Презентован план развития машиностроения Казахстана до 2030 года
Автомобили на водородном двигателе и комбайны без водителя. Такую перспективу видят разработчики Комплексного плана развития отрасли машиностроения Казахстана до 2030 года.
Сегодня проект презентовали на площадке VI Форума машиностроителей. Ожидается, что долгосрочный план развития отрасли даст мощный импульс развитию экономики. Экономический эффект к 2030 году составит 15 триллионов тенге.
Комплексный план развития машиностроения до 2030 года. Стратегия, по которой будут развиваться все 37 направлений отрасли: от выпуска аккумуляторов до электровозов. Такая долгосрочная программа в Казахстане принимается впервые, по примеру ведущих держав и компаний.
Даулет Диханбаев, зам. директора Союза машиностроителей Казахстана:
— Мы каждому предприятию хотим задать видение – куда именно надо стремиться. Именно такие лидеры машиностроения как «Дженерал Электрик», «Тойота» – их планы минимум до 2050 года. Представляете, к 2050 «Тойота» полностью переходит на водородное топливо.
Переход на водородное топливо станет целью и для Казахстана. Как и производство «умной» сельзхозтехники: комбайны, тракторы и сеялки без водителя. Продукцией с лейблом: «Made in Kz» намерены насытить не только внутренний рынок, но и внешний, увеличив экспорт. Для этого разработчики Комплексного плана планируют улучшить условия для отечественных производителей.
Марат Идрисов, первый зам. председателя правления АО «КИРИ»:
— Уменьшение налоговой нагрузки на машиностроительную отрасль приведет к тому, что снижение на 1% НДС даст увеличение объемов производства на 72 млрд тенге. При ставке в 0,72% отрасль вырастет на 32 млрд тенге. У разных отраслей производства разная рентабельность. Если у нас одна сетка по налогам, это дестимулирует производителей.
В целом, отрасль показала положительную динамику. В лидерах – автомобилестроение. С начала года произведено более 19 тысяч автомобилей, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. На треть увеличилось производство железнодорожных вагонов, почти на 10% — аккумуляторов, вдвое возрос выпуск электронных кабелей. Свои тепловозы, электровозы, автомобили, аккуумуляторы и электрооборудование Казахстан поставляет в Россию, Китай, страны Центральной Азии и Украину. Тем не менее, актуальным еще остается вопрос закупа комплектующих. На сегодня отрасль на 80% зависит от поставок сырья и запчастей.
Даулет Диханбаев, зам. директора Союза машиностроителей Казахстана:
— Вопрос сырья, комплектующих, он сейчас №1. В основном они закупаются в России и Китае. В планах — создать компактные литейные производства. Весь мир так работает – Европа. 20 тонн высоколегированной стали, которые костомизированы специально предприятию.
А вот у представителей Единой экономической комиссии на производство своя точка зрения. По мнению Владимира Мальцева, налаживать полный цикл производства, к примеру, автомобиля в одной стране — не всегда рентабельно. Гораздо эффективнее разделить производство комплектующих в странах ЕАЭС.
Владимир Мальцев, помощник Министра по промышленности и АПК ЕЭК:
— Должно быть разделение, может, создание кооперационных цепочек. И в каждом государстве созданы центры компетенций. Например, по станкостроению. Мы посмотрели станкотанок. Посмотрели, например, есть цифровая платформа, двигатель, станина. Казахстан имеет завод тяжелого машиностроения. Казахстан силен в роботизации. Беларусь – в ПО. Мы всегда предлагаем создать кооперационную цепочку и разделить по центрам компетенций в каждом государстве. Тогда каждое государство не будет тратить бюджетные деньги на создание неравных условий конкуренции.
Рабочих мест в связи с внедрением новых технологий меньше не станет, заверили разработчики. По итогам реализации всех мероприятий, появится 30 тысяч дополнительных вакансий.
Гульнара Хасан, корреспондент:
— Принять этот комплексный план, говорят эксперты, — необходимо. Иначе отечественное машиностроение не выдержит конкуренции. Страна ежегодно будет терять до 20 млрд долларов, тратя эти средства на импорт. А значит, поддерживать иностранного производителя. Результаты реализации Комплексного плана, как прогнозируют эксперты, будут ощутимы. К 2030 году объем только налоговых поступлений составит 600 млрд тенге. Общий же экономический эффект достигнет 15 триллионов тенге.
Автор: Гульнара Хасан
Источник: Khabar 24