Результаты поездки в ВКО

Руководитель отдела регионального сотрудничества Союза машиностроителей Казахстана Ержанов У.К. совершил рабочую поездку ВКО.

В ходе рабочей поездки Ержанов У.К. посетил следующие предприятия:

ТОО «Силумин-Восток»; ТОО «КазРосПромАрматура», ТОО «Ульба-Электро», ТОО «Силумин-Сервис», ТОО «ВК Промэнергоремонт», ТОО «Электродвигатель», ТОО «Гидросталь», ТОО «КазГеоМаш», ТОО «Усть-Каменогорский завод технологического оборудования», ТОО «Технология», ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод», ТОО «Машзавод», ТОО «Ремонтно-электромеханический завод», АО «КЭМОНТ», ТОО «Казахстанское промышленное предприятие», а также АО «Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры».

По итогам переговоров с данными предприятиями выявлены следующие проблемные вопросы, решение которых обеспечит развития машиностроительных предприятий и предприятий металлообработки региона:

  1. Сроки оплаты фактически поставленного товара в предприятия группы компании ERG в настоящее время составляют 60 (а в некоторых случаях 90) календарных дней.

Предложение: Сократить оплаты до 30-45 календарных дней по факту поставки товаров.

  1. На портале закупок группы компании ERG не защищены интересы отечественных товаропроизводителей. Нет приоритета казахстанским производителям — торги проводятся на равных между Казахстанскими предприятиями и поставщиками с других стран (в частности из Российской Федерации), последние в свою очередь имеют возможность подавать цены в российских рублях (при этом не понятен механизм расчета курса национальной валюты).
  2. Не защищены интересы отечественных товаропроизводителей в закупках предприятий ТОО «Корпорация Казахмыс», ПО «Жезказганцветмет». Кроме того, зачастую указанные заказчики приобретают продукцию, производимую на территории Республики Казахстан из третьих рук, по завышенной цене, осуществляя закупки через товарные биржи через своих брокеров, либо заведомо занижая реальные сроки поставки.
  3. ТОО «Корпорация Казахмыс» ведет список рискованных контрагентов, куда направляют (включают) по представленным документам не доводя до торгов. После включения в данный список ОТП ограничивают во всем. Постоянно угрожают и пугают ОТП этим списком.

Предложение: Проверить является ли законным ведение ТОО «Корпорация Казахмыс» списка рискованных контрагентов. Если законно, то принять меры по упорядочению ведения данного списка. 

  1. Занижения сроков поставки. Кроме предприятий ТОО «Корпорация Казахмыс» существенное занижение сроков поставки показывают на портале закупок недропользователей (reestr.nadloc.kz) и на порталах закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына» (tender.sk.kz).

В этой связи предприятия не могут принять участие в торгах по причине того, что Заказчики указывают сроки поставки 30 календарных дней, а иногда сроки сжаты до 10 календарных дней.

  1. Не полные и неоднозначные требования в технических заданиях, а зачастую в полных их отсутствиях. На портале закупок недропользователей (reestr.nadloc.kz), а так же на порталах закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына» (tender.sk.kz) «Заказчики» выставляя очередной конкурс предоставляют технические задания не позволяющие в полной мере осуществить расчет стоимости закупаемых изделий или оборудования. При этом если на портале недропользователей (reestr.nadloc.kz) имеется возможность запросить недостающие сведения, и в большинстве случаев получить ясный ответ, то на порталах закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына» (tender.sk.kz) дело обстоит гораздо сложнее — причина в отсутствии точных контактов (указывается номер телефона по которому очень сложно дозвониться, а если и получается, то начинается карусель — никто толком ничего не знает, и все переадресовывают друг на друга).

Предложение: Предоставление полного технического задания к документации на закупку. В технических заданиях указывать электронный адрес и телефон непосредственно заказчика или участка для которого требуется поставка продукции.

  1. Сложности в оформлении кредитов в Банках второго уровня на модернизацию оборудования. Данную проблему не могут решить при помощи Фонда «Даму» и Управления предпринимательства Акимата ВКО.

— Банки второго уровня (БВУ) отказывают в кредитовании и субсидировании предприятий на развитие бизнеса, тем самым затормаживая процесс модернизации оборудования, улучшения качества производимой продукции и пр.

            Предложение: Проработать вопрос выдачи кредитов БВУ на заключаемый контракт (подписанный) и принять данный контракт как залог.

  1. Выдача сертификата СТ-KZ на единичную продукцию производится на отдельный заказ и на каждую партию. Предприятия тратят много времени на оформление документов на получение сертификата СТ-KZ, происходит отвлечение специалистов заводов от основной работы.

При этом оформление сертификата на партию Товара выдается на количество не менее 5000 штук. Для производителей запорной арматуры это не очень много тогда как, для производителей насосов это огромное количество. Средняя цена 1 шарового крана – 5 000 тенге и их производство исчисляется в десятках тысяч штук в месяц, а стоимость 1 насоса – 600 000 тенге и предприятия производят их в количестве – десятков или сотни штук в год.

Предложение:

— Необходимо проработать вопрос выдачи сертификата СТ-KZ на серийное, годовое производство, а на партию товара или отдельного заказа (при единичном производстве) получать подтверждение от уполномоченного органа.

— Необходимо пересмотреть требования по количеству оборудования в партии, для производителей разного вида продукции.

  1. В Приказе и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 155 «Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия» (далее – Приказ 155) критерии определения страны происхождения на погружные скважинные насосы (Код ТН ВЭД 8413) определены без учета конструктивных особенностей насосов и технологии производства и сформулированы на основе технологии отдельно взятого производителя. У других производителей состав деталей и комплектующих может значительно отличаться.

Предложение: Необходимо внести изменения в Приказ 155 по критериям определения страны происхождения для этой группы товаров (Код ТН ВЭД 8413). Основной критерий — это конструкторская документация производителя и возможность производства им 30% деталей от стоимости насосов, так как значительная стоимость в выпускаемых насосах это стоимость электродвигателей и стоимость материалов – нержавеющего проката и литья, производство чего в Казахстане отсутствуют.

  1. Контроль платежеспособности и задолженности Госучреждении (ГУ), Госпредприятий (ГП) перед Поставщиками перед публикацией закупки.

Заказчики объявляют новые тендера, на одну и ту же продукцию, имея при этом просроченную задолженности перед поставщиками за прошлые поставки (прошлый год). Такие действия ГУ, ГП дает возможность образования коррупционных схем получения незаконных доходов управляющим ими лицами. Когда после, многократных попыток получить деньги за свой товар, к ОТП обращаются некие лица, которые предлагают переуступить задолженность этих ГУ и ГП за 50% стоимости товара. Понимая всю безнадежность в получении когда-либо своих денежных средств в полном размере, ОТП вынуждены идти на такой шаг, чтобы вернуть хотя бы часть наших денежных средств. Из этого можно сделать вывод, что некие лица имеют возможность вернуть 100% задолженности и эти 50% просто уходят мошенникам. В частности, ОТП столкнулись с такой схемой отъёма средств, поставляя свою продукцию для ГКП «Теплокоммунэнерго» ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семей». Например на сегодняшний день за прошлогодние поставки нет оплат от компаний: ГКП на ПХВ «Таразтрансэнерго», ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу» при акимате города Кокшетау, на которые ОТП вынуждены подать в суд.

Предложение: Автоматизировать отчетность Заказчика на портале ГЗ за оплату в срок, при отсутствии оплаты блокировать размещение заявок на закупку до погашения просроченной дебиторской задолженности.

  1. Контроль сроков поставки товара ГУ/ГП

Некоторые недобросовестные предприятия, на тендере заявляют поставку товара в течение текущего года, при этом не имея конкретного графика поставки товара, ссылаясь на то что возможно у них не будет средств на выкуп этого товара, для чего в предложенном на тендере договоре, включается пункт о том, что возможен отказ Заказчиком от закупа товара. Исходя из принципов гражданского права стороны имеют равные права, но этот принцип, почему-то не действуют в отношениях между Гос. организациями и поставщиками. Большая часть предпринимателей стремится вступить в гражданско-правовые отношения с госорганами или аффилированными с ними лицами, так как на сегодняшний день эти организации являются наиболее стабильными и платежеспособными. В связи с этим Госпредприятия пользуются своим преимуществом. Юридическая форма заключаемых договоров далека от равноправия.

Предложение: Запретить устанавливать срок «по заявке в течение года», конкретизировать срок поставки от 15 дней до 2 месяцев, не более.

  1. С помощью какой организации возможно контролировать и полностью обеспечить возврат НДС при экспорте продукции?

Наш пример: Нашим предприятием в счет погашения долга 01.04.2015 г. в адрес ООО «ТехСнаб» ИНН/КПП 7447176215/ 744701001 было отгружено оборудование на общую сумму 15 922 469,02 (Пятнадцать миллионов девятьсот двадцать две тысячи четыреста шестьдесят девять рублей 02 коп). Счет-фактура № 51 от 01.04.2015 г. Транспортировка оборудования была произведена автомобильным транспортом покупателя. В настоящее время данное предприятие не предоставило уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов, отчетности по данной сделке.  В результате НДС за покупателя, размере 6 млн тенге, наше предприятие вынуждено было заплатить само.

По этому вопросу мы обращались в ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с просьбой о содействии, но получили ответ, что «налог не уплачен, заявление не предоставлено по месту учета» без объяснения причин, а также информацию о проводимой работе по исключению ООО «ТехСнаб» из единого государственного реестра юридических лиц.

  1. При регистрации в АО «Самрук Казына Контракт» в роли «Товаропроизводителя Холдинга» мы столкнулись с проблемой выбора кода ЕНС ТРУ для нами производимого оборудования.

Причина: Размножение кодов с аналогичными товарами. При регистрации, возможно, подать заявку на свою продукцию и присвоение своего кода. Но данная мера не контролируется АО «Самрук Казына Контракт» и соответственно заводятся новые коды на уже имеющуюся продукцию в справочнике кодов. Например, нашу продукцию с полным описанием можно оформить как: Кран шаровой из стали тип присоединения под приварку управление с помощью рукоятки диаметр Ду15 Давление Ру4,0МПа. В базе ЕНС ТРУ можно найти: кран Ду 15, Ру40, Кран под приварку Ду15 Ру40, Кран с ручкой из стали…и т.д. что само по себе «задваивает» позиции и увеличивает количество кодов ЕНС ТРУ. При этом предусмотрена база для выбора параметров: Тип оборудования, ДУ, РУ, тип присоединения, и т.д. но разделы содержат замноженные данные аналогичные для выбора, а также неоднозначны для выбора: Например, на выбор: Кран стальной или Кран с ручкой. А необходимо произвести поставки крана стального и с ручкой! и таких пунктов масса.

Предложение: Базу ЕНС ТРУ доработать специалистами закупок АО «Самрук Казына Контракт», с обращением к производителям и поставщикам и соответственно провести подробную проработку справочника для однозначного выбора кода ЕНС ТРУ.

  1. Подтверждение поставки товара по Госзакупкам.

После поставки товара по ГЗ Поставщик обязан подтвердить поставку товара с помощью оформления электронного акта на портале ГЗ с приложением копии накладной с подписью о получении товара. Это необходимо сделать в срок поставки, указанный в договоре. При просрочке оформления акта, и прикрепления приложения с накладной с ЭЦП (при наличии товара на складе Заказчика) поставка является просроченной, и Заказчик подает в суд на Поставщика за просрочку поставки. Поставщик получает обратно оригинал накладной с подписью в срок от 7 до 15 дней (отправляется как правило через АО «КазПочта», т.к. это самый дешевый вариант отправки документов). Таким образом Поставщик в минимум 15 дневный срок должен: произвести поставку, получить обратно накладную, оформить акт на портале.

Предложение: Внести корректировку в правила о Госзакупках: Заказчик обязан подтвердить поставку товара Поставщиком с прикреплением накладной с подтверждающей подписью о наличии товара у него на складе в течение одного рабочего дня в день приемки товара, а не Поставщик. Таким образом, Заказчик подтверждает, что Поставщик поставил ему товар.

  1. О внесении данных о производителях в сборник сметных цен РК

ТОО «УКЗ «КазРосПромАрматура» подает данные в Центр ценообразования в строительстве АО «Казахский научно-исследовательский институт строительства и архитектуры» Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства для Сборника сметных цен в текущем уровне (на оборудование и строительные материалы). В данный сборник подают данные различные компании, в том числе коммерческие организации, не имеющие производственных площадок. Таким образом, специалисты проектных организаций и РГП «Госэкспертиза» зачастую используют цены коммерческих организаций на импортный товар, при наличии казахстанских производителей.

Предложение: В данный сборник внести данные о заводах производителях и стране происхождения товара. РГП «Госэкспертиза» должна информировать Проектные организации о применении в первую очередь товаров казахстанских производителей.

  1. О внесении корректировок в «Правила закупок субъектами естественных монополий».

На данный момент многие закупки, например, Алматинскими тепловыми сетями, Атыраускими тепловыми сетями и т.д. проводятся 1 раз в год «особым порядком» и проводятся бумажные тендеры, публикуются на сайтах Заказчиков, итоги публикуются в электронных газетах, уже проведенных торгов из одного источника с коммерческими компаниями. Электронные газеты считаются СМИ, но публикация в них сознательно создает проблему в отслеживании таких закупок. Либо наоборот сознательно ориентирует определенный круг заинтересованных лиц на отслеживаение и участие.

Предложение: Запретить субъектам естественных монополий проводить бумажные тендеры. Перевести все закупки этих компаний в прозрачную сферу на электронный портал Государственных закупок отредактировав «Правила закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18».

  1. Создать условия добросовестной конкуренции.

— при выборе исполнителя проекта экологических оборудовании для вновь строящихся установок очистки, так и для реконструкции и модернизации существующих, с обеспечением современных экологических требований. (ВКО  действует Усть-Каменогорский завод технологического оборудования один из 2-х заводов в СНГ). 

  1. ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод» (ТОО «УККЗ»), современное промышленное предприятие и единственное в Казахстане по производству конденсаторного оборудования. Предприятие ведущий завод на территории СНГ в своей области, которое взаимовыгодно сотрудничает с множеством компаний, как на внутреннем рынке, так и рынках зарубежья.

ТОО «УККЗ»  продолжает сталкиваться  с серьёзными экономическими  проблемами:

            1). Необходимость регулирования и снижения ставок  таможенных пошлин на товары импортируемые из стран дальнего зарубежья, т.к увеличение действующих импортных ставок таможенных пошлин увеличивает себестоимость продук¬ции, делая ее неконкурентоспособной, а производство нерентабельным.

Предложение: С целью поддержки отечественных производителей  продукции конденсаторостроения необходимы содействие и поддержка в решении вопроса по пересмотру ставок таможенных пошлин до 0%  на следующие товары:

-Изолятор композиционный, Германия, Китай – ставка пошлины 10%;

-Изоляторы, Китай, Индия, Сербия – ставка пошлины 10%;

-Контактор электромагнитный, Македония – ставка пошлины 11%;

-Контактор вакуумный, Китай – ставка пошлины 10 %;

-Контактор электромагнитный – ставка пошлины 7,5%;

-Рубильник, Польша – ставка пошлины 10%;

-Сильфон, Хорватия – ставка пошлины 10%;

-Реле небаланса, Финляндия – ставка пошлины 11%;

-Лента лужённая, Китай – ставка пошлины 5%;

-Бумага конденсаторная, Китай – ставка пошлины 5%;     

            2). Необходимость в качественном ремонте автомобильных дорог, в первую очередь до границы Казахстана с Россией и Китаем и снижение тарифов на транспортировку ж/д транспортом. Качественный ремонт автомобильных дорог и снижение тарифов на транспортировку ж/д транспортом, будут способствовать сокращению срока доставки и сохранению целостности продукции и материалов в процессе транспортировки.

Предложение: Необходимо поднять вопрос о ремонте дорог в регионе и пересмотру тарифов на ЖД перевозки для отечественных экспортоориентированных предприятий.

3). Проблема двойного назначения продукции. В соответствие с кодом ТН ВЭД  продукция, а именно конденсаторы, установки конденсаторные и емкостные трансформаторы напряжения являются продукцией двойного назначения. В связи с этим завод попадаем под действие закона об обязательном экспортном контроле. На каждую партию  продукции, отправляемой в другие страны, УККЗ оформляет заявление в  Комитет индустриального развития и промышленной безопасности на выдачу заключения об отнесении товаров, к продукции, подлежащей экспортному контролю. Данное заявление рассматривается в течение 10 дней. После этого срока УККЗ получает заключение, что продукция по своим техническим характеристикам не относится к продукции подлежащей экспортному контролю. Только при получении данного заключения завод может оформлять отгрузочные документы на экспорт. И такая процедура оформляется на каждую партию отгружаемой продукции.

Предложение: Необходимо внести  изменение в  постановление  Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2008года № 104 «Об утверждении номенклатуры (списка) продукции, подлежащей экспортному контролю» о том, что вся номенклатура выпускаемой предприятием УККЗ продукции не подлежит экспортному контролю. В свою очередь УККЗ готов предоставить полное техническое описание по каждому виду выпускаемой продукции.

            4).  Отсутствие информации о потребности в продукции у национальных компаний  Казахстана на ближайшие годы затормаживает процесс загрузки свободных производственных площадей. Например, по  АО «НК «Қазақстан темiр жолы»  запроектирована продукция ТОО УККЗ – статические тиристорные компенсаторы реактивной мощности, но на сегодняшний день так  и не известна  реализация данного проекта. По другим национальным компаниям – АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго» и др.  также не представляется  возможным узнать  планы инвестиционного развития на ближайшие 3-5 лет. На сайтах вышеуказанных компаний данная информация отсутствуют.

Предложение: Обеспечить информации о потребности в продукции у национальных компаний  Казахстана по запросу ОТП или сделать ее доступной на сайтах нацкомпаний.

  1. Необходимость строительства газовой трубы до ВКО. Применение газа в качестве топлива и в технологии производства позволит уменьшить себестоимость и улучшить качество продукции.