Ведущая отрасль экономики. Форум машиностроителей прошел в Нур-Султане
Машиностроение является ведущей отраслью экономики и драйвером индустриализации Казахстана. Об этом говорится в приветственной речи Президента РК Касым-Жомарта Токаева к участникам VII Форума машиностроителей Казахстана, который состоялся 12-13 сентября в городе Нур-Султане. «Уважаемые участники форума, поздравлю вас с проведением VII Форума машиностроителей Казахстана!
В настоящее время отрасль машиностроения производит огромное количество продукции, начиная от запасных частей до высокотехнологичного современного оборудования, она также производит тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, трансформаторы, а также другое сложное оборудование. Машиностроение является отраслью, которая способствует развитию всей казахстанской экономики», — отмечено в приветственной речи, которую зачитал помощник Главы государства Маулен Ашимбаев в ходе форума.
Президент выразил уверенность в том, что силы машиностроителей и государства будут способствовать развитию машиностроения как драйвера индустриализации Казахстана. В заключение Касым-Жомарт Токаев пожелал плодотворной работы участникам форума.
В этом году форум прошел под девизом «Машиностроение — драйвер индустриализации Казахстана!». Организатором форума выступило Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Союз машиностроителей Казахстана, генеральный партнер — АО «ФНБ «Самрук-Қазына».
Ежегодно форум посещают иностранные делегаты из более 20 стран мира, таких как Германия, США, Япония, Италия, Чехия, Россия, Китай и другие. Тем самым отечественные предприятия, не выезжая за границу, получают возможность провести встречи со своими зарубежными коллегами.
На форуме обсуждались такие важные и актуальные темы, как стратегические направления развития отрасли в условиях вызовов нового времени, вопросы импортозамещения, стимулирования производства, повышения статуса молодых специалистов, обсуждение новых подходов в условиях цифровизации.
«Наш форум — это реальная диалоговая площадка, где принимается ряд решений. Так, по итогам форума прошлого года в этом году была принята дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы», — заявил председатель ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев.
«Но мы не останавливаемся на этих достижениях. У нас очень большие задачи по импортозамещению, организации производства нефтегазового оборудования. Огромная работа предстоит в сельскохозяйственном машиностроении, показатели которого за пять лет мы должны поднять как минимум в 2-3 раза. Мы должны обеспечить наших крестьян средствами производства: комбайны, трактора, посевные комплексы», — добавил Пшембаев.
По словам министра индустрии и инфраструктурного развития РК Романа Скляра, машиностроение — одна из наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Ее развитие обеспечивает стабильность развития разных секторов экономики. Создание одного рабочего места в машиностроении влечет за собой создание 5-6 рабочих мест в смежных отраслях.
«В целом за годы действия программы индустриализации реализовано 114 проектов. За этот период нам удалось выйти на производство новых видов продукции. (…) Удалось расширить выпуск продукции на экспорт. Мы успешно начали встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. (…) На сегодняшний день в стране ведется производство всех категорий автотранспортных средств, собирается 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых, 22 авто мировых брендов», — заявил Роман Скляр.
Член Коллегии (министр) ЕЭК по промышленности и АПК Александр Субботин отметил, что в 2018 году в Казахстане зафиксирован наибольший среди стран ЕАЭС прирост выпуска продукции машиностроения. Он превысил 26 процентов. По его словам, сейчас производители машиностроительной продукции Союза имеют общее видение целей и возможных путей развития производственных коопераций с полным использованием интеграции.
«По итогам 2018 года отрасли машиностроения показали себя как один из самых бурно развивающихся компонентов экономики. Так, кооперационные поставки в производстве машин и оборудования выросли на 15 процентов, в производстве электрооборудования — на 10 процентов. А за последние годы товарооборот между нашими странами из-за кооперационных связей вырос более чем на 40 процентов», — заявил Субботин.
Одной из важных тем на форуме стал вопрос о новых подходах к развитию производителей в машиностроительной отрасли в рамках закупок АО ФНБ «Самрук-Казына». Так, заместитель генерального директора ТОО «Самрук-Казына Контракт» Темиржан Абдрахманов рассказал про политику закупок: «Фонд разрабатывает категорийные стратегии. По сути это закупочные стратегии, документ, регламентирующий закупки определенных категорий товара. В соответствии с поручением Ахметжана Есимова требования во все закупочные стратегии выставлены по обязательной закупке у казахстанских производителей. Отдельным пунктом идут машиностроители — все стратегии должны предусматривать закупку напрямую у казахстанских машиностроителей».
Добавим, что, по информации экспертов, за последние годы отрасль машиностроения одна из немногих отраслей, которая смогла оперативно адаптироваться к новым экономическим реалиям и выйти на путь устойчивого роста. За годы индустриализации в отрасли машиностроения и металлообработки было введено порядка 130 новых производств, создано 14 тысяч постоянных рабочих мест.
Если по итогам 2018 года рост всей промышленности Казахстана составил 4,1 процента, то рост объема машиностроения за указанный период составил 14,1 процента, составив в денежном выражении рекордные 1,1 триллиона тенге. По итогам семи месяцев 2019 года рост объема производства машиностроения составил 18 процентов. На форуме был заключен ряд контрактов и договоров.
Отметим, что еще одной особенностью седьмого Форума машиностроителей стало то, что, принимая во внимание объявленный Елбасы Год молодежи, основные мероприятия были посвящены развитию молодежного потенциала. В частности, была проведена традиционная ярмарка вакансий для студентов, public talk для молодых специалистов, а также конкурс по робототехнике среди школьников.