На пути к инновационному машиностроению
В Астане при поддержке Министерства по инвестициям развитию РК прошел VI Форум машиностроителей Казахстана. Ключевым событием нынешней встречи делегатов стала презентация проекта Комплексного плана развития машиностроения на 2019–2030 годы. Документ призван повысить конкурентоспособность продукции отечественного машиностроения и обеспечение ею внутреннего рынка, а также стимулировать экспорт.
В нем предусмотрены как финансовые, включая фискальные, так и нефинансовые меры поддержки. Вместе с тем ожидается, что взамен поддержки бизнес возьмет на себя обязательства по достижению определенных показателей, таких как локализация, экспорт, производительность.
– Предприятиям, которые намерены повышать производительность, вкладывать средства в техническое обновление, выпускать конкурентоспособную продукцию и завоевывать глобальные рынки, будет оказано всестороннее содействие, – заверил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек. – Мы надеемся, что в условиях успешного сотрудничества государства и бизнеса будут реализованы запланированные задачи и машиностроение Казахстана получит новый виток развития.
По итогам восьми месяцев 2018 года объем производства машиностроения составил более 638,1 млрд тенге, рост производства – 13,8%.
Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. Так, если в 2017 году каждый третий проданный автомобиль был выпущен на отечественных предприятиях, то по итогам 8 месяцев 2018 года каждый второй проданный автомобиль отечественного производства.
Новым фактором дальнейшего развития машиностроения является цифровизация производств и технологическая модернизация.
– Нами отобраны 7 модельных цифровых фабрик, в том числе три предприятия машиностроения: АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Алматинский вентиляторный завод» и ТОО «Карлскрона», – сообщил министр. – Мы ожидаем, что внедрение цифровых технологий повысит эффективность производства и снизит себестоимость производимой продукции ориентировочно на 20%.
Безусловно, предприятия должны быть сами заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности за счет внедрения цифровых технологий, для чего им следует пересмотреть стратегии развития бизнеса. В промышленности наметилась тенденция смещения от массового производства в сторону кастомизации спроса и потому «гибкость и быстрая адаптация к требованиям времени становятся основными факторами», заметил Женис Касымбек.
В портфеле мировых технологических трендов машиностроения также применение наноматериалов и новых материалов с заданными свойствами, изменение процесса производства и повышение его эффективности. Для повышения производственных экономических показателей предприятия внедряют у себя Индустрию 4.0. Boston Consulting Group подсчитала для Германии влияние на нее 4.0. По ее подсчетам, продуктивность в течение 5–10 лет вырастет на 5–8% с учетом материальных издержек производства. В деньгах это составит 90–150 млрд евро.
Машиностроение как крупнейший потребитель и источник инвестиций способно вывести экономику на более высокий технологический уровень. Так, 10 из 19 крупнейших по объемам вложений в НИОКР компаний мира, таких как Intel Co, Samsung, Volkswagen, – машиностроительные. В развитых странах доля машиностроительного производства составляет 30–50% от общего объема промышленной продукции (в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%).
– Относительно низкая доля отечественного машиностроения (10,7% – ред.) является огромным потенциалом для дальнейшего развития отрасли. Резервом роста является импортозамещение, потому что на машиностроительную продукцию приходится 1/3 импорта страны, – считает первый вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр.
Особенно высокую потребность в продукции машиностроения испытывают отечественные недропользователи. Они зависят не только от поставок машин и оборудования, но и запчастей для ремонтов. В итоге в секторе нефтегазового машиностроения на один доллар отечественной продукции приходится шесть долларов импорта. В горнодобывающем это соотношение и того больше: на доллар местного содержания приходится 20 долларов продукции импортного происхождения.
– Наши компании в основном проигрывают на экспортном рынке своим конкурентам. У наших производителей недостаточно высокий уровень конкурентоспособности: мы во многом используем устаревшие технологии. У нас нет новых решений, недостаточно внедрение цифровых решений. Предприятия не знают, как продвигать собственную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, и более того – не видят новых направлений развития, – не отрицал первый заместитель председателя правления Казахстанского института развития индустрии (АО «КИРИ») Марат Идрисов, представляя проект Комплексного плана развития машиностроения на 2019–2030 годы.
По его словам, предлагаемые в документе меры на первом этапе позволят увеличить объем производства в денежном выражении в три раза, а производительность труда в отрасли до 80 тыс. долларов США к концу 2024 года. Уровень локализации повысится в среднем до 65% во всех подотраслях машиностроения. На втором этапе, к концу 2030 года, объемы производства увеличатся вчетверо, средняя производительность труда – до 100 тыс. долларов. При этом экспорт машиностроительной продукции вырастет на 50%.
В настоящее же время развитие отрасли сдерживают невысокий уровень инвестиций, недостаток оборотных средств, высокие ставки кредитования в коммерческих банках и отсутствие длинных дешевых денег на рынке, опережающий рост себестоимости и закредитованность предприятий.
Уровень инвестиций в основные средства в машиностроительной отрасли равен уровню простого воспроизводства. В 2015–2016 годах практически 63% всех инвестиций были направлены на амортизацию в отрасли, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 32%.
– На самом деле то, что мы инвестируем в отрасль, позволяет лишь каким-то образом поддерживать основные активы. Развития нет. Мы сохраняем лишь то, что есть. Если мы хотим удвоить или утроить объемы производства, надо увеличить объемы инвестиций в разы, – заявил Марат Идрисов в своем выступлении.
Казахстанское машиностроение испытывает также острый дефицит квалифицированных кадров. Согласно данным PwC, более 90% опрошенных компаний указали эту проблему как главный барьер для своего развития.
Марат Идрисов представил участникам форума второй сценарий будущего отечественного машиностроения:
– В случае отсутствия поддержки отрасль будет стагнировать с текущих 10,7% до 5%. Будет продолжаться устаревание основных фондов производства: производственные фонды дойдут до уровня такого износа, когда восстанавливать уже будет нечего. Рынок Казахстана будет на 90% обеспечен только импортом, то есть ежегодно страна будет терять 10–20 млрд долл США.
– Надо определить по какому пути мы развиваемся. Либо мы догоняем тех, кто ушел вперед, и думаем, что мы что-то новое делаем. Либо мы реально двигаемся вперед. Вопрос о синергии существующей индустриальной реальности и того, что может быть или не будет, зависит от нас, – обратился к машиностроителям председатель партии «Ак жол», депутат Мажилиса парламента РК Азат Перуашев. – Наша задача делится как минимум на три. Первая – выживание существующих предприятий. Вторая – модернизация тех, которые способны к модернизации. Третья – создание новых производств, которых пока еще нет.
– Мы экспортируем металлургическую продукцию, концентраты и другую продукцию и почти половину полученных доходов от экспорта тратим на приобретение машиностроительной продукции. Традиционно приобретение машин, оборудования и запасных частей составляет для недропользователей одну из главных статей затрат. Так, в прошлом году предприятия ГМК закупили машиностроительной продукции на 146,6 млрд тенге. При этом примерно 40% ее импортировали.
Это, конечно, нас не радует, нам нужна казахстанская машиностроительная продукция. Поэтому в первую очередь нам необходимо понять откуда идет весь этот импорт, что мы можем произвести в Казахстане с учетом наших конкурентных преимуществ и какие меры поддержки для этого требуются, – заметил первый заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Тулеген Муханов и сообщил, что некоторые из них закреплены в обсуждаемом сейчас проекте Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2024 годы.
К примеру, продукция, выпускаемая предприятиями так называемой группы «Крепкий тыл», должна состоять в Единой карте приоритетных товаров и услуг. АГМП, Министерству по инвестициям и развитию РК совместно с НПП и отраслевыми ассоциациями стоит обсудить возможность включения в Единую карту продукции машиностроения, необходимой для предприятий ГМК. Это позволит отечественным машиностроителям получать «прямые» финансы для освоения продукции, востребованной недропользователями, внедрять последние технологические тенденции, в том числе Индустрию 4.0.
Тулеген Муханов обратил внимание участников форума, что проект концепции предусматривает дальнейшее развитие потенциала регулируемых закупок, для чего будет разработана офсетная политика, направленная на локализацию производства товаров и услуг.
– Неоднократно на разных площадках мы говорили, что ни в одной стране мира заключение офсетных соглашений не возлагается на недропользователей. Административное давление не является выходом из ситуации, мы предлагаем такой подход, который позволит на принципах Win-Win (вам выгодно и нам выгодно) наладить плодотворное сотрудничество, –заявил спикер.
Тем более когда крупные предприятия ГМК имеют собственные хорошо оснащенные машиностроительные заводы, осваивающие передовые технологии и выпускающие большой спектр продукции.
В Комплексном плане развития машиностроения Казахстана на 2019–2030 годы он предложил усилить внимание к кооперации машиностроительных предприятий при ГМК и других мелких и средних машиностроительных предприятий, чтобы выяснить кто в чем силен, какое импортное оборудование или части можно произвести совместными усилиями.
– Нужно консолидировать усилия и совместно наладить производство всего, что нам под силу. На наш взгляд, это будет более эффективно, чем офсетная политика, –аргументировал позицию АГМП Тулеген Муханов.
Полезным подспорьем для недропользователей и машиностроителей мог бы стать также «Зеленый коридор», который позволит им выстроить доверительное и действенное взаимодействие в ходе поставок продукции, а часть проблемных вопросов перевести в саморегулируемое поле. Будет ликвидирован информационный пробел предприятий. Недропользователи смогут владеть актуальными данными об отечественных машиностроительных предприятиях и перечне производимой ими продукции, оказываемых услугах, о возможности оперативного размещения заказов. В свою очередь отечественные поставщики машин и оборудования получат возможность своевременно реагировать на спрос.
Ускорить это взаимодействие, по словам представителя АГМП, способна другая инициатива ассоциации – онлайн-площадка для налаживания сотрудничества между предприятиями ГМК и машиностроительными предприятиями.
– Мы можем делать качественную продукцию, и по международным стандартам, и конкурентоспособную по цене, – уверен член правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Павел Беклемишев. – Мы можем сохранить машиностроение в нашей стране. Нужно слаженно и целенаправленно работать. Да, Индустрия 4.0 ускоряет все процессы. Экономика не терпит вакуума. Не успеем, нас вытеснят другие. Нами сделано уже не мало, но до рынка нам еще очень далеко. Мы должны строить бизнес на серьезной основе.
Источник: http://metalmininginfo.kz/archives/5941