Бизнес-сообщество совместно с депутатами просят пересмотреть право налоговых органов подавать иски о признании сделок недействительными
17 октября в Астане состоялся круглый стол по вопросам налогового администрирования под председательством Председателя партии «Ак жол» Азата Перуашева. В мероприятии приняли участие вице-министр финансов РК Ержан Биржанов, заместитель Председателя КГД МФ РК Жаныбек Нуржанов, депутаты Мажилиса Парламента, представители бизнес-сообщества.
На круглом столе были обсуждены вопросы по спорам о признании сделок недействительными. По мнению представителей МСБ в Казахстане сложилась неблагоприятная практика рассмотрения судами гражданских дел с участием налоговых органов по спорам о признании сделок недействительными. Такая практика оказывает негативные последствия для надлежащего налогообложения субъектов предпринимательства.
За последние 2,5 года было подано 14 198 исков, из них в суде удовлетворяется более 90% исков налоговых органов против предпринимателей. За 8 месяцев 2023 года из 3763 поданных исков удовлетворены 3550.
Все чаще применяются косвенные доказательства, то есть можно, не выходя из кабинета, по итогам камерального контроля выставить нарушение и подать иск о недействительности сделок. Зачастую сотрудники КГД не опрашивают контрагентов, не выходят на объекты для выяснения реальной хозяйственной деятельности компаний.
Другими словами, выводы делаются без проведения проверок о том, что отсутствуют активы, работники, техника, производственные помещения, и поэтому сделки невозможны. При этом не учитывается тот факт, что предприниматель может отдать часть работы в аутсорсинг или нанять субподрядчиков. Тогда ему незачем содержать лишний штат работников или технику.
Вся проблема в том, что для получения полных и объективных доказательств совершения сделок не используется весь инструментарий налоговых органов – встречные, тематические налоговые проверки.
Помимо этого, на практике мало внимания уделяется принципу добросовестности.
Чтобы исключить практику предъявления формальных претензий к налогоплательщику, налоговый орган должен оценить действия самого налогоплательщика по целому ряду признаков. Помимо установления факта неисполнения обязательства, нужно доказать, что преследовалась цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности. А также то, что налогоплательщик знал или должен был знать о факторах, характеризующих поставщика как неблагонадежного.
Получается, что такая порочная практика приводит к необоснованному взысканию налогов с добросовестных предпринимателей, и затем и к их банкротству.
В ходе круглого стола участниками предложено устанавливать фиктивность счет-фактур либо в уголовном порядке по ст. 216 УК РК, либо в административном порядке по ст. 280 КоАП РК, где установлена четкая регламентация процессуальных норм по сбору доказательств, что обеспечивает защиту прав участников сделки с одной стороны.
C другой стороны минимизируются коррупционные риски, связанные с несвойственной для налоговой службы процессуальной деятельностью.
И, наконец, решается проблема неэффективной нагрузки на суды, о чем говорил Президент в своем послании 1 сентября 2023 г., когда на суды «фактически возложили функцию по проверке правильности исчисления налогов».
Налоговые правоотношения носят публично-правовой характер, налоговый орган имеет властные полномочия и не может выступать в гражданском суде на правах равного участника, поэтому согласно п. 4 ст. 1 ГК РК «к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется».
В связи с чем отмена права налоговых органов предъявлять иски о признании сделок недействительными также устранит противоречия, которые возникают вследствие участия налоговых органов в гражданском судопроизводстве, где необходимо обеспечить соблюдение основного принципа гражданского законодательства, предусмотренного п 1 ст. 2 ГК PK — признании равенства участников гражданских правоотношений. Таким образом, при наличии признаков фиктивности сделок или фальсификации счетов-фактур, выявленных в ходе камерального контроля, налоговые органы обязаны передавать такие дела для детального и объективного изучения в органы экономических расследований АФМ и принятия ими процессуального решения о передаче дела в суд при наличии доказательств фиктивности выписанного счета-фактуры.