Аналитический отчет
о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана
за 2018 год
БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ.
Объем производства в обрабатывающей промышленности за отчетный период составил 10 427 356 млн. тг. по сравнению с прошлым годом вырос на 10,9%, индекс промышленного производства – 104%. Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве составляет 38%.
Объем производства в отрасли машиностроения за 2018 год составил 1 074 201 млн. тг. и в стоимостном выражении вырос на 7,6%, индекс промышленного производства – 114,1% (Таблица 1). Доля машиностроения составила 10% в обрабатывающей промышленности и 4% во всей промышленности Казахстана.
Рост производства произошел в следующих отраслях:
- машиностроение – на 14,1%;
- производство кокса и продуктов нефтепереработки – на 8,1%;
- производство продуктов химической промышленности – на 8,1%;
- производство бумаги и бумажной продукции – на 4,9%;
- металлургическая промышленность – на 2,2%;
- легкая промышленность — на 4,4 %;
- электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование – на 2,4%;
Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-декабрь 2017-2018 годы, млн. тенге.
Сектор отрасли | январь-декабрь 2017 | январь-декабрь 2018 | ИФО за январь-декабрь 2018г./2017г., в % |
---|---|---|---|
Машиностроение | 998 176 | 1 074 201 | 114,1 |
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов | 150 109 | 205 954 | 140,4 |
Производство электрического оборудования | 119 433 | 132 177 | 133,4 |
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции | 37 125 | 33 797 | 129,4 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории | 123 364 | 149 935 | 107,2 |
Производство прочих транспортных средств | 101 039 | 76 302 | 112,3 |
Ремонт и установка машин и оборудования | 467 106 | 476 036 | 103,1 |
Динамика объемов производства машиностроения, млн. тг.
Позитивная динамика роста объемов производства наблюдается абсолютно во всех секторах отрасли.
По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), за 12 месяцев 2018 года в Казахстане произведено 32 298 транспортных средств включая легковые, грузовые, автобусы, спецмашины и прицепы, общей стоимостью 205,95 млрд. тенге против 19 594 ед. и 150,1 млрд. тенге в аналогичный период 2017 года. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 64,8%. На сегодня доля автопрома в отрасли машиностроения РК составляет 19,2%. В 2017 году этот показатель достигал отметки 16,4%. Это самый большой рост доли в отрасли машиностроения по сравнению с прошлым годом (+2,8%).
По данным АКАБ за весь 2018 год органами административной полиции поставлено на учет 1 194 254 транспортных средств всех типов (сделки, включая переоформление, смену владельцев автомобилей), что на 14,8% больше чем в 2017 году.
Доля первичной регистрации на фоне общего числа регистраций в январе-декабре выросла с 6,8% до 7,1%, впервые на учет в Казахстане встало 84 886 транспортных средств на 13 977 авто больше чем в 2017 году (+19,7%). Тем не менее, автопарк страны продолжает стареть – доля 3-х летних автомобилей уменьшилась, почти две трети от общего числа регистраций составила техника в возрасте старше 10 лет. По итогам года больше всего казахстанцы регистрируют автомобили Toyota, Mercedes-Benz (Daimler), Volkswagen и Audi всех годов выпуска.
В 2018 году официальными дилерами было реализовано 60 928 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд. тенге, на 24% больше, чем в 2017 году.
По итогам 2018 года в пятерке самых популярных брендов — лидером является Lada – 13 413 ед. (+53,6%), затем Toyota – 12 278 ед. (+32,5%), наибольший рост показал Hyundai — 8 715 ед. (+140,5%), продажи данного бренда с началом производства выросли в 2,4 раза (в 2017 году – 3 624 ед.), Kia – 2 862 ед. (+24,4%) и GAZ – 2 805 ед. (-0,6%). Четыре из пяти самых продаваемых автомобилей производятся в Казахстане.
В 2018 году впервые ежемесячная доля импорта спустилась ниже 50%. Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 году до 49% в прошлом году. В декабре 2018 года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 55%, обновив исторический максимум продаж.
Рост ИФО производства электрического оборудования за указанный период связан с увеличением производства трансформаторов, электрических аккумуляторов, кабелей, проводов и осветительных приборов.
Производители электрического оборудования в РК выпустили 1 714 тыс. светильников и прочих осветительных устройств — что в 8,7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Выпуск волоконно-оптических кабелей вырос до 2,5 млрд. тенге и до 1 325,3 млн. м выросло производство прочих электронных и электрических проводов и кабелей.
Одним из основных драйверов роста электрооборудования является Alageum Electric – казахстанский производитель распределительного электрического оборудования, предоставляет также услуги по проектированию, монтажу и пуско-наладке электротехнических сооружений и установок.
Ключевыми предприятиями холдинга являются АО «Кентауский трансформаторный завод» (производство генераторов и трансформаторов), ТОО «Уральский трансформаторный завод», ТОО «Казэнерго-1», ТОО «Электрокомплект-1» (производство электропровода и кабеля) и т. д.
Компания «Кайнар — АКБ» является отечественным товаропроизводителем аккумуляторных батарей, входит в международный союз производителей аккумуляторных батарей «Интербат». Все составляющие батарей производятся на заводе от отливки деталей и комплектующих, до сборки готовых изделий, ассортимент составляет более 70 наименований.
Производство аккумуляторов составило 2,6 млн. штук, что на 20,4% больше аналогичного периода прошлого года (2,1 млн. штук).
Благодаря мероприятиям, организуемым Национальной компанией «KAZAKH INVEST», компания заключила контракт с белорусской компанией «АвтоКиликия» на 40 тыс. аккумуляторных батарей в год, а также на стадии подписания договор с грузинской компанией на сумму порядка 1 млн. долларов».
Также, ИФО производства компьютеров, электронной и оптической продукции вырос за счет увеличения производства счетчиков электроэнергии, а производство машин и оборудовании, не включенные в другие категории увеличилось за счет роста производства подшипников, холодильного оборудования, части машин буровых, для сельского и лесного хозяйства и т.д.
По данным статистики, рост ИФО производства прочих транспортных cредств связан с увеличением производства вагонов грузовых несамоходных, производителями которых являются компании ТОО «КВК» и АО «ЗИКСТО».
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.
ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ
Экспорт продукции машиностроения за январь-октябрь 2018 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 12,1%, составив порядка 500,8 млн. долл. США.
Снижение объема экспорта машиностроительной продукции в текущем году обусловлено факторами макроэкономического характера, а также отсутствием в 2018 году экспорта определенных товаров, таких как морские суда и бурильные и проходческие машины.
Так, основная доля за анализируемый период приходится на подшипниковую продукцию (8,4%), на свинцовые аккумуляторы (8,1%).
Увеличение экспорта подшипников произошло за счет поставок продукции Степногорским подшипниковым заводом как на российские предприятия по производству ЖД транспорта, так и за счет заключения контрактов с предприятиями стран дальнего и ближнего зарубежья.
Завод активно ведет работу и по расширению географии поставок своей продукции, вытеснению с рынка аналогичной дорогой иностранной продукции низкого качества. Изделия предприятия реализуются через структурное подразделение ЕПК — ООО «Торговый дом ЕПК».
Основным закупщиком казахстанских подшипников является Россия, 95-96% приходится на ее долю, остальное экспортируется в Украину и другие страны.
Одним из крупнейших заводов в странах СНГ по выпуску аккумуляторных батарей является компания Кайнар-АКБ. Ежегодно, компания за счет увеличения количества партнеров, расширяет свои горизонты.
ТОО «Кайнар-АКБ» заключил экспортный контракт на сумму 1 млн долларов США на поставку продукции в Республику Беларусь. Контрпартнером с белорусской стороны выступила крупная оптово-закупочная компания «АвтоКиликия», с розничной сетью более 20 магазинов в Беларуси.
Более 60 процентов продукции завода идет на экспорт в Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Украину и Китай. Помимо традиционного рынка сбыта, среди потребителей из дальнего зарубежья стали Польша, Прибалтика, Иран.
Компания является активным участником мероприятий по продвижению экспорта на внешние рынки. Предприятие участвовало в 9 мероприятиях в России, Таджикистане, Туркменистане, Китае, Польше, Беларуси и Грузии, Кыргызстане и по итогам были заключены контракты на поставку продукции. В этом году во втором полугодии предприятие примет участие в торговых миссиях в Китае и Монголии.
Также, существует ряд товаров, которые подпадают под реэкспорт, к примеру, к ним относятся самолеты, машины пароструйные или пескоструйные, телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи, коммутационные устройства и маршрутизаторы.
Реэкспорт — вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны.
Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей переработку.
Различают реэкспорт с завозом в страну (прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в третьи страны.
Динамика экспорта
Структура экспорта
тыс.долл.США
№ п/п | ТНВЭД | Наименование товарной группы | Экспорт | Доля |
---|---|---|---|---|
1 | 850710 | Свинцовые аккумуляторы | 40 590 | 8,1% |
2 | 848250 | Подшипники с цилиндр. роликами | 42 182 | 8,4% |
3 | 842430 | Машины пароструйные или пескоструйные* | 15 490 | 3,1% |
4 | 880240 | Самолет с массой более 15 000 кг* | 28 519 | 5,7% |
5 | 880230 | Самолеты, с массой не более 15 000 кг* | 27 891 | 5,6% |
6 | 860692 | Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные открытые | 5 431 | 2,9% |
7 | 848180 | Арматура прочая для трубопроводов | 15 794 | 3,2% |
8 | 851762 | Коммутационные устройства и маршрутизаторы* | 9 299 | 1,9% |
9 | 851712 | Телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи* | 10 534 | 2,1% |
10 | 850421 | Трансформаторы, мощностью не более 650 ква | 8 979 | 1,8% |
*реэкспорт
Импорт продукции машиностроения за январь-октябрь 2018 года вырос на 0,3% к аналогичному периоду 2017 года, составив 9 458 млн. долл. США. Основная причина увеличения связана с активацией внутреннего производства, торговли с ключевыми торговыми партнерами, восстановлением уровня платежеспособности населения и увеличением деловой активности в экономике.
В структуре импорта продукции машиностроения наибольшие объемы импорта занимают сотовые телефоны (5,6%), арматура для трубопроводов (4,4%) а также части для машин товарной позиции 8501 или 8502 (3,7%).
По данным статистики, лидером крупнейших поставщиков сотовых телефонов является Китай, на втором месте – Вьетнам, также увеличились поставки аналогичных товаров из России.
Также, рост показателя импорта связан с высоким уровнем инфляции в Казахстане и ростом курса валют.
Рост импорта легковых автомобилей связан со спросом со стороны потребителей на марки, которые не производятся в Казахстане.
Увеличение импортного объема арматуры для трубопроводов связан с массовым строительством жилых и социальных объектов (100 школ, 100 больниц) по всей стране, особенно в крупных мегаполисах (Алматы, Астана, Шымкент), реконструкцией, капитальным ремонтом ветхих зданий и сооружений, строительством трубопроводов нефти и газа.
Динамика импорта
Структура импорта
тыс.долл.США
№ п/п | ТНВЭД | Наименование товарной группы | Импорт | Доля |
---|---|---|---|---|
1 | 851712 | Сотовые телефонные аппараты | 529 455 | 5,6% |
2 | 848180 | Арматура для трубопроводов | 415 216 | 4,4% |
3 | 870323 | Легковые автомобили с ДВС 1500-3000см3 | 311 438 | 3,3% |
4 | 880240 | Самолеты с массой более 15000кг. | 268 334 | 2,8% |
5 | 853710 | Пульты, панели, консоли | 165 147 | 1,7% |
6 | 850300 | Части для машин товарной позиции 8501 или 8502 | 354 103 | 3,7% |
7 | 870324 | Легковые автомобили с ДВС более 3000см3 | 125 121 | 1,3% |
8 | 890190 | Прочие грузовые и грузопассажирские суда | 112 364 | 1,2% |
9 | 854449 | Прочие проводники электрические не более 80 в | 132 560 | 1,4% |
10 | 847130 | Компьютеры | 132 459 | 1,4% |
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
Динамика объемов инвестиций в основной капитал за январь-декабрь 2017-2018 гг., имеющиеся причины роста или снижения показателей.
Объем инвестиций в основной капитал машиностроительной отрасли по итогам 12 месяцев 2018 года составил 51,6 млрд. тенге, что на 18,6% ниже показателя аналогичного периода 2017 года (63,3 млрд.тенге).
Объем инвестиций в основной капитал отрасли машиностроения
Объем инвестиций в основной капитал по приоритетным подотраслям машиностроения за январь-декабрь 2017-2018 гг., млн. тенге
Сектор отрасли | Январь-декабрь 2017 | Январь-декабрь 2018 | Соотношение к соответствующему периоду 2017 года |
---|---|---|---|
Машиностроение, в т.ч.: | 63 337,4 | 51 609,7 | |
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции | 2 323,6 | 4 241,4 | 168,6% |
Производство электрического оборудования | 4 908,7 | 18 853,0 | в 3,5 раза |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории | 8 711,5 | 5 217,8 | 60,9% |
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов | 4 792,1 | 3 161,3 | 27,6% |
Производство прочих транспортных средств | 27 816,8 | 10 485,2 | 34,8% |
Ремонт и установка машин и оборудования | 13 464,2 | 8 327,6 | 57,1% |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории | 10 032,1 | 6 541,1 | 60,2% |
Снижение инвестиционных показателей произошло практически во всех секторах отрасли, за исключением производства компьютеров, электронной и оптической продукции, а также электрического оборудования. Снижение произошло из-за сравнительной базы прошлогоднего периода, по итогам которого более 48% от общего объема инвестиций в отрасль или 21,5 млрд. тенге относилось на проект модернизации ТОО «Проммашкомплект». Кроме того, существенный рост объема был обеспечен за счет инвестиций в производство транспортных средств (ТОО «СарыаркаАвтопром»), горнорудного машиностроения (ТОО «Мэйкер»-КЛМЗ»).
В разрезе секторов лидером по привлечению инвестиций оказалось электрическое машиностроение, на чью долю приходится 36,5% всего объема инвестиций в отрасль. Рост инвестиций в сектор обусловлен запуском осенью 2018 года в Шымкенте нового завода по выпуску трансформаторов. Казахстанский холдинг «Alageum Electric» реализует инвестиционный проект на общую сумму 17,9 млрд. тенге, который финансируется через Банк Развития Казахстана, БРК-Лизинг и за счет собственных средств. Основной продукцией, выпускаемой заводом, являются силовые масляные трансформаторы класса напряжения 220 кВ мощностью 25 000–250 000 кВА, с перспективой выпуска трансформаторов 500 кВ мощностью до 500 000 кВА. Производственная мощность завода — 120 единиц в год.
11 декабря в ходе общенационального телемоста Нурсултан Назарбаев дал старт трансформаторному заводу ТОО Asia Trafo. Производство таких крупномасштабных трансформаторов в Казахстане осуществляется впервые.
Открытие нового производства станет важным, значимым шагом на пути локализации производства высококачественного современного энергетического оборудования во всем диапазоне мощностей и напряжений от 110кВ до 500кВ.
Проект реализуется при поддержке АО «Банк развития Казахстана» и АО «БРК – Лизинг» в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.
В качестве потенциальных рынков сбыта рассматриваются страны ближнего и дальнего зарубежья.
Новый завод позволит снизить импорт и поднять отечественную электротехническую отрасль на новый уровень. Трансформаторный завод будет производить силовые трансформаторы, отвечающие высочайшим требованиям по части эксплуатационной готовности, экономичности, срока службы и экологичности, при самых минимальных затратах на обслуживание в ходе всего эксплуатационного срока, на напряжение до 500 кВ и мощностью до 250 МВА.
В рамках программы импортозамещения и программы «Самрук-Казына» по открытию новых производств, АО «Alageum Electric» заключен оффтейк-контракт с АО «KEGOC». В дальнейшем также планируется подписание контрактов с другими дочерними предприятиями «Самрук-Казына», такие как «Казахстан темир жолы», «Самрук-Энерго».
Кроме того, решением единственного акционера АО «Alageum Electric» от «9» ноября 2018 года одобрено заключение крупной сделки между АО «Alageum Electric» и АО ДБ «Альфа-Банк» в рамках кредитных соглашений по группе компаний, общая сумма которых составляет 8 650 000 000 (восемь миллиардов шестьсот пятьдесят миллионов) тенге.
В Астане подписано соглашение о вхождении в капитал ТОО «СарыаркаАвтоПром» крупного инвестора из Китая. Государственная компания по импорту и экспорту автомобилей СМС получит 51% акций костанайского автопроизводителя.
В результате завод в Костанае сосредоточится на выпуске автомобилей AC, Ankai, Howo и Hanteng. Стратегия развития совместного предприятия на 2019 – 2021 годы предполагает увеличение объёмов производства в отрасли до 100 000 автомобилей и уровень локализации до 50%. Ради последнего планируется выбрать поставщиков, комплектующих на территории Казахстана, ЕАЭС, а также наладить качественное сервисное обслуживание. По словам первого вице — премьера Аскара Мамина, этот стратегический проект увеличит темпы развития отрасли и экспортный потенциал для выхода на внешние рынки. СМС (China National Machinery IMP. & EXP. CORP.) входит в состав китайского государственного конгломерата Genertec с годовым оборотом 31 млрд долларов США. Общая сумма инвестиций в совместное предприятие в Казахстане составит примерно 1.1 млрд долларов. Сегодня в машиностроительном кластере Костаная работает 1 500 человек. Здесь производят все автомобили Hyundai, представленные в Казахстане, Chevrolet Niva, Peugeot, автобусы и грузовики Iveco и JAC по полному циклу.
30 августа 2018 года ЕАБР и «АЗИЯ АВТО Казахстан» подписали кредитное соглашение в рамках Московского международного автосалона.
Евразийский банк развития и АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» достигли договоренности о финансировании строительства автопроизводства полного цикла, осуществляемого в Усть-Каменогорске в партнерстве с ПАО «АВТОВАЗ». Соответствующее соглашение было подписано сторонами в рамках Московского международного автомобильного салона.
ЕАБР обеспечит финансирование проекта в части поставки технологического оборудования цехов сварки и окраски автомобильного кузова. Условия соглашения предусматривают инвестиционное кредитование в объеме 4 млрд рублей сроком 10 лет.
Ввод в эксплуатацию уже первой очереди строящихся мощностей позволит ежегодно выпускать 60 тысяч автомобилей в режиме полного цикла и приступить к созданию технопарка по производству автокомпонентов. Углубление технологического передела обеспечит повышение уровня локализации выпускаемых автомобилей до 50%.
Технологическим партнером и миноритарным акционером проекта выступает альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в лице ПАО «АВТОВАЗ». «АВТОВАЗ» является держателем блокирующего пакета акций совместного предприятия (25% + одна акция). 75% акций АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» принадлежит основному инвестору в лице группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».
Новые мощности станут крупнейшим производством в истории машиностроительной отрасли Казахстана и наиболее масштабным проектом российско-казахстанской промышленной кооперации.
На текущем этапе холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» инвестировано в проект свыше $62 млн собственных средств. На площадке ведутся работы по строительству производственных цехов, завершается формирование инженерной инфраструктуры: сетей электроснабжения, водо- и теплоснабжения, дорожной сети.
С выходом на проектную мощность новое производство позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест. Согласно расчетам Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, проект обеспечит годовой прирост республиканского ВВП на $1,1 млрд (+0,4%).
Суммарные инвестиции акционеров «АЗИЯ АВТО» в развитие производства за 15-летний период превысили 40 млрд тенге. Завод продолжает расширение производственной линейки, внедрение новейших технологических решений, освоение внешних рынков сбыта, а новые мощности полного цикла, строительство которых ведется в Усть-Каменогорске, станут крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе казахстанской экономики.
За весь период деятельности «АЗИЯ АВТО» с конвейера завода сошли 146 тысяч автомобилей. В создание производственных мощностей холдингом «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» инвестировано свыше $117 млн собственных средств. Еще $372 млн направлено на построение инфраструктуры продаж и обслуживания казахстанских автомобилей в 35 городах Казахстана и России. Совокупные налоговые платежи группы «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» за период её работы достигли 90 млрд тенге.
Динамика производительности труда в отрасли машиностроения
Основные показатели производительности труда в отрасли машиностроения за 2014 – 2018 годы
в тыс.долл.США/чел.
Наименование отрасли | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|
Электротехническое машиностроение | 21,9 | 16,9 | 16,1 | 17,8 | 13,3 |
Сельскохозяйственное машиностроение | 29,8 | 23,1 | 27,0 | 13,8 | 8,3 |
Железнодорожное машиностроение | 37,6 | 14,8 | 12,8 | 18,5 | 12,2 |
Горнорудное машиностроение | 12,9 | 9,5 | 8,3 | 11,6 | 7,2 |
Нефтегазовое машиностроение | 22,3 | 9,5 | 8,6 | 12,4 | 8,7 |
Автомобилестроение | 126,4 | 48,1 | 21,2 | 42,3 | 38,5 |