Аналитический отчет
о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана
за I полугодие 2018 года

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ.

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяет энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

Сегодня Казахстан характеризуется наличием не только богатых природных ресурсов, но и довольно развитой промышленностью.

В обрабатывающей промышленности индекс промышленного производства в январе-июне 2018г. к уровню января-июня 2017 года составил 105,2%. Увеличилось машиностроение – на 17,2%, производство табачных изделий — на 14,2%, производство бумаги и бумажной продукции – на 12%, производство продуктов химической промышленности – на 11% и производство продуктов питания – на 5,2%.

В электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании индекс промышленного производства в январе-июне 2018г. по сравнению с январем-июнем 2017 года составил 104,4%, в основном за счет увеличения производства, передачи и распределения электроэнергии (на 7%).

За январь – июнь 2018 года объем производства машиностроения в стоимостном выражении вырос на 14,7% и достиг 470 078,0 млн. тенге, ИФО отрасли составил 117,2% (Таблица 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за январь-июнь 2017-2018 годы, млн. тенге.

Сектор отрасли январь-июнь 2017 январь-июнь 2018 ИФО за январь-июнь 2018г./2017г., в %
Машиностроение 409 656 470 078 117,2
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов 64 501 88 261 168,3
Производство электрического оборудования 54 482 54 983 155,1
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 17 687 17 539 147,1
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 50 577 68 889 118,4
Производство прочих транспортных средств 51 694 32 621 100,8
Ремонт и установка машин и оборудования 170 715 207 785 100,4

409 656, 0

январь-июнь 2017

470 078, 0

январь-июнь 2018

                Динамика объемов производства машиностроения, млн. тг.

Позитивная динамика роста объемов производства наблюдается абсолютно во всех секторах отрасли.

Отечественные автопроизводители на фоне непрерывного роста рынка продолжают наращивать выпуск автомобилей. Доля импортных автомобилей продолжает падать, паритет между импортируемыми и локально произведенными автомобилями совсем не за горами – доля продаж отечественного автопрома за шесть месяцев достигла 47,04%. Продажи автомобилей с лейблом «Made in Kazakhstan» выросли в два раза. Вместе с продажами растет и вклад автопрома в машиностроении. По результатам января-июня 2018 года доля достигла 18,8% всей отрасли.

По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), за шесть месяцев 2018 года в Казахстане произведено 14 660 транспортных средств всех типов. Силами шести казахстанских площадок было выпущено 13 725 легковых автомобиля (+76,4%), 486 грузовиков (-0,2%), 153 автобуса (-51%), 210 прицепов и полуприцепов (+60,3%) и 86 единиц прочей специализированной техники (+60,3%).

Стоимость выпущенной в июне продукции автопрома оценивается в 16 741 млн тенге, что на 10,4% меньше результата мая 2018 года (18 683 млн тенге). Однако, совокупный результат шести месяцев превышает аналогичный результат прошлого года на 36,8% (88 261 млн против 64 501 млн тенге).

Наибольший рост производства демонстрирует костанайский «СарыаркаАвтоПром» +123,2% к результатам прошлого года, за шесть месяцев здесь было произведено 5297 легковых, грузовых автомобилей и автобусов. В Усть-Каменогорске предприятием «Азия Авто» было собрано 8573 автомобиля (+51,7%). В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 280 грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 94 единиц техники, семипалатинские компании СемАЗ и Daewoo Bus закрыли первое полугодие с результатами 89 и 67 единиц соответственно.

Рост ИФО производства электрического оборудования за указанный период связан с увеличением производства электрических аккумуляторов и кабелей.

Одним из основных драйверов роста электрооборудования является Alageum Electric – казахстанский производитель распределительного электрического оборудования, предоставляет также услуги по проектированию, монтажу и пуско-наладке электротехнических сооружений и установок.

ТОО «Уральский трансформаторный завод» – один из инвестпроектов, реализованных казахстанской компанией Alageum Electric. В прошлом году завод произвел около 7 тыс. трансформаторов стоимостью более 6 млрд тенге. Таким образом, производство планируется увеличить на 29%.

Компания «Кайнар — АКБ» является отечественным товаропроизводителем аккумуляторных батарей, входит в международный союз производителей аккумуляторных батарей «Интербат». Все составляющие батарей производятся на заводе от отливки деталей и комплектующих, до сборки готовых изделий, ассортимент составляет более 70 наименований.

  Благодаря мероприятиям, организуемым Национальной компанией «KAZAKH INVEST», компания заключила контракт с белорусской компанией «АвтоКиликия» на 40 тыс. аккумуляторных батарей в год, а также на стадии подписания договор с грузинской компанией на сумму порядка 1 млн. долларов».

Также, ИФО производства компьютеров, электронной и оптической продукции вырос за счет увеличения производства счетчиков электроэнергии, а производство машин и оборудовании, не включенные в другие категории увеличилось за счет роста производства подшипников, холодильного оборудования и т.д.

По данным статистики, рост ИФО производства прочих транспортных средств связан с увеличением производства вагонов грузовых несамоходных, производителями которых являются компании ТОО «КВК» и АО «ЗИКСТО».

АО «ЗИКСТО» планирует увеличить объем производства грузовых вагонов в стоимостном выражении в 1,8 раза в 2018 году.

Если в 2016 году объем производства был в районе шести миллиардов тенге, в 2017 году уже 13 миллиардов, в этом году предприятием планируется выпустить вагонов на 24 миллиарда тенге.

В 2018-2019 годы в Казахстане планируется выпуск 3 тыс. вагонов, из которых с начала года в республике уже произведено 981 грузовых вагонов.

ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.

Основные показатели развития отрасли машиностроения за I-полугодие 2018г.
  • январь-июнь 2017
  • январь-июнь 2018
16 656
14 556
911
1 025
6 261
5 376
2 528
1 295
7 007
11 666
7 779
13 725
729
981
137
146
603
926
204
174
6 583
8 953
484
486

Трансформаторы, электрические, шт.

Аккумуляторы эл., тыс. шт.

Насосы центробежные и пр., т.

Клапаны респределительные и пр., т.

Подшипники шариковые, т.

Автомобили легковые, шт.

Вагоны грузовые несамоходные, шт.

Счетчики э/э, тыс.шт.

Кабели волоконно-оптические, млн.тг

Тракторы для с/х, шт.

Части машин буровых и пр., млн.тг

Автомобили грузовые, шт.

ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ.

Экспорт продукции машиностроения за январь-апрель 2018 года превысил уровень аналогичного периода 2017 г. на 19,7 %, составив порядка 189 млн. долл. США.

Среди локализованных товаров весомую долю в экспорте занимают свинцовые аккумуляторы и подшипники с цилиндрическими роликами.

Так, основная доля за анализируемый период приходится на свинцовые аккумуляторы (9,3%), на подшипники с цилиндрическими роликами (8,9%), а также на машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства (7,2%).

Одним из крупнейших заводов в странах СНГ по выпуску аккумуляторных батарей является компания Кайнар-АКБ. Ежегодно, компания за счет увеличения количества партнеров, расширяет свои горизонты.

ТОО «Кайнар-АКБ» заключил экспортный контракт на сумму 1 млн долларов США на поставку продукции в Республику Беларусь. Контрпартнером с белорусской стороны выступила крупная оптово-закупочная компания «АвтоКиликия», с розничной сетью более 20 магазинов в Беларуси.

Более 60 процентов продукции завода идет на экспорт в Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Украину и Китай. Помимо традиционного рынка сбыта, среди потребителей из дальнего зарубежья стали Польша, Прибалтика, Иран.

Компания является активным участником мероприятий по продвижению экспорта на внешние рынки. Предприятие участвовало в 9 мероприятиях в России, Таджикистане, Туркменистане, Китае, Польше, Беларуси и Грузии, Кыргызстане и по итогам были заключены контракты на поставку продукции. В этом году во втором полугодии предприятие примет участие в торговых миссиях в Китае и Монголии.

Увеличение экспорта подшипников произошло за счет поставок продукции Степногорским подшипниковым заводом как на российские предприятия по производству ЖД транспорта, так и за счет заключения контрактов с предприятиями стран дальнего и ближнего зарубежья.

Завод активно ведет работу и по расширению географии поставок своей продукции, вытеснению с рынка аналогичной дорогой иностранной продукции низкого качества. Изделия предприятия реализуются через структурное подразделение ЕПК — ООО «Торговый дом ЕПК».

Динамика экспорта

157, 9, млн.долл

январь
-апрель 2017

189, млн.долл

январь
-апрель 2018

№ п/п ТНВЭД Наименование товарной группы Экспорт Доля
1 850710 Свинцовые аккумуляторы 17 508 9,3%
2 848250 Подшипники с цилиндр. роликами 16 765 8,9%
3 842430 Машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства* 13 685 7,2%
4 880240 Самолет и прочие летательные аппараты* 11 000 5,8%
5 842952 Машины полноповоротные* 9 396 5,0%
6 860692 Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные открытые 5 431 2,9%
7 848180 Арматура прочая 5 413 2,9%
8 851762 Машины для работы с голосом, изображениями или другими данными* 4 457 2,4%
9 851712 Телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи 4 297 2,3%
10 850421 Трансформаторы с жидким диэлектриком мощностью не более 650ква 3 041 1,6%

Импорт продукции машиностроения за январь-апрель 2018 года вырос на 30,5% к аналогичному периоду 2017 года, составив 3 810 млн. долл. США. Основная причина увеличения связана с активацией внутреннего производства, торговли с ключевыми торговыми партнерами, восстановлением уровня платежеспособности населения и увеличением деловой активности в экономике.

В структуре импорта продукции машиностроения наибольшие объемы импорта занимают сотовые телефоны (4,7%), арматура для трубопроводов (3,2%), а также легковые автомобили с ДВС 1500-3000см3 (3,0%).

По данным статистики, лидером крупнейших поставщиков сотовых телефонов является Китай, на втором месте – Вьетнам, также увеличились поставки аналогичных товаров из России.

Также, рост показателя импорта связан с высоким уровнем инфляции в Казахстане и ростом курса валют.

Увеличение импортного объема арматуры для трубопроводов связан с массовым строительством жилых и социальных объектов (100 школ, 100 больниц) по всей стране, особенно в крупных мегаполисах (Алматы, Астана, Шымкент), реконструкцией, капитальным ремонтом ветхих зданий и сооружений, строительством трубопроводов нефти и газа.

 Рост импорта легковых автомобилей со спросом со стороны потребителей на марки, которые не производятся в Казахстане.

Динамика импорта

2 920, млн.долл

январь
-апрель 2017

3 810, млн.долл

январь
-апрель 2018

№ п/п ТНВЭД Наименование товарной группы Импорт Доля
1 851712 Сотовые телефонные аппараты 179 789 4,7%
2 848180 Арматура для трубопроводов 120 830 3,2%
3 870323 Легковые автомобили с ДВС 1500-3000см3 115 566 3,0%
4 880240 Самолеты и прочие летательные аппараты с массой более 15000кг. 107 452 2,8%
5 853710 Пульты, панели, консоли, столы 88 804 2,3%
6 890190 Грузовые и грузопассажирские плавучие средства 67 122 1,8%
7 860692 Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные открытые 57 970 1,5%
8 870919 Прочие транспортные средства промышленного назначения 56 014 1,5%
9 854449 Прочие проводники не более 80 в 54 826 1,4%
10 847130 Машины вычислительные массой не более 10кг., состоящие из центр.блока, клавиатуры и дисплея 52 092 1,4%
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Динамика объемов инвестиций в основной капитал за январь-июнь 2017-2018 гг., имеющиеся причины роста или снижения показателей.

Объем инвестиций в основной капитал машиностроительной отрасли по итогам 6 месяцев 2018 года составил 17,3 млрд. тенге, что на 41,3% ниже показателя аналогичного периода 2017 года (29,6 млрд.тенге).

Объем инвестиций в основной капитал отрасли машиностроения

29 552, млн.тг

январь
-июнь 2017

17 313, млн.тг

январь
-июнь 2018

Объем инвестиций в основной капитал по приоритетным подотраслям машиностроения за январь-июнь 2017-2018 гг., млн. тенге

Сектор отрасли Январь-Июнь 2017 Январь-Июнь 2018 Соотношение к соответствующему периоду 2017 года
Машиностроение, в т.ч.: 29 551,9 17 313,4
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции 1 331,3 760,2 52,1%
Производство электрического оборудования 1 014,7 6 824,8 в 6,1 раз
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории 3 366,7 2 685,3 72,8%
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов 3 397,5 444,2 11,9%
Производство прочих транспортных средств 15 095,3 4 458,5 26,9%
Ремонт и установка машин и оборудования 5 346,5 2 140,4 36,5%

Снижение инвестиционных показателей произошло практически во всех секторах отрасли, за исключением производства электрического оборудования. Снижение произошло из-за сравнительной базы прошлогоднего периода.

В разрезе секторов лидером по привлечению инвестиций оказалось электрическое машиностроение, на чью долю приходится 39,4% всего объема инвестиций в отрасль. Рост инвестиций в сектор обусловлен запуском осенью 2018 года в Шымкенте нового завода по выпуску трансформаторов. Казахстанский холдинг «Alageum Electric» реализует инвестиционный проект на сумму более 50 млн. долларов, который планируется профинансировать через Банк Развития Казахстана. Основной продукцией, выпускаемой заводом, будут силовые масляные трансформаторы класса напряжения 220 кВ мощностью 25 000–250 000 кВА, с перспективой выпуска трансформаторов 500 кВ мощностью до 500 000 кВА. Производственная мощность завода — 120 единиц в год.

Завод «Asia Trafo» станет прорывным инновационным проектом в отрасли казахстанского электромашиностроения. Весь производственный цикл будет максимально автоматизирован и выстроен по системе бережливого производства Кайдзен 5S. Обшая проектная площадь территории трансформаторного завода составляет 22 гектара. Завод будет состоять из шести основных производственных корпусов. На территории предприятия также предусмотрены площадка для отдыха и зоны озеленения, внутриплощадочные проезды, автомобильная стоянка, столовая, общежитие и складские здания.