Машиностроение — базовая отрасль на пути к технологическому будущему

Сегодня часто говорят о четвертой промышленной революции. Но когда-то весь постиндустриальный мир мыслил в ином ключе. Перерабатывающие предприятия вывозились за пределы, в страны третьего мира, где рабочая сила стоила неприлично дешево. Вторичный сектор экономики пришел в упадок.

Индустрия 4.0 выводит на первый план промышленность как главный двигатель будущей экономической стабильности. Фабрики возвращаются, инженеры становятся элитой наций, а запрос на машиностроение является одним из основополагающих мотивов развития страны. Такие постсоветские страны, как Россия, Узбекистан и Беларусь, еще в прошлом году приняли новые хартии по развитию отрасли. Настал черед и казахстанских машиностроителей.

В программном документе учтены условия нового технологического уклада экономики и стратегические задачи государства. О новом витке развития машиностроительной отрасли рассказал председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

TENGRINEWS: Давайте для начала поговорим о мировом развитии отрасли. Что происходит в странах передовой экономики?

Мейрам Пшембаев:

Согласно данным Strategy & Global Innovation, более половины крупнейших по объемам вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы глобальных компаний мира относятся именно к отрасли машиностроения. У лидеров мировой экономика есть понимание, что машиностроение — это база для внедрения передовых инновационных технологий.

В развитых странах доля машиностроительной отрасли доходит до 30-40 процентов от ВВП. Такими показателями могут похвастаться Германия, Япония, Южной Корея. В этих странах работают отраслевые ассоциации машиностроения. К примеру, Союз машиностроителей Германии — VDMA (Verband Deutscher Maschinen und Anlagenbau e.V), который является одним из крупнейших промышленных объединений Европы, включает в себя более трех тысяч участников. Он выполняет роль некоего коммуникационного устройства, связывающего интересы тех предприятий среднего бизнеса, которые ориентированы на выпуск инвестиционных товаров, и представителей экономических и научных кругов. Отмечу, что за рубежом интересы отраслевых ассоциаций не ограничиваются вопросами продвижения бизнеса: это и наука, и образование, и кооперация, и социальная ответственность. Это комплексное решение.

TENGRINEWS: Что происходит в Казахстане? Какими задачами занимается отечественный Союз машиностроителей?

Мейрам Пшембаев:

Основные цели Союза — поддержка и развитие отечественной машиностроительной отрасли, консолидация отечественных машиностроительных предприятий. Союз имеет аккредитацию в Министерстве по инвестициям и развитию РК, Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности РК и Национальной палате предпринимателей Казахстана «Атамекен». Союза представлен в 14 регионах Казахстана и объединяет более 200 предприятий.

Мы хотим, чтобы в Казахстане, по аналогии с нашими зарубежными коллегами, Союз исполнял роль интегратора инноваций, образования, передовой научной мысли, приносил пользу обществу и был на стороне прогресса.

TENGRINEWS: Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в отечественном машиностроении?

Мейрам Пшембаев:

Итоги первого полугодия 2018 года показали рост индекса промышленного производства в машиностроительной сфере Казахстана на 17,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном исчислении объем производства превысил 470 миллиардов тенге. Для сравнения: вся промышленность Казахстана за вышеуказанный период выросла лишь на 5,2 процента. По темпам роста отечественное машиностроение лидирует.

Однако, доминанта импорта заметна по-прежнему. Ежегодно в Казахстан ввозится машиностроительной продукции на сумму в 11-12 миллиардов долларов. При этом отечественные машиностроители на рынке обеспечивают только 25 процентов от этого объема. Импорт удовлетворяет постоянно растущий спрос со стороны крупных потребителей, а это недропользователи и квазигосударственный сектор.

Несмотря на все сложности, имеется ряд предпосылок для дальнейшего роста: наличие рынка, сырья, компетенций и государственного приоритета.

TENGRINEWS: Форум машиностроителей Казахстана — ежегодное мероприятие. В чем особенность встречи в этом году?

Мейрам Пшембаев:

20-21 сентября 2018 года в городе Астана в Конгресс-Центре EXPO прошел VI Форум машиностроителей Казахстана. Организаторами форума выступили Министерство по инвестициям и развитию РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке правительства Республики Казахстан и ФНБ «Самрук Казына».

Одним из ключевых моментов форума была презентация проекта Комплексного плана развития отрасли машиностроения Казахстана на 2019-2030 годы. Этот план является стратегическим видением на отрасль в среднесрочном периоде.

TENGRINEWS: Почему необходимость в конкретном плане возникла только сейчас?

Мейрам Пшембаев:

Комплексный план развития предполагает поддержку как предприятий, поставляющих продукцию на внутренний рынок, так и ориентированных на экспорт. Модернизация существующих основных фондов за счет привлечения инвестиций, стимулирование экспорта и запуск новых проектов, — вот основные цели Комплексного плана.

Сегодня в Казахстане только три отрасли обрабатывающей промышленности работают в пользу усложнения экономики. Это машиностроение, химия и фармацевтика. Как доказывают ученые Гарвардского университета, страны с более сложными экономиками быстрее достигают богатства. Казахстанской промышленности необходимо стремится к этому, как к залогу успешного перехода к следующему этапу технологического развития.

TENGRINEWS: Ряд постсоветских стран еще в прошлом году приняли планы по стратегическому развитию машиностроительной отрасли. Что примечательного в индустрия наших соседей?

Мейрам Пшембаев:

В минувшем году три страны — Россия, Узбекистан, Беларусь — приняли программные документы по развитию машиностроения в 2017 году. Так, к примеру, правительство Республики Беларусь утвердило трёхлетнюю государственную программу развития машиностроительного комплекса. В целях увеличения производительности труда и формирования центров опережающего развития, в документе предусмотрены рост и диверсификация экспорта товаров, обеспечение сбалансированности внешней торговли и привлечение инвестиций.

Россия пошла дальше и выработала стратегию развития транспортного машиностроения сразу до 2030 года. Конечно, основной упор сделан на курс на импортозамещение и предусматривает системное развитие всех сектором машиностроительной отрасли. Суммарный же объем производства продукции в этой сфере порядка 110 миллиардов долларов. Крупная доля закреплена за продукцией военного назначения. Машиностроение в России является крупнейшей отраслью обрабатывающей промышленности — 20,7 процента от общего объема.

Что касается Узбекистана, то здесь соседи принял программу в части развития именно автомобильной отрасли республики. По планам, Узбекистан должен увеличить производство автотранспорта в три раза уже к 2021 году. Это не только позволит сократить импорт, но и создаст большее количество рабочих мест.

В перечисленных странах наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса в области машиностроения. Это даёт определенный потенциал развития для казахстанских производителей, и при должной поддержке они могут занять свои ниши уже в ближайшей перспективе.

Мы уверены, что отечественное машиностроение сегодня имеет хорошие перспективы. Да, для того чтобы найти свое достойное место как на внутреннем, так и на экспортных направлениях, отечественным машиностроителям предстоит проделать огромную работу. И у нас есть все предпосылки и возможности для этого.

Источник: https://tengrinews.kz/conference/281/