Тезисы председателя правления М.Пшембаева на заседании Союза машиностроителей Казахстана

Барлығыңыз білетіндей, ағымдағы жылдың 16-17 сәуірде Қазақстанның алғашқы Машина Жасаушылары Форумы өтті.

Атаулы Форум жұмысына 900-ден астам маман қатысты, олардың ішінде 120 шетелдік делегаттар мен басқа елдердің машина жасау кәсіпорындар өкілдері.

Мәжілістік отырыс қарсаңында машина жасау салалары бойынша 7 тақырыптық дөңгелек үстел өткізілді, солардың ішінде – мұнай және газ саласы, темір жол саласы, электротехника саласы, тау-кен металлургия саласы, ауыл шаруашылық саласы, көлік жасау  мен металл өңдеу салалары. Атаулы дөңгелек үстелдерді өткізу нәтижесінде Қазақстан Республикасының Үкіметіне отандық машина жасау саласын қолдау бойынша нақты ұсыныстар дайындалған болатын. Осы орайда, атаулы дөңгелек үстел модераторларына жемісті еңбектері үшін алғысымды білдіре отырып, атаулы ұсыныстарды талқылау бойынша жұмыс одан әрі жалғасатындығына үміттенемін.

Форум аясында 2 меморандумға қол қойылды:

1. «СарыарқаАвтоПром» ЖШС және Iveco S.p.A. (Италия)» арасында өзара түсіністік жөніндегі Меморандум. IVECO компаниясының фирмалық ауыр жүк көліктерін жинақтап, Қазақстанда «СарыарқаАвтоПром»  серіктестігінің делдалдық жүйесі арқылы тарату мақсатында, IVECO «СарыарқаАвтоПром» компаниясына қажетті ұсақ саймандар жиынтығын жеткізетін болады.

2. «Петропавл қаласында комбайндар және тракторлар өндірісін ұйымдастыру туралы ынтымақтастық жөніндегі Меморандум». Петропавл қаласында агроөндіріс кешені мен тұрғын үй-коммуналдық шаруашылығы үшін қажетті 3-4 класты бидай жинау комбайндары мен доңғалақты тракторлар шығару бойынша инвестициялық жобаны жүзеге асыру.

Меморандумға Қазақстан Республикасы Индустрия және жаңа Технологиялар Министрлігі, Солтүстік Қазақстан Облысы әкімшілігі, «Қазақстан Инжиниринг» Ұлттық Компаниясы» Акәионерлік Қоғамы және «Трактор зауыттары» Концерні» ККУ» АҚҚ қол қояды.

Форум машина жасау саласында инновациялық шешімдерді дамыту, сонымен қатар, қабылдау мақсатында мемлекет, бизнес пен ғылым арасында тиімді әрекеттестікті қамтамасыз ету үшін халықаралық алаң болды.

Уважаемые учредители и члены правления ОЮЛ СМК!

Мы собрались сегодня, чтобы подвести итоги развития машиностроительной отрасли за 2010-2012 годы, итоги проведения первого в истории Казахстана Форума машиностроителей и наметить планы развития на 2013 год и на  перспективу.

В независимом Казахстане возникли новые подотрасли машиностроения:

железнодорожное машиностроение.

Автомобилестроение.

Продолжало развиваться производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования.

Большую помощь оказало и  государство. В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы Правительством Казахстана были инициированы несколько программ: Отраслевая программа по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 годы,  Программа «Производительность 2020», Отраслевая программа по развитию казахстанского содержания в РК на 2010-2014 годы, Отраслевая программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010-2014 годы. Хотелось бы сразу отметить, что машиностроители Казахстана перевыполнили в 2012 году все показатели Отраслевой программы по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 годы. Намеченный объём производства машиностроительной продукции в 588 млрд. тенге перевыполнен. За 2012 год объем производства машиностроительной продукции вырос на 157 млрд. тенге и составил 657 млрд. При нынешних темпах в 2013 году этот объем составит более 800 млрд., а к 2015 году перевалит за 1 трлн. тенге.

По общему мнению как участников, так и гостей Форум удался. Поэтому я хотел бы поздравить всех нас и особенно руководителей секций и круглых столов за их хорошую работу.

Я думаю, мы нашли правильный формат проведения Форума. Работа в секциях позволила нам обсудить проблемы отдельных подотраслей машиностроения и металлообработки и выработать предложения от каждой секции и круглых столов. Предложения эти были направлены всем членам правления Союза машиностроителей и я предлагаю сегодня их обсудить.

1. первое предложение – это проводить Форум машиностроителей ежегодно. Поступило от секции «Нефтегазовое машиностроение». Кроме того, россияне предлагают проводить Форум машиностроителей попеременно в трех странах: России, Казахстане и Беларуси. Если принять российское предложение, то Форум в Казахстане придется проводить раз в три года. Подготовительная, т.е. незаметная работа заняла около трех месяцев работы. Активное участие в подготовительной работе принимал аппарат союза машиностроителей и сотрудники управления машиностроения Комитета промышленности Министерства индустрии и новых технологий. Все залы, где проходили заседания секций, круглых столов и пленарного заседания были предоставлены бесплатно. Поэтому отдельную благодарность мне хотелось бы выразить руководителям Министерства Индустрии и новых технологий, Министерства сельского хозяйства, АО «НК «КТЖ» и АО «НК «Казахстан инжиниринг». Кроме того, для сведения, я хотел Вас проинформировать, что для проведения Форума мы привлекли фирму и заплатили ей   35 млн. тенге, которые были выделены Компанией «Самрук-Казына».

Кроме того, имеется ещё одно предложение по этому вопросу.  Учитывая, что и ГПФИИР и Отраслевая программа по развитию машиностроения в РК рассчитаны на 2010-2014 годы, следующий Форум машиностроителей Казахстана провести или в конце текущей пятилетки, приурочив по срокам ко дню машиностроителей, т.е. в конце сентября 2014 года, или в конце апреля 2015 года, когда будут известны предварительные результаты за пятилетку.

2. Второе предложение – это издание специализированного журнала по машиностроению.

3. Мы должны решить какие подотрасли машиностроения необходимо развивать в Казахстане и какие из них надо поддерживать? Перечень подотраслей машиностроения мы специально подготовили для Вас и он лежит перед Вами на столе.

Также имеется предложение закрепить за членами правления курирование отдельных подотраслей, а в помощь им принять в аппарат Союза несколько человек на постоянную работу.

4. Какие меры государственной поддержки нам ещё необходимы? Какие законы или постановления надо принять или внести в них изменения и дополнения? Например, я считаю необходимым на государственном уровне разработать Законы по промышленной  и офсетной политике. В соседней России по инициативе членов Комитета Государственной думы по промышленности разработана новая редакция закона о промышленной политике, которая будет внесена на рассмотрение в Государственную думу в весеннюю сессию нынешнего года.

Кроме того, необходимо разработать новую программу развития машиностроения или внести в неё значительные изменения, в связи с тем, что мы перевыполнили все целевые индикаторы действующей программы.

Поэтому прошу всех членов Правления высказаться по всем поставленным вопросам, а также внести новые вопросы и предложения для обсуждения.

И последнее. По данным Агентства по статистике в Казахстане около одной тысячи предприятий отчитываются как машиностроительные предприятия. Во-первых их всех надо привлечь в союз машиностроителей. А для этого я предлагаю посетить все эти предприятия и провести с ними организационную работу. Разъяснить им меры государственной поддержки и оказать им посильную помощь.

Благодарю за внимание!