В 2018 году авторынок в Казахстане вырастет на 20%
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), начиная с марта 2017 года отечественный авторетейл демонстрировал позитивную динамику. Силами официальных дилеров была реализована 49 051 единица легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. Спрос на новые автомобили увеличился на 6,1%. Об этом стало известно в ходе пресс-конференции, посвященной итогам деятельности казахстанской автомобильной промышленности в 2017 году и планам на 2018 год, сообщили центру деловой информации Kapital.kz в пресс-службе ассоциации.
Восстановление рынка после падения продаж на протяжении 2014−2016 годов стало самым главным событием 2017 года. Минувший год был успешным не только для импортеров, но и для производителей отечественных автомобилей. По данным АКАБ, за 12 месяцев 2017 года шесть казахстанских автозаводов произвели 19 086 единиц техники (легковых, грузовых автомобилей и автобусов) на общую сумму 139,5 млрд тенге. В натуральном выражении это втрое превышает результаты 2016 года. Каждый третий проданный в стране автомобиль, включая коммерческую технику, произведен в Казахстане. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доля автопрома в машиностроении РК в денежном выражении выросла в два раза, налоговые выплаты шести автомобильных предприятий в 2017 году составили около 7 млрд тенге. Согласно прогнозам АКАБ, в 2018 году рост авторынка продолжится и составит 15−20%.
Вице-президент АКАБ Анар Макашева сообщила, что в 2017 году при этом вырос уровень локализации автомобильного производства.
«Наша цель — достичь 50%-ной локализации производства к концу 2019 года. Казахстанские производители прилагают все усилия, чтобы увеличить долю локализации, и по итогам 2017 года она доведена до 36%. Государство продолжит поддержку автопроизводителей посредством реализации госпрограммы по продаже автомобилей под 4% годовых», — рассказала Анар Макашева.
Реализация программы будет продолжена и в 2018 году. На эти цели государство уже выделило около 10 млрд тенге. Кроме того, программа «хорошо зарекомендовала себя в сегменте коммерческой техники».
«Лизинг под 3% годовых предоставляется АО „БРК Лизинг“, условия программы достаточно привлекательны: порядка 30% первоначального взноса, небольшой пакет документов, требуемых для оформления. Для малого и среднего бизнеса это самый комфортный способ приобретения коммерческой техники», — считает Анар Макашева.
Между тем по итогам 2017 года в ближнее и дальнее зарубежье было экспортировано 1480 казахстанских автомобилей на сумму 5,8 млрд тенге; по сравнению с 2016 годом в 2017 году экспорт казахстанской автомобильной продукции вырос в четыре раза. Как отметил исполнительный директор КМК «Астана Моторс» Антон Афонин, показатели свидетельствуют о том, что Казахстан стал поставлять достаточно большие объемы техники за рубеж.
Так, в Китай экспортировано 1205 автомобилей Lada 4×4, а 66 кроссоверов JAC S3 — в Таджикистан и Россию. Лидером по экспорту грузовых автомобилей является компания Hyundai Trans Auto, поставившая в Россию, Беларусь и Кыргызстан грузовики на сумму почти 2 млрд тенге.
«Для нашей компании основным экспортным рынком остается Россия. Потенциал российского рынка огромен. В конце прошлого года на костанайском заводе „СарыАркаАвтопром“ запущена линия полного цикла по автомобилям JAC, и я надеюсь, что их планы по экспорту автомобилей в РФ состоятся, потому что тогда объемы казахстанского автомобильного экспорта будут измеряться десятками тысяч автомобилей. Но, планируя выход на рынок России, нужно понимать, что те модели, производство которых уже локализовано там, мы предложить не сможем. Поэтому нужно делать ставку в первую очередь на модели, которые либо не представлены на российском рынке, либо не производятся на российских предприятиях. Что касается легковых автомобилей, это линейка JAC, а по коммерческой технике — некоторые модели, производимые Hyundai Trans Auto», — сообщил Антон Афонин.
Одним из трендов, который сохранится в 2018 году, является перевод казахстанского автопарка на альтернативные виды топлива и развитие инфраструктуры по обслуживанию электромобилей.
«Мы берем на себя задачу по созданию рабочих групп, потому что необходимость создания зарядных станций диктует сам рынок. Бренды, которые мы представляем, на глобальном уровне уже приняли решение о выпуске электромобилей, а во многих странах начиная с 2025 года планируется ввести запрет на ввоз автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому для нас это, с одной стороны, тема будущего, а с другой стороны — проблема сегодняшнего дня», — сообщил генеральный директор Mercur Auto Канат Акишев.
Источник: kapital.kz