18 декабря 2025 года под председательством Мейрама Пшембаева состоялось очередное заседание Комитета машиностроения и металлообработки Президиума НПП РК «Атамекен».
Открывая заседание, председатель Комитета машиностроения и металлообработки Президиума НПП РК «Атамекен» Мейрам Пшембаев отметил, что машиностроительная отрасль Казахстана демонстрирует устойчивый рост. По данным Бюро национальной статистики, за 10 месяцев 2025 года объем производства в машиностроении составил 4,3 трлн тенге, индекс физического объема – 111,5% к аналогичному периоду прошлого года. Инвестиции в основной капитал отрасли достигли 211,7 млрд тенге, увеличившись с 189 млрд тенге по сравнению с годом ранее. Существенный рост инвестиций зафиксирован в секторе производства транспортных средств – 282% к прошлому году.
«При этом, по прежнему высокой остается доля импорта. При общем объёме импорта страны почти 46 млрд долларов США за 9 месяцев на продукцию машиностроения пришлось около 20 млрд долларов, или 43% от общего объёма», - сказал Мейрам Пшембаев.
По его словам, в данном направлении сохраняется значительный потенциал для роста отечественного производства и снижения импортозависимости.
С докладом об итогах деятельности Союз машиностроителей Казахстана за 2025 год, а также о ходе реализации Комплексного плана развития машиностроительной отрасли на 2024–2028 годы выступил директор Исполнительной дирекции Союза Талгат Базарбеков.
Он подчеркнул, что реализация Комплексного плана является одним из ключевых направлений работы Союза. По его словам, из 79 мероприятий, предусмотренных документом, работа начата по 71 пункту, при этом 21 мероприятие уже полностью реализовано.
«Комплексный план – это системный документ, направленный на кратный рост отрасли. Его целевые ориентиры предусматривают увеличение объемов производства в 4,5 раза, экспорта – в 3 раза, производительности труда – в 2 раза и инвестиций – в 1,5 раза», - отметил Талгат Базарбеков.
Отдельное внимание было уделено принятым изменениям в правилах закупок недропользователей. В 2025 году утверждены нормы, закрепляющие обязательную предоплату не менее 30% при заключении договоров с казахстанскими товаропроизводителями в сфере добычи твердых полезных ископаемых, а также разведки и добычи углеводородов и урана.
Кроме того, расширен перечень мер государственного стимулирования промышленности, включая возмещение затрат на железнодорожные перевозки и международную сертификацию продукции.
Совместно с Правительством и Парламентом приняты важнейшие законодательные изменения. С 1 июля вступили в силу поправки, исключающие закуп нестандартизированных товаров через биржи. Законодательно предусмотрены механизмы утверждения программ развития внутристрановой ценности и заключения офтейк-контрактов крупными заказчиками. В рамках поправок в Кодекс «О недрах и недропользовании» в Сенате находится норма по установлению минимальной доли внутристрановой ценности в закупаемых товарах. В новый Налоговый кодекс включена норма по уплате НДС методом зачёта на импортируемое оборудование для строительства новых и модернизации действующих производств, предусмотрена отсрочка уплаты НДС до 1 года на импорт не производимых в стране материалов и комплектующих для выпуска конечной продукции. Также в новый Налоговый кодекс включены 300% налоговые вычеты предприятиям на НИОКР.
В ходе заседания также было рассмотрено уведомление Мейрама Пшембаева о досрочном сложении полномочий председателя Комитета машиностроения и металлообработки НПП РК «Атамекен» с 19 декабря 2025 года по собственной инициативе.
По итогам обсуждения был поднят вопрос о назначении заместителя председателя Правления Союза машиностроителей Казахстана, члена Комитета машиностроения и металлообработки Президиума НПП РК «Атамекен» Ерканата Маканова председателем Комитета.
Ерканат Маканов имеет значительный опыт работы в машиностроительной отрасли, ранее работал в НПП «Атамекен», занимал должности заместителя директора исполнительной дирекции, директора исполнительной дирекции и советника председателя Правления Союза машиностроителей Казахстана. Обладает глубокими знаниями специфики машиностроения и металлообработки, а также практическим опытом реализации отраслевых инициатив.
Участники заседания отметили необходимость дальнейшей консолидации усилий бизнеса и государства для снижения импортозависимости, развития локального производства и повышения конкурентоспособности отрасли машиностроения.