Единый подход к государственным закупкам поможет ускорить восстановление экономики Казахстана

За последние два десятилетия Казахстан приложил значительные усилия, чтобы приблизить свою систему государственных закупок к международным стандартам, но существенная часть закупочной деятельности все еще им не соответствует, что ограничивает общую эффективность системы, говорится в оценке Всемирного банка.

«Мы признаем, что правила и институты казахстанской системы государственных закупок достигли того уровня зрелости, который потенциально может способствовать экономическому и рыночному росту, а также инновационному и экологически устойчивому развитию», – отметил Жан-Франсуа Марто, Постоянный Представитель Всемирного банка в Казахстане. «Как недавно отметил Президент Токаев, грамотное использование государственных закупок, и закупок квазигосударственным сектором, должно рассматриваться как средство восстановления экономической активности после COVID-19».

Оценка текущей практики закупок в Казахстане показывает повышение эффективности обязательной системы электронных закупок. В то же время, согласно оценке, только одна треть всех государственных закупок, проведенных способом открытого конкурса, была признана состоявшейся в 2017 году. В целом за 2017 год объем закупочной деятельности в стране оценивался в 21 млрд долларов США (или 13% от ВВП). Значительный объём закупок связан с квазигосударственным сектором, включая АО «Самрук-Казына», который, по оценкам, почти вдвое превышает объем государственных закупок.

В рамках проведённых реформ с введением требований по применению единых правил закупок квазигосударственный сектор был приближен к общей системе государственных закупок, однако по большей части все еще остается вне общей системы. Отдельно существующее нормативно-правовое регулирование различных систем закупок создает разрозненную площадку со сложной правовой базой, которая создает дополнительную нагрузку для поставщиков, участвующих в разных системах закупок.

В отчете содержатся рекомендации как для системы государственных закупок, так и для системы закупок АО “Самрук-Казына”, а также определены некоторые моменты, нуждающиеся в усовершенствовании, в том числе сложности в получении сертификата электронной цифровой подписи для иностранных участников торгов, которые отрицательно сказываются на принципах обеспечения равноправия и конкуренции и, следовательно, обеспечении лучшего соотношения цены и качества.

В отчете также представлены рекомендации по дальнейшему объединению систем для обеспечения большей прозрачности и эффективности в расходовании государственных средств, дальнейшего развития профессии специалиста по закупкам, совершенствования механизмов и практики управления контрактами, а также содействия добросовестности и вовлеченности гражданского сообщества в государственные закупки.

Всемирный банк начал оценку в 2018 году совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Исламским банком развития (ИБР) и Азиатским банком развития (АБР). Используя обновленную универсальную методологию оценки систем закупок (MAPS), эксперты провели анализ по следующим направлениям: нормативно-правовая база, институциональные рамки и потенциал управления, операции по закупкам и рыночная практика, а также подотчетность, добросовестность и прозрачность.

Первые результаты были представлены на общественном мероприятии в Нур-Султане в сентябре 2019 года.


ПРЕСС-РЕЛИЗ №: 2020/ECA/106