По данным статистики, в настоящее время в Казахстане доля машиностроения в общем объеме обрабатывающей промышленности составляет порядка 15–18%, а в структуре ВВП – около 5–7%. В условиях глобальных вызовов именно эта отрасль, как правило, становится стратегическим ресурсом, способным обеспечить устойчивость и конкурентоспособность национальной экономики. Но каковы ее перспективы? Ответить на этот и некоторые другие вопросы мы попросили директора Агентства мониторинга автомобильного рынка Артура Мискаряна.
– Артур Эдуардович, какие именно направления сегодня наиболее приоритетны для развития машиностроения в Казахстане?
– Машиностроение в Казахстане охватывает несколько направлений, в том числе это производство легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, прицепов, сельскохозяйственных машин. Кроме того, действуют предприятия, выпускающие технику для горно-металлургического комплекса, нефтегазовой и железнодорожной отраслей.
На сегодняшнем этапе в качестве приоритета нужно выделить производство автомобильных компонентов – это шины и диски, мультимедийные системы, сиденья, аккумуляторы и другие позиции, востребованные при выпуске потребительской техники.
Помимо этого, безусловно, приоритетом является подготовка кадров на базе учебных заведений, действующих в Алматы, Костанае, Семее и других городах. В данном направлении государство проводит соответствующую работу, а бизнес, помимо развития материально-технической базы учебных заведений, организации зарубежных стажировок и выделения грантов, с недавних пор занимается и обеспечением жилищных условий для молодых специалистов.
Тем не менее с развитием отрасли вопрос подготовки кадров не теряет значимости, отрасль испытывает дефицит специалистов, поэтому необходимо работать над повышением популярности рабочих профессий.
– Что Вы можете сказать о факторах, которые сегодня влияют на состояние машиностроительного комплекса в Казахстане? Каковы прогнозы на ближайшие годы?
– Основной фактор – растущий спрос на технику, выпускаемую в Казахстане. Причем как на внутреннем рынке, так и за пределами страны. С одной стороны, это обусловлено сохраняющимся платежеспособным спросом, а с другой – необходимостью обновления и увеличения численности парка техники, используемой в разных секторах экономики.
Кроме того, нужно отметить то обстоятельство, что Правительство и отраслевой регулятор занимают вполне определенную позицию относительно необходимости развития машиностроительной отрасли. Для бизнеса это важное условие с точки зрения притока инвестиций.
– Какие меры принимаются для развития локальных производственных цепочек и внедрения цифровых технологий в машиностроении?
– Есть несколько ключевых проектов в разных регионах. Среди них стоит отметить активное внедрение новых технологических процессов и расширение перечня выпускаемой техники в Абайской, Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях. Осуществляется строительство автомобильных кластеров в Костанае и Алматы. Готовятся к запуску новые предприятия – мультибрендовый завод по выпуску автомобилей трех китайских брендов и автомобильный завод Kia, в строительство которого инвестирует корейский концерн.
Безусловно, с точки зрения технологичности используемого оборудования, роботизации и цифровизации рабочих процессов это значимые и сложные проекты.
– Как Вы оцениваете эффективность государственной поддержки машиностроительного комплекса и что нужно сделать, чтобы обеспечить его конкурентоспособность на мировом рынке?
– Оценку можно дать, опираясь на ключевые измерения, – это стабильный рост объемов, увеличение числа предприятий и рабочих мест, а также расширение модельного ряда техники, выпускаемой со сваркой и окраской кузовов. В скором времени заработает и штамповочное производство в Сарани.
Для выхода на внешние рынки необходимо внедрять и развивать инструменты содействия экспорту. По аналогии с тем, как это работает в других странах, занятых развитием машиностроения.
Источник: https://kazpravda.kz/n/strategicheskiy-resurs-ekonomiki/