Самрук-Казына Контракт

TENDER.SK.KZ

Информационная система электронных закупок (далее — ИСЭЗ) представляет собой единый портал электронных закупок компаний Фонда.

Использование системы электронных закупок позволяет обеспечить конкурентную среду проведения тендеров за счет повышения уровня открытости для всех участников процесса, равных прав, быстрого поиска по нужным закупкам, участие в закупках независимо от территориального нахождения поставщика.

ИСЭЗ решает сразу несколько задач:

Она позволяет сделать внушительный шаг к экономии бюджетных средств и обеспечению прозрачности процесса закупок, способствует консолидации информации, а значит — росту компании, повышению ее рентабельности.

ИСЭЗ обеспечивает полную автоматизацию процессов закупа товаров и услуг на единой электронно-торговой площадке. Здесь сосредоточена вся необходимая информация о заказчиках, поставщиках, а также обширная база данных о товарах, работах и услугах.

Система позволяет осуществлять централизованный мониторинг и контроль за соблюдением норм правил закупок Фонда. Любое нелогичное решение,любой предвзятый выбор поставщика или подрядчика моментально фиксируются. По сути, это исключает возможность возникновения коррупционных проявлений.

Для регистрации в системе необходимо получить Электронно-цифровую подпись в Национальном Удостоверяющем Центре.

ENSTRU.KZ

Единый номенклатурный справочник товаров, работ и услуг (ЕНС ТРУ) — классификатор товаров, работ и услуг применяемый более чем 250 организациями АО «Самрук-Қазына» и государственными учреждениями Республики Казахстан, для планирования, учета и анализа закупочных процессов. Применение ЕНС ТРУ позволяет:

— Унифицировать перечень наименований товаров, работ и услуг;

— Обеспечить необходимый уровень учета, мониторинга и анализа закупок и развития местного содержания;

Разработкой и ведением справочника занимается ТОО «Самрук-Казына Контракт» в рамках реализации политики АО «Фонд национального благосостояния «Самрук — Казына» по совершенствованию процесса закупок.

Основой справочнику ЕНС ТРУ послужил Классификатор продукции по видам экономической деятельности (КПВЭД), в соответствии с которым с 2009 года формировались планы закупок государственных органов и организаций Фонда. Вся отчетность по вопросам закупок Фонда и его дочерних компаний,в том числе консолидированная, формировалась и направлялась в государственные органы на основе КПВЭД. Но ввиду укрупненности позиций, его использование в качестве классификатора товаров, работ и услуг вызывало определенную сложность, поскольку номенклатура приобретаемых позиций организациями Фонда очень широка и агрегированный их учет приводил к сложностям в принятии управленческих решений.

В связи с этим в 2012 году в АО «Самрук-Қазына» был внедрен Единый номенклатурный справочник товаров, работ и услуг, с более детализированной классификацией закупаемых позиций. С разработкой и внедрением справочника в закупочную систему Фонда, стало возможным решение таких задач, как объединение и сопоставление данных от разных заказчиков, поставщиков и других источников информации с целью достижения более точного определения потребности организациями Холдинга в видах закупаемых товаров, работ, услуг. Кроме того, стало возможным применять ряд эффективных мер по сокращению расходов.

Основываясь на положительном опыте применения ЕНС ТРУ в группе компаний Фонда, с 2013 года справочник внедрен в систему государственных закупок Республики Казахстан.

В 2013 году Справочник ЕНС ТРУ был дополнен данными системы классификации строительных материалов, изделий и инженерного оборудования Министерства регионального развития Республикии Казахстани данными данными государственного реестра лекарственных средств Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

с 2014 года начата работа по внедрение в ЕНС ТРУ национальных и межгосударственных стандартов, в части товарных позиций.

В 2015 году проведена модернизация Информационной системы «ЕНС ТРУ» переход на 30-значный код и мероприятия по нормализации данных в справочнике.

Цели и задачи:

— Создание целостной информационной системы на основе единого классификатора;

— Статистика и анализ потребности товаров, работ и услуг;

— Проведение анализа плановой потребности в количественном и суммарном выражении в определенном товаре, работе или услуге,с возможностью заключения долгосрочных договоров и развития местного содержания;

— Проведение мониторинга цен товаров, работ и услуг;

— Унификация наименований товаров, работ и услуг для системы учета;

— Выявление отрасли, в которой существует наибольший дефицит в товарах,что позволит спланировать открытие нового производства.

        

KMKS.KZ

ТОО «Самрук-Казына Контракт» ведется мониторинг доли местного содержания в закупках компаний группы АО «Самрук-Казына».

Доля местного содержания в закупках по группе компаний Фонда по итогам 2015 года составляет 75%.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 27.01.2009 г. № 733 «О некоторых вопросах казахстанского содержания при закупке товаров,работ и услуг, приобретаемых организациями и государственными органами» Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан наделено функциями по контролю и мониторингу местного содержания в закупках национального управляющего холдинга, национальных холдингов,национальных компаний, их дочерних и аффилиированных компаний, иных юридических лиц с участием государства и принятию мер в случае выявления нарушений.

Также согласно статье 19 Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» информация по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг группы Фонда предоставляется консолидированно в лице национального управляющего холдинга в уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по форме и в сроки,установленные им.

В реализацию вышеуказанных требований законодательства РК ТОО «Самрук-Казына Контракт», как Уполномоченный орган Фонда по вопросам закупок, обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации по местному содержанию, представляемой компаниями Фонда согласно Инструкции о порядке составления и представления отчетности по вопросам закупок,утвержденной решением Правления АО «Самрук-Қазына» от 18.04.2016 г. № 12/16.

Инструментом представления консолидированной информации по доле местного содержания в закупках Холдинга является Портал Уполномоченного органа Фонда по вопросам закупок «Карта мониторинга казахстанского содержания в закупках»

SKM.KZ

Основными функциями Департамента мониторинга и маркетинга цен в закупках являются:

— осуществление мониторинга закупок товаров, работ и услуг организаций группы АО «ФНБ «Самрук-Казына»,

— проведение маркетинга цен основных номенклатурных позиций товаров,закупаемых компаниями Холдинга.

Департамент участвует в работе по совершенствованию процесса закупок,направленной на повышение прозрачности и эффективности процедур закупок компаний Холдинга: разрабатываются локальные акты, касающиеся процесса закупок и отчетности в этой сфере, принимаются меры к сокращению нарушений, выявленных в процессе мониторинга.

Департамент тесно сотрудничает с организациями группы Фонда в сфере закупок, проводит совместную работу с другими структурными подразделениями Товарищества в части выявления и предупреждения нарушений в проводимых Организациями Холдинга закупках,взаимодействует с государственными органами, а также с ассоциациями и общественными объединениями.

PKO.SKC.KZ

Международная практика демонстрирует широкое развитие механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков желающих участвовать в проводимых закупках заказчика. Данную процедуру проводят такие компании какAchilles Group Limited,Газпром, Тенгизшевройл, Khazanah Nasional Berhad и другие организации. Это связано с тем, что заказчики нацелены на приобретение качественных товаров, работ и услуг у квалифицированных поставщиков в целях минимизации рисков и оптимизации сроков проведения закупок. В свою очередь, квалифицированность потенциальных поставщиков подразумевает соответствие поставщика международным стандартам и соответствующему уровню предъявляемых требований по качеству, ресурсам,производственным мощностям и т. д.

Таким образом, учитывая мировой опыт проведения закупок и квалификационного отбора поставщиков, в условиях вступления во Всемирную торговую организацию, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» внедряет предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков для дальнейшего проведения закупочных процедур. Предварительный квалификационный отбор является процессом оценки потенциальных поставщиков квалификационным требованиям по закупаемым товарам, работам и услугам.

В декабре 2015 года Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» утверждена Политика по управлению закупочной деятельностью. 30 мая 2016 года также утвержден Стандарт предварительного квалификационного отбора, описывающий весь процесс начиная с регистрации в системе предварительного квалификационного отбора,заканчивая включением в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков. Для оперативности и исключения субъективного подхода,процесс проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков будет осуществляться автоматизированной системой ИС ПКО (www.pko.skc.kz).

При проведении закупок, организации, входящие в Холдинг «Самрук-Казына», осуществляют процесс закупок товаров, работ и услуг среди потенциальных поставщиков прошедших предварительную квалификацию. Предварительный квалификационный отбор призван защитить заказчиков от неквалифицированных поставщиков, которые могут нанести и создать риски дальнейшей деятельности заказчиков, повысить качество закупаемых товаров, работ и услуг и оптимизировать сроки проведения закупок.

Поставщики, прошедшие предварительный квалификационный отбор,получают возможность по участию в закупаемых Холдингом товаров, работ и услуг на срок до 3-х лет. Кроме того, внедрение предварительного квалификационного отбора способствует повышению уровня самого поставщика и его способности конкурировать на рынках товаров, работ и услуг внутри государства и за его пределами, а также демонстрации сильных качеств поставщика и его возможностей.

Таким образом, внедрение предварительного квалификационного отбора будет способствовать развитию системы проведения закупок, повышению уровня конкурентоспособности поставщиков, а также наладить взаимовыгодное сотрудничество между заказчиком и поставщиком. Дальнейшая работа по усовершенствованию предварительного квалификационного отбора в целом по стране и принятие его другими государственными и частными организациями в закупочной деятельности позволит развитию качества и поднятию уровня конкурентоспособности отечественных предпринимателей и производства в целом.

КАТЕГОРИЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ

Решение Правление Фонда № 09/17 о делегировании ТОО «Самрук-Казына Контракт» полномочий по осуществлению функций Центра компетенций Фонда по категорийному управлению закупками

Основные цели Центра компетенций Фонда:

  • Разработка централизованных закупочных категорийных стратегий
  • Управление категориями закупок на уровне Фонда
  • Методологическое руководство и поддержка по категорийному управлению закупками в Холдинге;
  • Мониторинг и координация категорий закупок организаций Холдинга и Фонда
  • Централизованное развитие категорийного управления закупками

Функции Центра компетенций Фонда:

  • Формирование и утверждение Перечня категорий закупок организаций Холдинга и Фонда
  • Актуализация стандарта по закупочной деятельности по категорийному управлению закупками
  • Разработка и обеспечение утверждения методологии и шаблонов по категорийному управлению закупками
  • Мониторинг на постоянной основе достижения эффекта от закупочных категорийных стратегий
  • Разработка и актуализация для Фонда закупочных категорийных стратегий по категориям
  • Выбор поставщика, проведение переговоров для реализации закупочных категорийных стратегий по категориям Фонда
  • Формирование и ведение базы знаний по разработанным и реализованным закупочным категорийным стратегиям
  • Обучение категорийному управлению закупок организаций Холдинга
  • Осуществление экспертной поддержки организациям, входящих в Холдинг,при разработке и реализации закупочных категорийных стратегий
  • Формирование отчетности по категорийному управлению закупками

По результатам 2017 года Центром компетенций Фонда:

  • Разработаны 3 (три) стратегии: «Легковые автомобили и автобусы», «Электроэнергия» и «Медицинское страхование»;
  • По автотранспорту достигнут эффект 142 млн. тенге;
  • По результатам мониторинга в разрезе портфельных компаний по 7 категориям достигнут эффект 1,5 млрд. тенге, и представлена экспертная поддержка по 9 проектам.

ПРОГРАММА НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

В целях поддержки импортозамещения товаров, закупаемых дочерними и зависимыми организациями АО «Самрук-Казына» (далее — Фонд) на постоянной основе, содействия развитию отечественных поставщиков — субъектов малого и среднего бизнеса вокруг национальных компаний,Фондом в 2014 году принята и реализуется Программа содействия модернизации действующих и созданию новых производств на 2014−2022 годы (далее — Программа).

Целью Программы является поддержка инициатив субъектов частного бизнеса, желающих освоить новый вид продукции либо модернизировать действующее производство в целях удовлетворения спроса компаний Фонда.

Основным условием для участия в Программе является долгосрочная потребность в товаре, а также наличие импорта данного товара в связи с отсутствием отечественных аналогов либо недостаточностью их количества или качества.

Главным инструментом поддержки в рамках Программы является механизм гарантированного прямого закупа, в том числе долгосрочного, со стороны компаний Фонда продукции, выпущенной в рамках проектов по созданию новых и модернизации действующих производств, на основании подпункта 30) пункта 137 Правил.

Так, согласно подпункту 30) пункта 137 Правил Заказчик обязанприобретения товара, производимого потенциальным поставщиком в рамках реализации Проекта по созданию новых производств.

При этом в соответствии с пунктом 2 Правил Проект по созданию нового производства — проект, включенный в Перечень проектов, реализуемых в рамках Программы содействия модернизации действующих и/или созданию новых производств на 2013 — 2022 годы, утвержденной решением Правления Фонда.

Программа реализуется следующим образом.

Фондом сформирован пул наиболее востребованных товаров,импортируемых в настоящее время группой Холдинга. Данный перечень опубликован на сайте рабочего органа Программы — Самрук-Казына Контракт. Наряду с этим, предусмотрена возможность направления предложений субъектами предпринимательства в порядке инициативы для включения тех или иных товаров в указанный перечень.

Любой предприниматель, заинтересованный в модернизации действующего или создании нового производства товара, включенного в перечень востребованных товаров, может участвовать в Программе.

На первом этапе Предприниматель подает заявку в Самрук-Казына Контракт по установленной форме.

Самрук-Казына Контракт рассматривает заявку на предмет соответствия целям Программы и в случае положительного решения направляет на рассмотрение Экспертной группы ДЗО Фонда.

В настоящее время разрабатывается алгоритм автоматизации процесса подачи заявок.

На втором этапе Экспертная группа рассматривает проект с технической стороны на предмет соответствия заявленного товара техническим требованиям Заказчиков.

В случае соответствия товара техническим спецификациям, проект направляется на одобрение Комиссии Фонда по модернизации. В противоположном случае, несоответствующий проект направляется на доработку Инициатору.

После одобрения проекта Комиссией Фонда Инициатор приступает непосредственно к реализации проекта по модернизации или созданию нового производства.

На завершающей стадии Инициатор уведомляет Самрук-Казына Контракт об окончании реализации проекта и Экспертная группа осуществляет выездной технический аудит на производственную площадку и ознакомлением с пробной партией выпущенного товара.

При положительном результате выездной технической экспертизы Проект утверждается Комиссией Фонда. О чем письменно уведомляется Инициатор и Заказчики данной продукции по группе Фонда.

С этого момента начинает действовать норма подпункта 30) пункта 137 Правил закупок, обязующая прямой закуп из одного источника товара,выпущенного в рамках Программы новых производств, непосредственно у товаропроизводителя — Иницатора, минуя тендерные процедуры.

Также в рамках Программы предусмотрена возможность софинансирования со стороны Фонда или его компаний путем участия в уставном капитале.

На сегодняшний день уже реализовано 8 проектов с совокупной стоимостью свыше 21 млрд. тенге. Сумма заключенных контрактов по данным проектам с момента их реализации составила 7,5 млрд. тенге (это буровое оборудование для добычи урана, сварочные электроды, смазочные материалы, полимерные изоляторы, высокообогащенный уголь и другое).

Поиск перспективных проектов продолжается.

Дополнительную информацию Вы сможете узнать на нашем официальном сайте skc. kz и социальных сетях Facebook и Instagram.

Адрес: г. Астана, ул. Кунаева 8, блок Б, БЦ «Изумрудный квартал», 33 этаж.

Телефон:8 (7172)575−079

E-mail: zh_kupeshev@skc.kz

Жомарт Купешев — главный менеджер департамента стратегического развития Самрук-Казына Контракт

РЕЕСТР ВОСТРЕБОВАННЫХ ТОВАРОВ

ПРОГРАММА

Приложение к Программе