БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ.
Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.
Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяет энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.
Сегодня Казахстан характеризуется наличием не только богатых природных ресурсов, но и довольно развитой промышленностью.
По итогам 2017 года в структуре ВВП республики доля промышленности составляла 26,5%.
В настоящий момент в Казахстане сегмент машиностроения создает лишь 1,9% валовой добавленной стоимости (ВДС).
Индекс физического объема (ИФО) Валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-декабрь 2017 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 104,0%.
Номинальное значение и структура ВВП
за январь-декабрь 2017 года
|
ВДС, млн.тенге |
Структура, в % |
к предыдущему году, в % |
|
ИФО |
дефлятор |
|||
Валовой внутренний продукт |
51 566 764,1 |
100,0 |
104,0 |
105,6 |
Производство услуг |
29 385 664,9 |
57,0 |
102,7 |
105,3 |
Промышленность |
13 641 242,0 |
26,5 |
107,1 |
103,9 |
Налоги на продукты |
3 371 983,4 |
6,5 |
105,9 |
120,9 |
Строительство |
2 882 529,2 |
5,6 |
101,9 |
102,5 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
2 285 344,6 |
4,4 |
102,9 |
103,8 |
ВВП – в рыночных ценах представляет собой конечный результат производственной деятельности производителей-резидентов.
ИФО ВВП характеризует изменение объемов производства товаров и услуг в экономике за определенный период.
Структура ВВП за январь-декабрь 2017 года
За 2017 год объем производства в стоимостном выражении вырос на 19,2% и достиг 913 868,0 млн. тенге, ИФО отрасли составил 105,6%
(Таблица 1).
Таблица 1 – Динамика объемов производства по секторам машиностроения за 2016-2017 годы, млн. тенге.
Сектор отрасли |
2016 |
2017 |
ИФО к 2016 году, в % |
Машиностроение |
766 780 |
913 868 |
105,6 |
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов |
55 074 |
149 760 |
139,0 |
Производство прочих транспортных средств |
55 159 |
111 278 |
137,7 |
Производство электрического оборудования |
101 077 |
117 675 |
126,5 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории |
117 344 |
117 361 |
97,3 |
Ремонт и установка машин и оборудования |
399 856 |
379 255 |
95,1 |
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции |
38 270 |
38 538 |
90,3 |
Динамика объемов производства машиностроения, млн.тг.
2016
2017
Рост объема производства отрасли обусловлен увеличением производства продукции автомобилестроения, вследствие восстановления стабильности на рынке автомашин страны и ЖД машиностроения за счёт выделения финансирования (на 2017 год – 17.5 млрд. тенге) для производства ЖД вагонов-платформ.
В 2017 году в структуре машиностроения рост производства в денежном выражении показали такие сектора, как производство машин и оборудования, не включенных в другие категории (+16,4%), производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов производство электрического оборудования (+171,9%), производство прочих транспортных средств ремонт и установка машин и оборудования (+101,7%). Рост был обеспечен за счёт восстановления паритета тенге к рублю, т.к. основной рынок сбыта для казахстанских производителей отрасли является Российская Федерация.
При этом, основной объем производства в денежном выражении занимает Ремонт и установка машин и оборудования, на долю которого в среднем за последние пять лет приходится от 40% до 50% объема отрасли. Основные доли в данном секторе занимают: ремонт подвижного состава ж/д дорог (в среднем за последние 3 года – около 26%), ремонт и ТО машин и оборудования специального назначения (в среднем - 21%, представлен ремонтом металлургического, нефтегазового, горнорудного оборудования, строительной техники и пр.), а также ремонт и техобслуживание электромоторов, генераторов и трансформаторов (в среднем - 11%).
К относительно крупным предприятиям сектора можно отнести предприятия, ориентирующиеся на потребности крупных недропользователей и предприятия по ремонту ж/д подвижного состава, такие как ТОО «Kazakhmys Maintenance Services» и ТОО «Казцентрналадка» (входят в ТОО «Корпорация Казахмыс»), ТОО «Қамқор Локомотив», ТОО «Казцинк-Ремсервис» (входит в ТОО «Казцинк»), АО «Акмолинский вагоноремонтный завод», АО «Алматинский вагоноремонтный завод», АО «ЫРЫСТЫ-АЭВРЗ», ТОО «Ак-Жайык-7», ТОО «KAZ Minerals Service» (входит в Группу KAZ Minerals), АО «Казремэнерго» (ремонт электромоторов, трансформаторов, среди заказчиков Казцинк, Казхром) и др.
Объем производства основных видов продукции машиностроения за 2017г. в сравнении с аналогичным периодом 2016г.
- 2016
- 2017
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ.
ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВЛИ.
Экспорт продукции машиностроения за январь-декабрь 2017 г. оказался ниже уровня 2016 г. на 9,6 %, составив порядка 651,9 млн. долл. США.
Следует отметить, что значительную долю экспорта занимает реэкспорт товаров. Среди локализованных товаров весомую долю в экспорте занимают аккумуляторы, подшипники, электрооборудование, и легковые автомобили.
Так, основная доля за анализируемый период приходится на аккумуляторы (7,5%), на подшипники (5,3%), а также прочие морские суда (5,2%).
Динамика экспорта
млн.долл.США
2016
2017
Структура экспорта
тыс.долл.США
№ п/п |
ТНВЭД |
Наименование товарной группы |
Экспорт |
Доля |
1 |
850710 |
Аккумуляторы стартерные |
48 598 |
7,5% |
2 |
848250 |
Подшипники с цилиндровыми роликами |
34 550 |
5,3% |
3 |
890690 |
Прочие морские суда* |
38 675 |
5,2% |
4 |
890400 |
Буксиры и суда-толкачи* |
32 302 |
5,0% |
5 |
842952 |
Машины полноповоротные |
23 687 |
3,6% |
6 |
890590 |
Прочие плавучие маяки, пожарные суда |
23 237 |
3,5% |
7 |
870323 |
Легковые автомобили 1500-3000 см3 |
22 777 |
3,3% |
8 |
848180 |
Арматура для трубопроводов |
21 375 |
3,3% |
9 |
843049 |
Бурильные и проходческие машины |
18 366 |
2,1% |
10 |
890510 |
Земснаряды |
11 876 |
1,8% |
*реэкспорт
Импорт продукции машиностроения за 12 месяцев 2017 года вырос на 13,7% к аналогичному периоду 2016 года, составив 10,9 млрд. долл. США. Основная причина увеличения связана с активацией торговли с ключевыми торговыми партнерами, восстановлением уровня платежеспособности населения.
В структуре импорта продукции машиностроения наибольшие объемы импорта занимают сотовые телефоны (5,0%), а также легковые автомобили объемом от 1500 до 3000 куб.см. (3,2%) и арматура для трубопроводов (3,0%).
Динамика импорта
Млн.долл.США
2016
2017
Структура импорта
тыс.долл.США
№ п/п |
ТНВЭД |
Наименование товарной группы |
Экспорт |
Доля |
1 |
851712 |
Сотовые телефонные аппараты |
549 277 |
5,0% |
2 |
870323 |
Легковые автомобили 1500-3000 см3 |
345 732 |
3,2% |
3 |
848180 |
Арматура для трубопроводов |
330 112 |
3,0% |
4 |
853710 |
Пульты, панели, консоли |
208 232 |
1,9% |
5 |
854449 |
Проводники электрические не более 80в |
184 255 |
1,7% |
6 |
851762 |
Коммутационные устройства |
183 473 |
1,7% |
7 |
847130 |
Машины вычислительные цифровые |
149 443 |
1,4% |
8 |
870324 |
Легковые автомобили более 3000см3 |
146 127 |
1,3% |
9 |
870423 |
Грузовые автомобили с массой более 20т |
126 611 |
1,2% |
10 |
841370 |
Прочие насосы центробежные |
118 892 |
1,1% |
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
Динамика объемов инвестиций в основной капитал за 2016-2017 гг., имеющиеся причины роста или снижения показателей.
Объем инвестиций в основной капитал машиностроительной отрасли по итогам 2017 года составил 60,6 млрд. тенге, что на 61,4% выше показателя 2016 года (37,6 млрд.тенге).
Динамика импорта
млн.тг.
2016
2017
Объем инвестиций в основной капитал по приоритетным подотраслям машиностроения за 2016-2017 гг., млн. тенге
Сектор отрасли |
2016 |
2017 |
Соотношение к 2016 году |
Машиностроение, в т.ч.: |
37 609 |
60 642 |
|
Производство компьютеров, электронной и оптической продукции |
2 606 |
3 218 |
115,6% |
Производство электрического оборудования |
4 862 |
4 766 |
91,7% |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории |
16 089 |
12 197 |
71% |
Производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов |
1 253 |
5 389 |
в 4 раза |
Производство прочих транспортных средств |
3 016 |
25 224 |
в 7,8 раз |
Ремонт и установка машин и оборудования |
9 783 |
9 847 |
94,2% |
В разрезе секторов лидером по привлечению инвестиций оказалось железнодорожное машиностроение, на чью долю приходится чуть менее половины (41,6%) объема инвестиций в отрасль. Рост инвестиций в сектор обусловлен продолжением финансирования проекта ТОО «Проммашкомплект» по расширению производства ж/д колес.
Кроме того, существенный рост объема был обеспечен за счет инвестиций в производство транспортных средств (ТОО «СарыаркаАвтопром»), горнорудного машиностроения (ТОО «Мэйкер»-КЛМЗ»).