Индустриализация. Форсированный прорыв как ориентир
(ГП ФИИР) является основой (базисом) для развития машиностроительной отрасли.
Мейрам ПШЕМБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента, Председатель Правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана»
Построим вместе!
Сегодня наша республика продолжает развиваться в индустриально-инновационном ритме. Открываются новые высокотехнологичные производства, «новую жизнь» после модернизации получают промышленные предприятия. Радуют успехи реализации ГП ФИИР за три года индустриализации: уже введено в строй 397 новых инвестиционных проектов общей стоимостью 1,8 триллиона тенге. Решаются и социальные вопросы, ведь создано уже более 44 тысяч новых рабочих мест. Эти результаты наполняют меня гордостью за страну, за нашего президента, лидера нации Назарбаева Н.А. Представляя 78-ми тысячный коллектив машиностроительной отрасли, я уверен, что такого же мнения придерживаются работники и других отраслей. А впереди ещё более грандиозные замыслы.
Выступая с Посланием народу Казахстана 14 декабря 2012 года, наш Президент, лидер нации Назарбаев Н.А., констатировал, что основные задачи, поставленные в Стратегии «Казахстан – 2030» успешно выполнены, другие в процессе выполнения.
Машиностроители Казахстана также внесли свою лепту в реализацию задач Стратегии «Казахстан – 2030». Программой по развитию машиностроения в Казахстане на 2010–2014 годы были поставлены задачи увеличить к концу 2014 года объем производства машиностроительной продукции до 588 млрд. тенге, обеспечить прирост валовой добавленной стоимости на 74% к уровню 2009 года и увеличить производительность труда до 7592 тыс. тенге. Машиностроители Казахстана уже в 2012 году произвели машиностроительной продукции более чем на 650 млрд. тенге, обеспечили прирост валовой добавленной стоимости на 130% и увеличили производительность труда до 8285 тыс. тенге.
И теперь машиностроители Казахстана готовы к решению задач, направленных на реализацию Стратегии «Казахстан – 2050» , с тем, чтобы продукция нашего машиностроения соответствовала качеству продукции 30 наиболее развитых стран мира.
Запомнились слова Главы государства, сказанные им во время общенационального телемоста 25 декабря прошлого года:
«Казахстан должен определиться – как мы будем участвовать в технологическом переустройстве мировой экономики, — подчеркнул наш Президент. — Поэтому сегодня я хотел бы обозначить приоритетные направления инновационного развития. По сути, безальтернативными являются для нас три ключевых взаимосвязанных решения. Во-первых, всемерная поддержка нынешней индустрии, которая сегодня приносит стране реальный доход. Во-вторых, диверсификация и непрерывное обновление нашей экономики. В-третьих, последовательное формирование нового инновационного задела как следующего шага в индустриальном развитии Казахстана».
Я воспринимаю это обращение Президента ко всем участникам форсированной индустриализации, одновременно как наставление и задание — не сбавлять оборот, мобилизовать все свои силы ради процветания Казахстана.
Важно отметить, что в индустриально-инновационном развитии страны машиностроению отводится большое значение. Глава государства на форуме «Сильный Казахстан построим вместе!» 4 июля 2011 года подчеркнул, что «сердцевиной процесса индустриализации становится машиностроение». Машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности, а целиком страны, к тому же обеспечивающий мультипликативный эффект.
Проекты – в жизнь!
За 2010-2012 годы благодаря форсированной индустриализации в машиностроении уже реализовано 44 инвестиционных проекта. В их числе проекты, которые позволили производить новые конечные виды машиностроительной продукции.
Это и грузовые вагоны (зерновозы-хопперы, полувагоны, платформы-контейнеровозы), и пассажирские вагоны «Talgo», и сборка специализированных самолетов для сельхозработ и легковых автомобилей Ssang Yong, грузовых автомобилей (в том числе грузоподъемностью до 5 тонн). «Ассортимент» отрасли пополнился индустриальными аккумуляторами, зерноуборочными комбайнами, навесным сельскохозяйственным оборудованием, колесными тракторами. В этом списке также — компьютерные томографы, светодиодные светильники и лампы, мобильные буровые установки, спецтехника (пожарные автоцистерны, поливомоечные машины, мусоровозы) и многое другое.
Машиностроительная отрасль целенаправленно и планомерно решает задачи импортозамещения. Так, для обеспечения растущей потребности в подвижном составе освоено производство грузовых вагонов на АО «ЗИКСТО» в Петропавловске и ТОО «Таман» в Экибастузе. Инновационным является завод по производству пассажирских вагонов «Тальго». Эти современные вагоны отвечают международным стандартам, и при этом их конструкция адаптирована к условиям Казахстана. Производители гарантируют качество, а срок службы вагонов составляет 40 лет. Проект этот имеет особое значение для железнодорожной отрасли Казахстана, и в ближайшие три года планируется произвести 420 новых вагонов. Это замечательное подспорье для обновления парка казахстанских пассажирских вагонов.
4 декабря прошлого года Президент страны также произвел запуск завода по выпуску электровозов «Электровоз курастыру зауыты». Это еще один значимый для развития экономики страны объект с созданием 650 рабочих мест. Стоимость проекта составляет 10,1 млрд. тенге. Новая линейка локомотивов специально спроектирована компанией «Альстом Транспорт» (Франция) для рынков Казахстана, стран СНГ и Балтии. Мощность завода — 50 двухсекционных электровозов в год. На 2013 год запланировано выпустить 11, 2014 год — 29, 2015 год — 35, 2016 год — 50 электровозов.
Значим для экономики Казахстана и другой промышленный объект. В рамках заключенных соглашений между между ТОО «Lokomotiv-leasing» и компанией «General Electric» в индустриальном парке, который входит в Специальную экономическую зону (СЭЗ) г.Астана, реализован проект по производству тепловозов серии EVOLUTION. Выход на проектную мощность — 100 локомотивов в год ожидается в 2014 году. Но уже в 2010 году было выпущено 30, в 2011 — 78 локомотивов. С момента ввода заводом произведено более 180 локомотивов. Доля казахстанского содержания доведена до 32%.
В наших силах поддержать производителя отечественного автомобиля. Необходимо и здесь отметить положительную динамику. В августе прошлого года Глава государства в рамках рабочей поездки в Алматы и Алматинскую область посетил автосборочное предприятие Hyundai Auto Trans казахстанской моторной компании «Астана Моторс». Президенту Казахстана было представлено автосборочное предприятие, которое специализируется на сборке малотоннажных грузовых автомобилей Hyundai. Инвестиции в проект составили более 1 млрд. тенге. Осуществляемый в рамках ГП ФИИР, он вносит весомый вклад в развитие одного из перспективных направлений машиностроения Казахстана, в переориентацию экономики с сырьевой направленности на производство.
Президент КМК «Астана Моторс» Нурлан Смагулов тогда доложил Главе государства, что, согласно плану компании, в 2012 году изначально был запланирован выпуск более 1000 автомобилей, из них более 400 пойдут на экспорт в Беларусь, Россию и страны Центральной Азии. В августе 2012 года завод приступил к серийному производству пассажирских автобусов Hyundai County от 19 до 28 посадочных мест. При этом доля казахстанского содержания в производстве увеличивается до 30%.
— Многие не верили, что мы сможем построить новую столицу, а мы построили ее за короткие сроки, — сказал Нурсултан Назарбаев, общаясь с рабочими предприятия.- Также не верили, что мы сможем собирать автомобили, а мы уже не только автомобили собираем, но и приступили к выпуску самолетов. А ведь кроме Алматы легковые автомобили производятся также и в Усть-Каменогорске.
Кстати, машиностроительная отрасль активно завоевывает и воздушное пространство. Так, ТОО «КазАвиаСПЕКТР» в 2011 году и в первом полугодии прошлого года изготовило по 5 самолетов модели «Фермер-2» (причем, 2 из них экспортированы в Россию – в Одессу и Благовещенск). Подписан договор намерения с авиакомпанией «Навигатор KZ» на закупку самолетов.
Старт дан
Красноречив тот факт, что во время общенационального телемоста 25 декабря 2012 года, посвященного презентации новых предприятий по Карте индустриализации, отдельной группой были представлены новые проекты машиностроения. В их число вошел завод по производству маневровых тепловозов в г. Шу, цех по производству вагонного литья компании «ВостокМашЗавод» мощностью 4 000 вагонокомплектов в год, а также завод «Мунаймаш», прошедший глубокую модернизацию для организации производства оборудования для нефтяной промышленности.
Для организации производства маневровых тепловозов в городе Шу была проведена работа по реконструкции производственных мощностей. Доля казахстанского содержания в тепловозах составила 51%. На тепловозах устанавливаются отечественные комплексные локомотивные устройства безопасности, произведенные на Петропавловском заводе им. Кирова. К 2016 году планируется выпускать по 50 тепловозов в год, будет создано 110 новых рабочих мест.
Вводом производственного комплекса вагонного литья компании «ВостокМашЗавод» снимется проблема дефицита важных комплектующих для производства грузовых вагонов. Гарантом по инвестициям на сумму 8,5 млрд. тенге выступила НК «Казакстан темир жолы».
– Я очень рад тому, что у «ВостокМашЗавода» впереди много новой работы. С большим удовлетворением даю разрешение на запуск нового цеха, – отметил Нурсултан Назарбаев. – Поздравляю коллектив завода с этим важным событием!
Стоимость модернизации производства изделий для нефтяной промышленности завода «Мунаймаш» составляет 1,5 млрд. тенге. Проектная мощность завода – 7,5 тыс. комплектов погружных насосов в год. По программе «Производительность-2020» через «БРК-лизинг» приобретено высокотехнологичное оборудование, которое позволяет увеличить объем производства выпускаемой продукции и сократить время ее изготовления, а современное программное обеспечение, компьютеризация работы позволяют гарантировать высокое качество при изготовлении изделий.
– Все оборудование для нефтегазовой отрасли мы всегда покупали за рубежом. Индустриализация должна в первую очередь обеспечить наши добывающие отрасли современным оборудованием, – особо подчеркнул Президент страны, отмечая важность нового объекта.
Высокотехнологичный темп
Отрадно, что государство оказывает всемерную помощь развитию машиностроения. Машиностроительные предприятия получают поддержку в рамках программ «Производительность-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий)». Также увеличению объема производств машиностроительной отрасли способствуют такие меры, как освобождение от НДС казахстанских товаров, произведенных на площадях, имеющих статус таможенного режима «свободный склад». Нужно отметить, что отечественной машиностроительной продукции оказывается предпочтение при проведении госзакупок (это на электротехнические изделия, легковые и грузовые автомобили, пассажирские автобусы, вагоны и локомотивы, пожарные машины, кабельно-проводниковую продукцию, тепловые насосные установки, и т.д.).
Существенный прорыв в машиностроительной отрасли невозможен без постоянного внедрения новых разработок. Без этого отечественному машиностроению не прорваться на мировой рынок. И государство помогает в этом. Так, в рамках НИОКР за счет средств республиканского бюджета ведется разработка мобильных буровых установок на АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения».
Также для освоения новых видов продукции в рамках вышеупомянутой Программы по развитию машиностроения в Казахстане предусмотрено создание пяти отраслевых конструкторских бюро. Уже созданы четыре: по транспортному машиностроению (Астана), сельскохозяйственному машиностроению (Астана), горно-металлургическому оборудованию (Усть-Каменогорск) и нефтегазовому оборудованию (Петропавловск).
Во время общенационального телемоста 25 декабря минувшего года, Глава государства подчеркнул, что Казахстану необходима активная технологическая политика. Анализ мирового опыта показывает, что техническая модернизация посредством замены оборудования и обновления основных фондов увеличивает производительность труда на 30–40%. А если провести модернизацию управленческих и производственных технологий, то производительность труда увеличивается более чем в 2 раза.
Машиностроители понимают свои задачи и свою ответственность перед народом Казахстана. Увеличив темпы производства, мы можем достичь объема машиностроительной продукции в Казахстане в 1,0 триллион тенге в 2015 году.