Аналитический отчет
о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана
за 2018 год

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ.

Объем производства в обрабатывающей промышленности за отчетный период составил 10 427 356 млн. тг. по сравнению с прошлым годом вырос на 10,9%, индекс промышленного производства – 104%. Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве составляет 38%.

Объем производства в отрасли машиностроения за 2018 год составил 1 074 201 млн. тг. и в стоимостном выражении вырос на 7,6%, индекс промышленного производства – 114,1% (Таблица 1).  Доля машиностроения составила 10% в обрабатывающей промышленности и 4% во всей промышленности Казахстана.

Рост производства произошел в следующих отраслях:

  • машиностроение – на 14,1%;
  • производство кокса и продуктов нефтепереработки – на 8,1%;
  • производство продуктов химической промышленности – на 8,1%;
  • производство бумаги и бумажной продукции – на 4,9%;
  • металлургическая промышленность – на 2,2%;
  • легкая промышленность — на 4,4 %;
  • электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование – на 2,4%;

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-декабрь 2017-2018 годы, млн. тенге.

Сектор отрасли январь-декабрь 2017 январь-декабрь 2018 ИФО за январь-декабрь 2018г./2017г., в %
Машиностроение 998 176 1 074 201 114,1
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов 150 109 205 954 140,4
Производство электрического оборудования 119 433 132 177 133,4
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 37 125 33 797 129,4
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 123 364 149 935 107,2
Производство прочих транспортных средств 101 039 76 302 112,3
Ремонт и установка машин и оборудования 467 106 476 036 103,1

998 176, 0

январь-декабрь 2017

1074 201, 0

январь-декабрь 2018

                Динамика объемов производства машиностроения, млн. тг.

Позитивная динамика роста объемов производства наблюдается абсолютно во всех секторах отрасли.

По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), за 12 месяцев 2018 года в Казахстане произведено 32 298 транспортных средств включая легковые, грузовые, автобусы, спецмашины и прицепы, общей стоимостью 205,95 млрд. тенге против 19 594 ед. и 150,1 млрд. тенге в аналогичный период 2017 года. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 64,8%. На сегодня доля автопрома в отрасли машиностроения РК составляет 19,2%. В 2017 году этот показатель достигал отметки 16,4%. Это самый большой рост доли в отрасли машиностроения по сравнению с прошлым годом (+2,8%).

По данным АКАБ за весь 2018 год органами административной полиции поставлено на учет 1 194 254 транспортных средств всех типов (сделки, включая переоформление, смену владельцев автомобилей), что на 14,8% больше чем в 2017 году.

Доля первичной регистрации на фоне общего числа регистраций в январе-декабре выросла с 6,8% до 7,1%, впервые на учет в Казахстане встало 84 886 транспортных средств на 13 977 авто больше чем в 2017 году (+19,7%). Тем не менее, автопарк страны продолжает стареть – доля 3-х летних автомобилей уменьшилась, почти две трети от общего числа регистраций составила техника в возрасте старше 10 лет. По итогам года больше всего казахстанцы регистрируют автомобили Toyota, Mercedes-Benz (Daimler), Volkswagen и Audi всех годов выпуска.

В 2018 году официальными дилерами было реализовано 60 928 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд. тенге, на 24% больше, чем в 2017 году.

По итогам 2018 года в пятерке самых популярных брендов — лидером является Lada – 13 413 ед. (+53,6%), затем Toyota – 12 278 ед. (+32,5%), наибольший рост показал Hyundai — 8 715 ед. (+140,5%), продажи данного бренда с началом производства выросли в 2,4 раза (в 2017 году – 3 624 ед.), Kia – 2 862 ед. (+24,4%) и GAZ – 2 805 ед. (-0,6%). Четыре из пяти самых продаваемых автомобилей производятся в Казахстане.

В 2018 году впервые ежемесячная доля импорта спустилась ниже 50%. Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 году до 49% в прошлом году. В декабре 2018 года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 55%, обновив исторический максимум продаж.

Рост ИФО производства электрического оборудования за указанный период связан с увеличением производства трансформаторов, электрических аккумуляторов, кабелей, проводов и осветительных приборов.

Производители электрического оборудования в РК выпустили 1 714 тыс. светильников и прочих осветительных устройств — что в 8,7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Выпуск волоконно-оптических кабелей вырос до 2,5 млрд. тенге и до 1 325,3 млн. м выросло производство прочих электронных и электрических проводов и кабелей.

Одним из основных драйверов роста электрооборудования является Alageum Electric – казахстанский производитель распределительного электрического оборудования, предоставляет также услуги по проектированию, монтажу и пуско-наладке электротехнических сооружений и установок.

Ключевыми предприятиями холдинга являются АО «Кентауский трансформаторный завод» (производство генераторов и трансформаторов), ТОО «Уральский трансформаторный завод», ТОО «Казэнерго-1», ТОО «Электрокомплект-1» (производство электропровода и кабеля) и т. д.

Компания «Кайнар — АКБ» является отечественным товаропроизводителем аккумуляторных батарей, входит в международный союз производителей аккумуляторных батарей «Интербат». Все составляющие батарей производятся на заводе от отливки деталей и комплектующих, до сборки готовых изделий, ассортимент составляет более 70 наименований.

Производство аккумуляторов составило 2,6 млн. штук, что на 20,4% больше аналогичного периода прошлого года (2,1 млн. штук).

Благодаря мероприятиям, организуемым Национальной компанией «KAZAKH INVEST», компания заключила контракт с белорусской компанией «АвтоКиликия» на 40 тыс. аккумуляторных батарей в год, а также на стадии подписания договор с грузинской компанией на сумму порядка 1 млн. долларов».

Также, ИФО производства компьютеров, электронной и оптической продукции вырос за счет увеличения производства счетчиков электроэнергии, а производство машин и оборудовании, не включенные в другие категории увеличилось за счет роста производства подшипников, холодильного оборудования, части машин буровых, для сельского и лесного хозяйства и т.д.

По данным статистики, рост ИФО производства прочих транспортных cредств связан с увеличением производства вагонов грузовых несамоходных, производителями которых являются компании ТОО «КВК» и АО «ЗИКСТО».

ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.

Объем производства основных видов продукции машиностроения за январь-декабрь 2018г. в сравнении с аналогичным периодом 2017г.
  • январь-декабрь 2017
  • январь-декабрь 2018
33 582
41 044
2 139
2 576
12 804
11 284
4 967
3 135
16 140
25 374
16 789
30 016
1 087
1 489
254
309
1 549
2 479
292
323
13 835
17 104
1 639
1 173

Трансформаторы, электрические, шт.

Аккумуляторы эл., тыс. шт.

Насосы центробежные и пр., т.

Клапаны респределительные и пр., т.

Подшипники шариковые, т.

Автомобили легковые, шт.

Вагоны грузовые несамоходные, шт.

Счетчики э/э, тыс.шт.

Кабели волоконно-оптические, млн.тг

Тракторы для с/х, шт.

Части машин буровых и пр., млн.тг

Автомобили грузовые, шт.

ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ

Экспорт продукции машиностроения за январь-октябрь 2018 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 12,1%, составив порядка 500,8 млн. долл. США.

Снижение объема экспорта машиностроительной продукции в текущем году обусловлено факторами макроэкономического характера, а также отсутствием в 2018 году экспорта определенных товаров, таких как морские суда и бурильные и проходческие машины.

Так, основная доля за анализируемый период приходится на подшипниковую продукцию (8,4%), на свинцовые аккумуляторы (8,1%).

Увеличение экспорта подшипников произошло за счет поставок продукции Степногорским подшипниковым заводом как на российские предприятия по производству ЖД транспорта, так и за счет заключения контрактов с предприятиями стран дальнего и ближнего зарубежья.

Завод активно ведет работу и по расширению географии поставок своей продукции, вытеснению с рынка аналогичной дорогой иностранной продукции низкого качества. Изделия предприятия реализуются через структурное подразделение ЕПК — ООО «Торговый дом ЕПК».

Основным закупщиком казахстанских подшипников является Россия, 95-96% приходится на ее долю, остальное экспортируется в Украину и другие страны.

Одним из крупнейших заводов в странах СНГ по выпуску аккумуляторных батарей является компания Кайнар-АКБ. Ежегодно, компания за счет увеличения количества партнеров, расширяет свои горизонты.

ТОО «Кайнар-АКБ» заключил экспортный контракт на сумму 1 млн долларов США на поставку продукции в Республику Беларусь. Контрпартнером с белорусской стороны выступила крупная оптово-закупочная компания «АвтоКиликия», с розничной сетью более 20 магазинов в Беларуси.

Более 60 процентов продукции завода идет на экспорт в Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Украину и Китай. Помимо традиционного рынка сбыта, среди потребителей из дальнего зарубежья стали Польша, Прибалтика, Иран.

Компания является активным участником мероприятий по продвижению экспорта на внешние рынки. Предприятие участвовало в 9 мероприятиях в России, Таджикистане, Туркменистане, Китае, Польше, Беларуси и Грузии, Кыргызстане и по итогам были заключены контракты на поставку продукции. В этом году во втором полугодии предприятие примет участие в торговых миссиях в Китае и Монголии.

Также, существует ряд товаров, которые подпадают под реэкспорт, к примеру, к ним относятся самолеты, машины пароструйные или пескоструйные, телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи, коммутационные устройства и маршрутизаторы.

Реэкспорт — вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны.

Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей переработку.

Различают реэкспорт с завозом в страну (прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в третьи страны.

Динамика экспорта

569, 9 млн.долл

январь
-октябрь 2017

500, 8 млн.долл

январь
-октябрь 2018

Структура экспорта

тыс.долл.США

№ п/п ТНВЭД Наименование товарной группы Экспорт Доля
1 850710 Свинцовые аккумуляторы 40 590 8,1%
2 848250 Подшипники с цилиндр. роликами 42 182 8,4%
3 842430 Машины пароструйные или пескоструйные* 15 490 3,1%
4 880240 Самолет с массой более 15 000 кг* 28 519 5,7%
5 880230 Самолеты, с массой не более 15 000 кг* 27 891 5,6%
6 860692 Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные открытые 5 431 2,9%
7 848180 Арматура прочая для трубопроводов 15 794 3,2%
8 851762 Коммутационные устройства и маршрутизаторы* 9 299 1,9%
9 851712 Телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи* 10 534 2,1%
10 850421 Трансформаторы, мощностью не более 650 ква 8 979 1,8%

*реэкспорт

Импорт продукции машиностроения за январь-октябрь 2018 года вырос на 0,3% к аналогичному периоду 2017 года, составив 9 458 млн. долл. США. Основная причина увеличения связана с активацией внутреннего производства, торговли с ключевыми торговыми партнерами, восстановлением уровня платежеспособности населения и увеличением деловой активности в экономике.

В структуре импорта продукции машиностроения наибольшие объемы импорта занимают сотовые телефоны (5,6%), арматура для трубопроводов (4,4%) а также части для машин товарной позиции 8501 или 8502 (3,7%).

По данным статистики, лидером крупнейших поставщиков сотовых телефонов является Китай, на втором месте – Вьетнам, также увеличились поставки аналогичных товаров из России.

Также, рост показателя импорта связан с высоким уровнем инфляции в Казахстане и ростом курса валют.

Рост импорта легковых автомобилей связан со спросом со стороны потребителей на марки, которые не производятся в Казахстане.

Увеличение импортного объема арматуры для трубопроводов связан с массовым строительством жилых и социальных объектов (100 школ, 100 больниц) по всей стране, особенно в крупных мегаполисах (Алматы, Астана, Шымкент), реконструкцией, капитальным ремонтом ветхих зданий и сооружений, строительством трубопроводов нефти и газа.

Динамика импорта

9 432, млн.долл

январь
-октябрь 2017

9 458, млн.долл

январь
-октябрь 2018

Структура импорта

тыс.долл.США

№ п/п ТНВЭД Наименование товарной группы Импорт Доля
1 851712 Сотовые телефонные аппараты 529 455 5,6%
2 848180 Арматура для трубопроводов 415 216 4,4%
3 870323 Легковые автомобили с ДВС 1500-3000см3 311 438 3,3%
4 880240 Самолеты с массой более 15000кг. 268 334 2,8%
5 853710 Пульты, панели, консоли 165 147 1,7%
6 850300 Части для машин товарной позиции 8501 или 8502 354 103 3,7%
7 870324 Легковые автомобили с ДВС более 3000см3 125 121 1,3%
8 890190 Прочие грузовые и грузопассажирские суда 112 364 1,2%
9 854449 Прочие проводники электрические не более 80 в 132 560 1,4%
10 847130 Компьютеры 132 459 1,4%

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Динамика объемов инвестиций в основной капитал за январь-декабрь 2017-2018 гг., имеющиеся причины роста или снижения показателей.

Объем инвестиций в основной капитал машиностроительной отрасли по итогам 12 месяцев 2018 года составил 51,6 млрд. тенге, что на 18,6% ниже показателя аналогичного периода 2017 года (63,3 млрд.тенге).

Объем инвестиций в основной капитал отрасли машиностроения

63 337, млн.тг

январь
-декабрь 2017

51 610, млн.тг

январь
-декабрь 2018

Объем инвестиций в основной капитал по приоритетным подотраслям машиностроения за январь-декабрь 2017-2018 гг., млн. тенге

Сектор отрасли Январь-декабрь 2017 Январь-декабрь 2018 Соотношение к соответствующему периоду 2017 года
Машиностроение, в т.ч.: 63 337,4 51 609,7
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 2 323,6 4 241,4 168,6%
Производство электрического оборудования 4 908,7 18 853,0 в 3,5 раза
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 8 711,5 5 217,8 60,9%
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов 4 792,1 3 161,3 27,6%
Производство прочих транспортных средств 27 816,8 10 485,2 34,8%
Ремонт и установка машин и оборудования 13 464,2 8 327,6 57,1%
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 10 032,1 6 541,1 60,2%

Снижение инвестиционных показателей произошло практически во всех секторах отрасли, за исключением производства компьютеров, электронной и оптической продукции, а также электрического оборудования. Снижение произошло из-за сравнительной базы прошлогоднего периода, по итогам которого более 48% от общего объема инвестиций в отрасль или 21,5 млрд. тенге относилось на проект модернизации ТОО «Проммашкомплект». Кроме того, существенный рост объема был обеспечен за счет инвестиций в производство транспортных средств (ТОО «СарыаркаАвтопром»), горнорудного машиностроения (ТОО «Мэйкер»-КЛМЗ»).

В разрезе секторов лидером по привлечению инвестиций оказалось электрическое машиностроение, на чью долю приходится 36,5% всего объема инвестиций в отрасль. Рост инвестиций в сектор обусловлен запуском осенью 2018 года в Шымкенте нового завода по выпуску трансформаторов. Казахстанский холдинг «Alageum Electric» реализует инвестиционный проект на общую сумму 17,9 млрд.  тенге, который финансируется через Банк Развития Казахстана, БРК-Лизинг и за счет собственных средств. Основной продукцией, выпускаемой заводом, являются силовые масляные трансформаторы класса напряжения 220 кВ мощностью 25 000–250 000 кВА, с перспективой выпуска трансформаторов 500 кВ мощностью до 500 000 кВА. Производственная мощность завода — 120 единиц в год.

11 декабря в ходе общенационального телемоста Нурсултан Назарбаев дал старт трансформаторному заводу ТОО Asia Trafo. Производство таких крупномасштабных трансформаторов в Казахстане осуществляется впервые.

Открытие нового производства станет важным, значимым шагом на пути локализации производства высококачественного современного энергетического оборудования во всем диапазоне мощностей и напряжений от 110кВ до 500кВ.

Проект реализуется при поддержке АО «Банк развития Казахстана» и АО «БРК – Лизинг» в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.

В качестве потенциальных рынков сбыта рассматриваются страны ближнего и дальнего зарубежья.

Новый завод позволит снизить импорт и поднять отечественную электротехническую отрасль на новый уровень. Трансформаторный завод будет производить силовые трансформаторы, отвечающие высочайшим требованиям по части эксплуатационной готовности, экономичности, срока службы и экологичности, при самых минимальных затратах на обслуживание в ходе всего эксплуатационного срока, на напряжение до 500 кВ и мощностью до 250 МВА.

В рамках программы импортозамещения и программы «Самрук-Казына» по открытию новых производств, АО «Alageum Electric» заключен оффтейк-контракт с АО «KEGOC». В дальнейшем также планируется подписание контрактов с другими дочерними предприятиями «Самрук-Казына», такие как «Казахстан темир жолы», «Самрук-Энерго».

Кроме того, решением единственного акционера АО «Alageum Electric» от «9» ноября 2018 года одобрено заключение крупной сделки между АО «Alageum Electric» и АО ДБ «Альфа-Банк» в рамках кредитных соглашений по группе компаний, общая сумма которых составляет 8 650 000 000 (восемь миллиардов шестьсот пятьдесят миллионов) тенге.

В Астане подписано соглашение о вхождении в капитал ТОО «СарыаркаАвтоПром» крупного инвестора из Китая. Государственная компания по импорту и экспорту автомобилей СМС получит 51% акций костанайского автопроизводителя.

В результате завод в Костанае сосредоточится на выпуске автомобилей AC, Ankai, Howo и Hanteng. Стратегия развития совместного предприятия на 2019 – 2021 годы предполагает увеличение объёмов производства в отрасли до 100 000 автомобилей и уровень локализации до 50%. Ради последнего планируется выбрать поставщиков, комплектующих на территории Казахстана, ЕАЭС, а также наладить качественное сервисное обслуживание. По словам первого вице — премьера Аскара Мамина, этот стратегический проект увеличит темпы развития отрасли и экспортный потенциал для выхода на внешние рынки. СМС (China National Machinery IMP. & EXP. CORP.) входит в состав китайского государственного конгломерата Genertec с годовым оборотом 31 млрд долларов США. Общая сумма инвестиций в совместное предприятие в Казахстане составит примерно 1.1 млрд долларов. Сегодня в машиностроительном кластере Костаная работает 1 500 человек. Здесь производят все автомобили Hyundai, представленные в Казахстане, Chevrolet Niva, Peugeot, автобусы и грузовики Iveco и JAC по полному циклу.

30 августа 2018 года ЕАБР и «АЗИЯ АВТО Казахстан» подписали кредитное соглашение в рамках Московского международного автосалона.

Евразийский банк развития и АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» достигли договоренности о финансировании строительства автопроизводства полного цикла, осуществляемого в Усть-Каменогорске в партнерстве с ПАО «АВТОВАЗ». Соответствующее соглашение было подписано сторонами в рамках Московского международного автомобильного салона.

ЕАБР обеспечит финансирование проекта в части поставки технологического оборудования цехов сварки и окраски автомобильного кузова. Условия соглашения предусматривают инвестиционное кредитование в объеме 4 млрд рублей сроком 10 лет.

Ввод в эксплуатацию уже первой очереди строящихся мощностей позволит ежегодно выпускать 60 тысяч автомобилей в режиме полного цикла и приступить к созданию технопарка по производству автокомпонентов. Углубление технологического передела обеспечит повышение уровня локализации выпускаемых автомобилей до 50%.

Технологическим партнером и миноритарным акционером проекта выступает альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в лице ПАО «АВТОВАЗ». «АВТОВАЗ» является держателем блокирующего пакета акций совместного предприятия (25% + одна акция). 75% акций АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» принадлежит основному инвестору в лице группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

Новые мощности станут крупнейшим производством в истории машиностроительной отрасли Казахстана и наиболее масштабным проектом российско-казахстанской промышленной кооперации.

На текущем этапе холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» инвестировано в проект свыше $62 млн собственных средств. На площадке ведутся работы по строительству производственных цехов, завершается формирование инженерной инфраструктуры: сетей электроснабжения, водо- и теплоснабжения, дорожной сети.

С выходом на проектную мощность новое производство позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест. Согласно расчетам Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, проект обеспечит годовой прирост республиканского ВВП на $1,1 млрд (+0,4%).

Суммарные инвестиции акционеров «АЗИЯ АВТО» в развитие производства за 15-летний период превысили 40 млрд тенге. Завод продолжает расширение производственной линейки, внедрение новейших технологических решений, освоение внешних рынков сбыта, а новые мощности полного цикла, строительство которых ведется в Усть-Каменогорске, станут крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе казахстанской экономики.

За весь период деятельности «АЗИЯ АВТО» с конвейера завода сошли 146 тысяч автомобилей. В создание производственных мощностей холдингом «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» инвестировано свыше $117 млн собственных средств. Еще $372 млн направлено на построение инфраструктуры продаж и обслуживания казахстанских автомобилей в 35 городах Казахстана и России. Совокупные налоговые платежи группы «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» за период её работы достигли 90 млрд тенге.

Динамика производительности труда в отрасли машиностроения

Основные показатели производительности труда в отрасли машиностроения за 2014 – 2018 годы

в тыс.долл.США/чел.

Наименование отрасли 2014 2015 2016 2017 2018
Электротехническое машиностроение 21,9 16,9 16,1 17,8 13,3
Сельскохозяйственное машиностроение 29,8 23,1 27,0 13,8 8,3
Железнодорожное машиностроение 37,6 14,8 12,8 18,5 12,2
Горнорудное машиностроение 12,9 9,5 8,3 11,6 7,2
Нефтегазовое машиностроение 22,3 9,5 8,6 12,4 8,7
Автомобилестроение 126,4 48,1 21,2 42,3 38,5