бесперебойная экипировка дизельным топливом пассажирского и грузового парка локомотивов, на качественно новом уровне выполнены работы по капитальному ремонту пути. Обеспечено выполнение производственных заданий машинистами локомотивов, энергетиками, лаборантами ХТЛ.
В период с 24 по 25 декабря 2020 года проведено обследование производства филиала ВКМ Алматы на право формирования новых колесных пар с проведением сертификационных испытаний опытных образцов и приемкой межведомственной комиссией. Результатом обследования является выдача Сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС, что подтверждает готовность предприятия к выполнению данных видов работ.
Данный Проект планируется тиражировать в филиал ВКМ Павлодар и Шалкар.
В рамках экологической программы Қамқор GREEN в филиале ТОО «Қамқор Локомотив» «Атбасарский Электровозоремонтный завод» была изготовлена моечная камера с применением моечной машины производства компании Kercher для мойки тяговых электродвигателей электромашинного цеха типа НБ-418к6, ЭД-118А. Данный проект осуществлен в целях экономии энергоресурсов компании и обеспечения осуществления мойки без присутствия человека внутри самой камеры. Также в данном проекте реализована система рециркуляции использованной воды после мойки ТЭД в камере.

Модернизация моечного отделения позволит:

  • — Повысить качество очистки деталей при мойке ТЭД.
  • — Уменьшить расход электроэнергии и воды.
  • — Экономия времени.
  • — Обезопасить работников при мойке деталей.

30 ноября — г.Нур-Султан. Компании ТОО «Тенгизшевройл», «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (далее — Операторы) сообщили о подписании Соглашения о намерениях касательно создания Международного центра развития нефтегазового машиностроения (далее — «Международный центр»). Со стороны Республики Казахстан документ подписали: министерство индустрии и инфраструктурного развития, министерство энергетики, Полномочный орган (ТОО «PSA») и ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана».Данная структура создаётся в рамках инициатив Правительства РК при поддержке крупнейших нефтегазовых Операторов в целях расширения условий для производства товаров для нефтегазовой отрасли на территории Республики, т.е. импортозамещения по оборудованию и материалам, часть которых на сегодняшний день поставляется из-за рубежа. Международный центр будет тесно взаимодействовать с соответствующими министерствами, Полномочным органом и нефтегазовыми ассоциациями в рамках развития отечественного нефтегазового машиностроения.

Основным направлением деятельности Международного Центра будет оказание содействия казахстанским компаниям в модернизации их производственных мощностей путём локализации производства в РК и адаптации технических стандартов.

Международный Центр будет работать на некоммерческой и безубыточной основе при поддержке крупнейших операторов.

В 2020 году наблюдается рост производства сельхозтехники. Как и автомобильные, заводы по производству комбайнов и тракторов не останавливали свое производство, чем способствовали стабильному сбору урожая в ушедшем году.

По данным статистики, в 2020 году произведено 1 783 единиц тракторов, 741 комбайнов зерноуборочных и 797 жаток рядковых.
Президент Касым-Жомарт Токаев во время расширенного заседания Правительства РК в 2020 году обозначил, что для развития агропромышленного комплекса необходимо привлекать инвестиции и технологии. В отрасли посыл Главы государства выполняется с большим успехом.

Так, в последние годы казахстанское сельхозмашиностроение не только углубляет локализацию, но и активно расширяет продуктовые линейки.
В стране появились новые проекты совместно с крупнейшими мировыми производителями сельхозтехники, такими как: «Петербургский тракторный завод» (Кировец), «Lovol», «Ростсельмаш» и др. 2020 год также ознаменовался подписанием соглашений с мировыми гигантами сельхозмашиностроения – немецкой компанией «Claas» (строительство завода в СКО) и австрийской компанией «PÖTTINGER» (производство посевных комплексов в Костанае).

В 2021 году у МИИР РК и отечественных производителей четкие задачи, поставленные государством – производство 100 000 единиц техники, сохранение и увеличение рабочих мест, увеличение экспорта и доли местного содержания в выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в отрасль.

В 2020 году было произведено 8 596 электрических конденсаторов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 1 794 штук, также рост аккумуляторов составил 3,8% (2 563,4 тыс. шт.) по сравнению с прошлым годом, объем производства трансформаторов составил 37 647 шт. и вырос на 2,1%.

Ключевыми предприятиями электротехнического машиностроения являются: Усть-Каменогорский конденсаторный завод, Кайнар-АКБ, Кентауский трансформаторный завод, Корпорация Сайман, Казэнергокабель, ЕвразКабель, Казцентрэлектропровод.

В настоящее время «Кайнар-АКБ» – едва ли не единственное предприятие глубокого передела, которое из отечественного сырья выпускает материалоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Завод производит 1 100 тонн товарного свинца и сплавов в месяц на собственных электротермических печах. Завод поставил цель перерабатывать весь объем производимого в Казахстане свинца в аккумуляторные батареи к 2025–2030 годам. Планирует построить новый корпус, установить сборочные линии.

За годы индустриализации компания нарастила выпуск аккумуляторов в 8 раз. Сегодня она является лидером по производству аккумуляторных батарей в странах СНГ. Из 2,5 млн собранных заводчанами аккумуляторов свыше 65% ежегодно экспортируются в Россию, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь, Таджикистан, Афганистан, Армению, Туркменистан, Грузию, Германию, Италию, Китай и ОАЭ.

Кабельной продукцией также покрывается 65% рынка страны в разных отраслях промышленности.

Кабельно-проводниковая продукция, являясь пятым переделом металлургической отрасли, обеспечивает глубокую переработку металлов и производство продукции высоких переделов.

На сегодня работают 14 заводов выпускающих кабельно-проводниковую продукцию. Экспортные рынки: страны СНГ, Германия, Китай и Польша.
По трансформаторам потребность в стране покрывается на 85%.
При запуске пятого трансформаторного завода ТОО «Alageum Electric» в Петропавловске мы обеспечим производство еще 10 тыс. трансформаторов в год, что позволит закрыть всю линейку потребности по трансформаторам.
На сегодня работают четыре предприятия, производящие трансформаторы. Экспортные рынки — страны ЕАЭС, СНГ, Германия и Венгрия.
На 85% обеспечивается внутренний рынок электроизмерительными приборами, в основном, ТОО «Корпорация Сайман», и имеется потенциал поставок в страны Центральной Азии.

В горнорудном машиностроении были освоены следующие новые виды продукции (полноповоротные машины, самоходные бурильные установки, шахтные вагонетки, дробильно-измельчительное оборудование), а также налажено производство запасных частей для машин и оборудования для горной добычи (ТОО «Мэйкер»).

За 9 месяцев 2020 года произведено продукции на 15,6 млрд тенге.

Ключевыми предприятиями горнорудного машиностроения являются: Алматинский завод тяжелого машиностроения, Карагандинский литейно-механический завод, Казцинкмаш, Курылысмет, Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко, КазКарбон.
В рамках трансформации производственных процессов и адаптации к новым реалиям, ТОО «Мэйкер» одним из первых в стране внедрил элементы Индустрии 4.0.

ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.

ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ.

Экспорт продукции машиностроения за январь-ноябрь 2020 года увеличился незначительно по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 2,8%, составив порядка 984 млн. долл. США.

Так, основная доля за анализируемый период приходится на прочие тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса, включая части (9%) и Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания более 1500 см3, но не более 3000 см3 (8%).

Динамика экспорта в отрасли машиностроения за январь-ноябрь 2019-2020 гг., млн. долл. США.

957

январь-декабрь 2019

984

январь-декабрь 2020

Источник: КС МНЭ РК, КГД МФ РК

Таблица 2 – Структура экспорта товарных позиций машиностроения, тыс. долл. США——>