Как повлияет на отрасль принятие «Дорожной карты развития машиностроения на 2019–2024 годы»?

В этом году будет завершена Госпрограмма индустриально-инновационного развития (ГПИИР-2), стартовавшая в 2015 году. Главной ее целью стало развитие важных отраслей казахстанской экономики для их последующей диверсификации. В частности, первым президентом Казахстана были поставлены следующие задачи: ослабить зависимость от экспорта нефти и другого сырья, обеспечить прогресс в сферах производства с более глубоким переделом и более высокой добавленной стоимостью.

Каким будет окончательный результат ГПИИР-2, сейчас говорить, конечно, преждевременно. Но за годы действия программы в стране действительно появились новые производства и целые отрасли. Хотя к ощутимому изменению структуры экономики это пока не привело. С другой стороны, рассчитывать, что складывавшаяся многими десятилетиями экономика сможет ощутимо измениться всего за пять лет, не приходится. Главное, у власти есть очевидное понимание того, что двигаться в этом направлении следует и дальше. Уже сейчас идет работа над следующим этапом этой политики – ГПИИР-3, о чем было сказано в предвыборной программе действующего президента Касым-Жомарта Токаева.

Политика государства по развитию перерабатывающей промышленности становится более глубокой и разносторонней. В этом плане важное событие произошло 26 июня: распоряжением премьер-министра была утверждена «Дорожная карта развития машиностроения на 2019–2024 годы». Профессиональное сообщество встретило этот факт с немалым энтузиазмом. Машиностроители республики не раз поднимали вопрос о том, что на сегодняшний день в стране нет ни одного действующего директивного документа, направленного на развитие отрасли. И в итоге они были услышаны.

2.jpg

На сегодняшний день отечественное машиностроение показывает хороший рост. В прошлом году по сравнению с 2017-м индекс промышленного производства составил 114,1%. В 2017-м тоже был отмечен рост по сравнению с 2016-м, что вполне можно объяснить работой ГПИИР-2.

У всех на слуху успехи казахстанского автомобилестроения, но это далеко не все. Например, в Экибастузе завод «Проммашкомплект» реализовал проект по производству железнодорожных колесных пар. Это очень важно, учитывая протяженность железных дорог страны, большой железнодорожный парк и планы по участию в мегапроекте «Один пояс – один путь». Более того, в Шымкенте в апреле был открыт новый трансформаторный завод. Дальнейшее развитие получили и уже существующие заводы «АтырауНефтеМаш», «КазТурбоРемонт» и «ЖигерМунайСервис». Мощную модернизацию провели Карагандинский литейно-механический завод и «Казцинкмаш» в Риддере. То есть «Дорожная карта» появилась не на спаде отрасли. Наоборот, идет рост, но, как говорит заместитель председателя Комитета машиностроения и металлообработки НПП «Атамекен» Павел Беклемишев, нужен рост не на проценты, а в разы – слишком сильно отрасль просела в свое время. Что же может сделать для этого новый документ?

Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие конкретики: пункты начинаются словами «проработать возможность», «рассмотреть вопрос». Но, по словам одного из представителей профессионального сообщества, важно, что эти вопросы вообще поставлены. В карте отражены, пожалуй, все основные направления развития машиностроения: необходимость принятия закона «О промышленной политике», создание Фонда развития промышленности при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, вопрос введения налоговых преференций для предприятий, осуществляющих модернизацию мощностей и наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции. Самое позитивное здесь – решение правительства о подготовке закона «О промышленной политике», считает заместитель председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Ерканат Маканов:

Значит, к нашим усилиям подключится и парламент. Наличие такого документа просто необходимо. Мы давно поднимали этот вопрос, но наталкивались на возражение, что принятие закона противоречило бы принципам ВТО, в которой Казахстан состоит. Но этот аргумент трудно назвать серьезным: наша обрабатывающая промышленность мало заметна в контексте ВТО. А вот у наших партнеров по ЕАЭС России и Беларуси такие законы есть. А у нас, как известно, с ними общий рынок.

Материальный аспект поддержки отрасли выражен в том пункте карты, где говорится о Фонде развития промышленности. Такая «кислородная подушка» необходима, тем более что казахстанские фонды развития до сих пор не уделяли должного внимания развитию обрабатывающей промышленности.

3.jpg
p

В документе также отражены вопросы развития базовых производств –того, без чего не работает ни одна подотрасль машиностроения. Это литье, кузнечное производство, горячая штамповка. Сегодня только продукции литейного производства наши заводы потребляют по 200 тысяч тонн в год. В основном же пользуются импортом из России и Китая. Новые производства в этих сферах предлагается создать в тех регионах, где расположены крупные действующие заводы. Эксперты отмечают, что реализация этих планов будет способствовать росту объемов производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в два раза, снижению его зависимости от импорта. То есть речь идет о той самой диверсификации.

Не менее важно, что в «Дорожной карте» отдельно выделен вопрос подготовки кадров для отрасли. Предусматривается проработка вопроса совершенствования системы дуального образования: предлагается ввести совместное финансирование затрат при прохождении производственной практики из расчета 70% государство и учебное заведение, 30% – работодатель. Уже в этом году начата разработка профессиональных стандартов, на базе которых будет выстроена система аттестации и подготовки специалистов для отрасли.

В «Дорожной карте» немало и других полезных для машиностроителей предложений. Вообще, она производит впечатление одного из наиболее проработанных отраслевых документов за последние годы. Правда, как всегда, возникает вопрос: а насколько эффективно она будет реализована? Но есть как минимум два обстоятельства, позволяющие надеться на успех. Во-первых, почти по каждому пункту карты Союз машиностроителей обозначен как соисполнитель. То есть предусмотрено постоянное, открытое и профессиональное лоббирование мер по развитию отрасли. Во-вторых, само появление документа, которого раньше не существовало, говорит о том, что государство серьезно настроено содействовать развитию отрасли. Как будет реализовываться «Дорожная карта», профессиональное сообщество будет обсуждать на полях VII Форума машиностроителей Казахстана в сентябре этого года.

 

Источник: Газета «Экспресс К»