Аналитический отчет о текущем состоянии машиностроительной отрасли Казахстана за 2017 год

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ.

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяет энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

Сегодня Казахстан характеризуется наличием не только богатых природных ресурсов, но и довольно развитой промышленностью.

По итогам 2017 года в структуре ВВП республики доля промышленности составляла 26,5%.

В настоящий момент в Казахстане сегмент машиностроения создает лишь 1,9% валовой добавленной стоимости (ВДС).

Индекс физического объема (ИФО) Валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-декабрь 2017 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 104,0%.



Номинальное значение и структура ВВП
за январь-декабрь 2017 года

 

ВДС, млн.тенге

Структура, в %

к предыдущему году, в %

ИФО

дефлятор

Валовой внутренний продукт

51 566 764,1

100,0

104,0

105,6

Производство услуг

29 385 664,9

57,0

102,7

105,3

Промышленность

13 641 242,0

26,5

107,1

103,9

Налоги на продукты

3 371 983,4

6,5

105,9

120,9

Строительство

2 882 529,2

5,6

101,9

102,5

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

2 285 344,6

4,4

102,9

103,8

ВВП – в рыночных ценах представляет собой конечный результат производственной деятельности производителей-резидентов.

ИФО ВВП характеризует изменение объемов производства товаров и услуг в экономике за определенный период.

Структура ВВП за январь-декабрь 2017 года



За 2017 год объем производства в стоимостном выражении вырос на 19,2% и достиг 913 868,0 млн. тенге, ИФО отрасли составил 105,6%
(Таблица 1).

Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за 2016-2017 годы, млн. тенге.

Сектор отрасли

2016

2017

ИФО к 2016 году, в %

Машиностроение

766 780

913 868

105,6

Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов

   55 074

149 760

139,0

Производство прочих транспортных средств

   55 159

111 278

137,7

Производство электрического оборудования

   101 077

117 675

126,5

Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории

   117 344

117 361

97,3

Ремонт и установка машин и оборудования

   399 856

379 255

95,1

Производство компьютеров, электронной и оптической продукции

   38 270

38 538

90,3

Динамика объемов производства машиностроения, млн.тг.

766 780

2016

913 868

2017



Рост объема производства отрасли обусловлен увеличением производства продукции автомобилестроения, вследствие восстановления стабильности на рынке автомашин страны и ЖД машиностроения за счёт выделения финансирования (на 2017 год – 17.5 млрд. тенге) для производства ЖД вагонов-платформ.

В 2017 году в структуре машиностроения рост производства в денежном выражении показали такие сектора, как производство машин и оборудования, не включенных в другие категории (+16,4%), производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов производство электрического оборудования (+171,9%), производство прочих транспортных средств ремонт и установка машин и оборудования (+101,7%). Рост был обеспечен за счёт восстановления паритета тенге к рублю, т.к. основной рынок сбыта для казахстанских производителей отрасли является Российская Федерация.

При этом, основной объем производства в денежном выражении занимает Ремонт и установка машин и оборудования, на долю которого в среднем за последние пять лет приходится от 40% до 50% объема отрасли. Основные доли в данном секторе занимают: ремонт подвижного состава ж/д дорог (в среднем за последние 3 года – около 26%), ремонт и ТО машин и оборудования специального назначения (в среднем - 21%, представлен ремонтом металлургического, нефтегазового, горнорудного оборудования, строительной техники и пр.), а также ремонт и техобслуживание электромоторов, генераторов и трансформаторов (в среднем - 11%).

К относительно крупным предприятиям сектора можно отнести предприятия, ориентирующиеся на потребности крупных недропользователей и предприятия по ремонту ж/д подвижного состава, такие как ТОО «Kazakhmys Maintenance Services» и ТОО «Казцентрналадка» (входят в ТОО «Корпорация Казахмыс»), ТОО «Қамқор Локомотив», ТОО «Казцинк-Ремсервис» (входит в ТОО «Казцинк»), АО «Акмолинский вагоноремонтный завод», АО «Алматинский вагоноремонтный завод», АО «ЫРЫСТЫ-АЭВРЗ», ТОО «Ак-Жайык-7», ТОО «KAZ Minerals Service» (входит в Группу KAZ Minerals), АО «Казремэнерго» (ремонт электромоторов, трансформаторов, среди заказчиков Казцинк, Казхром) и др.

Объем производства основных видов продукции машиностроения за 2017г. в сравнении с аналогичным периодом 2016г.

  • 2016
  • 2017

ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.

ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ.

Экспорт продукции машиностроения за январь-декабрь 2017 г. оказался ниже уровня 2016 г. на 9,6 %, составив порядка 651,9 млн. долл. США.

Следует отметить, что значительную долю экспорта занимает реэкспорт товаров. Среди локализованных товаров весомую долю в экспорте занимают аккумуляторы, подшипники, электрооборудование, и легковые автомобили.

Так, основная доля за анализируемый период приходится на аккумуляторы (7,5%), на подшипники (5,3%), а также прочие морские суда (5,2%).

Динамика экспорта

млн.долл.США

721,5

2016

651,9

2017





Структура экспорта

тыс.долл.США

№ п/п

ТНВЭД

Наименование товарной группы

Экспорт

Доля

1

850710

Аккумуляторы стартерные

48 598

7,5%

2

848250

Подшипники с цилиндровыми роликами

34 550

5,3%

3

890690

Прочие морские суда*

38 675

5,2%

4

890400

Буксиры и суда-толкачи*

32 302

5,0%

5

842952

Машины полноповоротные

23 687

3,6%

6

890590

Прочие плавучие маяки, пожарные суда

23 237

3,5%

7

870323

Легковые автомобили 1500-3000 см3

22 777

3,3%

8

848180

Арматура для трубопроводов

21 375

3,3%

9

843049

Бурильные и проходческие машины

18 366

2,1%

10

890510

Земснаряды

11 876

1,8%

*реэкспорт


Импорт продукции машиностроения за 12 месяцев 2017 года вырос на 13,7% к аналогичному периоду 2016 года, составив 10,9 млрд. долл. США. Основная причина увеличения связана с активацией торговли с ключевыми торговыми партнерами, восстановлением уровня платежеспособности населения.

В структуре импорта продукции машиностроения наибольшие объемы импорта занимают сотовые телефоны (5,0%), а также легковые автомобили объемом от 1500 до 3000 куб.см. (3,2%) и арматура для трубопроводов (3,0%).

Динамика импорта

Млн.долл.США

9 441

2016

10 944

2017





Структура импорта

тыс.долл.США

№ п/п

ТНВЭД

Наименование товарной группы

Экспорт

Доля

1

851712

Сотовые телефонные аппараты

549 277

5,0%

2

870323

Легковые автомобили 1500-3000 см3

345 732

3,2%

3

848180

Арматура для трубопроводов

330 112

3,0%

4

853710

Пульты, панели, консоли

208 232

1,9%

5

854449

Проводники электрические не более 80в

184 255

1,7%

6

851762

Коммутационные устройства

183 473

1,7%

7

847130

Машины вычислительные цифровые

149 443

1,4%

8

870324

Легковые автомобили более 3000см3

146 127

1,3%

9

870423

Грузовые автомобили с массой более 20т

126 611

1,2%

10

841370

Прочие насосы центробежные

118 892

1,1%

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Динамика объемов инвестиций в основной капитал за 2016-2017 гг., имеющиеся причины роста или снижения показателей.

Объем инвестиций в основной капитал машиностроительной отрасли по итогам 2017 года составил 60,6 млрд. тенге, что на 61,4% выше показателя 2016 года (37,6 млрд.тенге).

Динамика импорта

млн.тг.

37 609

2016

60 642

2017



Объем инвестиций в основной капитал по приоритетным подотраслям машиностроения за 2016-2017 гг., млн. тенге

Сектор отрасли

2016

2017

Соотношение к 2016 году

Машиностроение, в т.ч.:

37 609

60 642

 

Производство компьютеров, электронной и оптической продукции

2 606

3 218

115,6%

Производство электрического оборудования

4 862

4 766

91,7%

Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории

16 089

12 197

71%

Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов

1 253

5 389

в 4 раза

Производство прочих транспортных средств

3 016

25 224

в 7,8 раз

Ремонт и установка машин и оборудования

9 783

9 847

94,2%

 

В разрезе секторов лидером по привлечению инвестиций оказалось железнодорожное машиностроение, на чью долю приходится чуть менее половины (41,6%) объема инвестиций в отрасль. Рост инвестиций в сектор обусловлен продолжением финансирования проекта ТОО «Проммашкомплект» по расширению производства ж/д колес.

Кроме того, существенный рост объема был обеспечен за счет инвестиций в производство транспортных средств (ТОО «СарыаркаАвтопром»), горнорудного машиностроения (ТОО «Мэйкер»-КЛМЗ»).