Развитие машиностроения Казахстана в условиях новой реальности

Машиностроение является неотъемлемой частью индустриализации экономики и важнейшей отраслью государства. Отрасль обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей, что во многом определяет материалоемкость экономики, производительность труда и экономическую безопасность страны, передает NUR.KZ со ссылкой на primeminister.kz. 

За годы индустриализации налоги от предприятий сектора выросли почти в 3 раза, совокупно превысив 9 трлн тг. К тому же, отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом, являясь сложным диверсифицированным сегментом промышленности, благоприятно влияет и на остальные сферы экономики в целом, способствует росту конкурентоспособности и усложнению экономики, техническому прогрессу и общему росту качества жизни населения.

За годы индустриализации налоги от предприятий сектора выросли почти в 3 раза, совокупно превысив 9 трлн тг. К тому же, отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом, являясь сложным диверсифицированным сегментом промышленности, благоприятно влияет и на остальные сферы экономики в целом, способствует росту конкурентоспособности и усложнению экономики, техническому прогрессу и общему росту качества жизни населения.

Несмотря на кризис пандемии, отечественные машиностроители практически не останавливали производство. По итогам 9 месяцев 2020 года рост объема производства в реальном выражении отечественного машиностроения составил 17%, в денежном выражении 1,2 трлн тг. За последние 10 лет индустриализации в машиностроении объем производства вырос в четыре раза, инвестиции – в 2,5 раза, объем экспорта вырос в 3 раза.

За 9 месяцев 2020 года увеличение объемов производства произошло в следующих секторах машиностроения:

— Автомобилестроение на 52%;

— Железнодорожное машиностроение в два раза;

— Сельхозмашиностроение на 36% (комбайны, трактора, жатки),

— Электротехническое машиностроение на 4%.

Благодаря совместным усилиям государства и бизнеса, в отрасли успешно введено 128 проектов на сумму порядка 367 млрд тг и создано порядка 16 тыс. рабочих мест.

В железнодорожном машиностроении организовано производство новых видов продукции – локомотивов, грузовых вагонов, колес и оси, стрелочных переводов.

В электротехническом машиностроении внутренняя потребность в аккумуляторах на сегодняшний день покрывается на 65%. Аккумуляторные батареи Кайнар-АКБ экспортируются в Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Германию, Китай.  Потребность в трансформаторах покрывается на 85%. Трансформаторы Кентауского трансформаторного завода идут на экспорт в Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

В сельскохозяйственном машиностроении расширилась продуктовая линейка, запущено производство различных видов навесного оборудования и техники для сельскохозяйственных нужд. Выросло производство тракторов и комбайнов.

В нефтегазовом машиностроении освоены новые виды продукции, как запорная арматура, силовые установки, оборудование для фильтрования газов, насосное оборудование. Привлечены мировые производители как немецкая компания – Бёмер Арматура, ведущий канадский производитель полнокомпактных винтовых насосных систем – Куду Индастриз.

В горно-металлургическом машиностроении были освоены новые виды продукции как полноповоротные машины, самоходные бурильные установки, шахтные вагонетки, дробильно-измельчительное оборудование, а также налажено производство запасных частей для машин и оборудования для горной добычи.

Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых бренда. По итогам 2019 года доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%. За две пятилетки автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроительной отрасли Казахстана. Внедрены технологические операции по сварке и окраске кузовов. Средний уровень локализации автопрома составляет 33% стоит задача по достижению 50% уровня.

Казахстанское автомобилестроение не отстает от общемирового тренда, связанного с развитием экологически чистого транспорта. С 2014 года налажено производство отечественных электромобилей и электроавтобусов. На сегодняшний день казахстанский завод «СарыаркаАвтоПром» уже готов к запуску серийного производства электромобиля JAC iEV7s.

В целом, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения, что позволит повысить степень автоматизации и механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда во всех отраслях экономики республики. Достичь этого возможно только при наличии достаточного пула современных и высококвалифицированных кадров, которые являются фактором успеха долгосрочного развития отрасли и экономики в целом.

 

источник https://www.nur.kz/