PwC: Казахстанский автопром ощутит нехватку мощностей уже через 4 года
Специалисты PwC завершили маркетинговую экспертизу проекта «АЗИЯ АВТО Казахстан»
Forbes.kz продолжает вести эксклюзивную хронику строительства крупнейшего казахстанского автопроизводства. Совместный проект «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и альянса Renault-Nissan-Mitsubishi позволит создать в Усть-Каменогорске первый в стране автозавод полного цикла. 4 июля здесь приступили к строительству основных мощностей – цехов сварки и окраски кузова.
Погода в октябре не всегда благоприятствовала работе в полную силу. Несмотря на это, за минувший месяц команда «АЗИЯ АВТО Казахстан» изготовила более 1,2 тыс. кубометров бетона и погрузила 2,3 тыс. свай в основание цеха окраски. За весь период с начала стройки усть-каменогорцы переместили 1,6 млн кубометров грунта, переработали 148 тысяч кубометров песчано-гравийной смеси. Изготовлено 15,7 тыс. кубометров бетона, 365 колонн и 881 ростверк фундамента. Всё – собственными силами. Но в осенний период подключились подрядчики: ими уже изготовлены металлические фермы перекрытий общим весом 275 тонн.
Александр Шестаков, заместитель генерального директора АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» по строительству
— В процессе монтажа ферм нам потребуется 885 тонн металлоконструкций. Покрытие огнезащитным слоем первой партии завершено. Одновременно мы ведем устройство монолитного перекрытия здания цеха сварки. Заканчиваем изготовление фундаментов цеха окраски и транспортной галереи – она соединит цеха сварки и окраски.
Что касается внутриплощадочных коммуникаций, завершаем монтаж водопровода. В плане на ноябрь – трассировка тепловой сети.
Работаем в две смены. Технологии позволят нам продолжать работу и в зимние месяцы, – уточняет Александр Шестаков, заместитель генерального директора АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» по строительству.
ЗА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА
- Инвестировано $68,2 млн
- Перемещено 1,6 млн м3 грунта
- Добыто и переработано 148 тыс. м3 песчано-гравийной смеси
- Изготовлено 15,7 тыс. м3 бетона
- Погружено более 16 273 свай
- Изготовлено 365 колонн, 881 ростверк, металлические фермы массой 275 тонн
Параллельно продолжается активная «штабная» работа. Маркетинговую экспертизу проекта осуществляет PwC (ранее известная как PriceWaterhouseCoopers). Специалисты второй по величине консалтинговой компании мира подготовили собственный независимый отчёт о перспективах строящегося усть-каменогорского производства. Они оценили проработанность проекта, динамику его целевых рынков, конкурентоспособность продукции будущего предприятия и взвесили все возможные риски.
Вот лишь некоторые из выводов этого двухсотстраничного документа.
Согласно прогнозам PwC, объёмы производства легковых автомобилей в Казахстане вырастут с 26 тыс. единиц в 2018 до 81 тыс. авто уже по итогам 2022 года. Но – даже с учётом строящихся в Усть-Каменогорске мощностей (60 тыс. единиц в год), казахстанские автопроизводители в сумме способны выдавать на-гора не больше 75 тысяч легковых авто в год. А это означает, что уже через 4 года отрасль ощутит нехватку производственных мощностей.
Стоит напомнить, что в 2014-2016 казахстанский рынок просел в 3,6 раза. Но за спадом приходит подъём. И, начиная с марта 2017, отечественный авторетейл переживает планомерное восстановление. Причем происходит это прежде всего за счет растущего спроса на модели локальной сборки. Темпы – весьма убедительны: если в январе-сентябре 2017 года казахстанцы приобрели 13 тыс. отечественных легковушек, в тот же период 2018 эта цифра приблизилась к 21 тыс. единиц.
Ещё более важный показатель – доля казахстанских автопроизводителей в общем объёме продаж. За год она выросла с 36,8% до 47,3%. Проще говоря, каждый второй покупатель нового авто сегодня выбирает местный продукт – впервые в истории казахстанского рынка.
В этом контексте прогноз PwC, ожидающий скорого превышения спроса над предложением, выглядит вполне закономерным. По крайней мере рыночный тренд прослеживается уже сегодня. Более того, по оценкам PwC, к 2028 году рыночная ситуация потребует производства в Казахстане уже 150 тыс. легковых авто. Напомним, в 2013-2014 объём отечественного рынка превышал эту цифру. И, согласно прогнозам консультантов, полного восстановления спроса к докризисным значениям следует ожидать уже в 2022. А к 2028 продажи на казахстанском рынке достигнут отметки 246 тыс. легковых автомобилей.
Помимо развития отечественной экономики, этому процессу будет способствовать естественный рост уровня автомобилизации. Сегодня на тысячу казахстанцев по-прежнему приходится лишь 212 автомобилей. И это один из главных факторов роста рынка. Ведь даже в соседней России аналогичный показатель равен 291. Свою роль сыграет и многолетний отложенный спрос, а также необходимость обновления стремительно стареющего автопарка.
Перспективы поставок усть-каменогорских автомобилей на рынки России, Узбекистана, Кыргызстана и КНР специалисты PwC также оценивают высоко. Задел у бипэковцев в этом смысле имеется: наиболее заметным экспортным успехом в истории казавтопрома стали недавние отгрузки внедорожников «АЗИЯ АВТО» на рынок Китая.
Более того, реализация экспортного потенциала, по мнению отраслевых консультантов, потребует дальнейшего расширения производственных мощностей.
Рынки сбыта – принципиальная тема. Но важно не только кому, но и что будет предлагать производитель. И здесь эксперты PwC столь же определённо указывают на лидирующее положение линейки АВТОВАЗа и в целом альянса Renault-Nissan-Mitsubishi – как в Казахстане, так и на сопредельных рынках.
Именно их модельный ряд будет выпускаться на строящихся мощностях. Это будут модели B-класса в нижнем ценовом сегменте. То есть наиболее востребованные на рынке автомобили.
Именно ставка на доступный, массовый продукт, по оценкам специалистов PwC, обеспечит восточноказахстанскому производству конкурентоспособность и долгосрочную устойчивость.
Источник https://forbes.kz